Преподаватель

9rKX9Mc5-EY
Для меня Мир был и остаётся гигантской загадкой, а живопись каллиграфия и другие виды творчества я воспринимаю как инструменты исследователя. Приоткрыть занавес явного, заглянуть за кулисы очевидного, увидеть, как тайные вселенские механизмы творят реальность – вот что мне всегда было интереснее всего. В этой статье я хотел бы поделиться результатами исследования, которое веду уже более десяти лет, результатами исследования реальности через работу с кистью.

Стремление найти ответы побудило меня пуститься в странствие к истокам Истины. Не успел я и подумать о том с чего начать, как ко мне в руки попала карта.

Это была древнекитайская карта, украшенная тайнописью волшебных знаков. У карты было пять углов, в каждом из углов стоял определённый символ. Это были иероглифы пяти первоэлементов у-син. Взаимодействие этих пяти первостихий рождало рисунок, который описывал весь зримый и незримый мир. Я снова и снова разглядывал величественные ландшафты неба и земли, гор и вод, событий и пауз, пустот и наполненностей и дивился, как всё это многообразие может быть лишь следствием пяти волшебных трансформаций. Трудно найти зрелище, настолько завораживающее своими масштабами как то, что изображала эта карта. Внимательно присмотревшись, я понял, что карта рассказывает в том числе и про мою жизнь.

С тех пор моя жизнь связана с исследованием тайны у-син.

Теорию взаимодействия пяти первоэлементов можно назвать фундаментом китайской культуры. На ней основано всё: традиционная китайская медицина, календарь, астрология, геомантия Фен Шуй, боевые искусства У-Шу, практики даосской алхимии и многое другое, но именно живопись у-син дала мне первые ключи к расшифровке той карты.

Суть искусства живописи У-син в постижении Мира через движение кистью. Работа с пятью мазками этой живописи позволяет почувствовать суть первоэлементов, понять и прожить пять волшебных трансформаций природы.

Каждый из элементов последовательности у-син это ощущение, чувство, действие. Дерево – тугое, упругое, вязкое, тёплое уверенное движение роста. Огонь – быстрое, горячее линейное стремление вверх и внутрь. Почва медленное и дробное движение собирания и рассеивания. Металл – скользящее, острое, холодное, гибкое, быстрое интравертное вращение. Вода прохладное долгое закрученное стекание вниз и наружу. Отсюда и основной принцип живописи у-син: сначала сонастройся с предметом, определи его движение, а потом уже делай движения кистью.
Первое с чего я начал исследование живописи У-син – был мир Деревьев. Стихия Дерева выражена в упругом мазке от точки до точки, но дабы выразить натуру каждого конкретного дерева я видоизменяю мазок.

У каждого дерева своя неповторимая индивидуальность, своё дыхание. Дуб вязкий, сильный, плотный, медленный – это архетип стихии Дерево. Именно такими движениями и стоит изображать его, добавляя закрученное движение Воды, чтобы прибавить выразительности. Клён ажурный, бестелесный, долгий для его изображения следует добавить в мазки стихию Металл. Горная Сосна это дремлющий дракон – долгожитель, делающий один вдох три дня. Его следует изображать неспешными пятнами Почвы, украшая россыпями чешуек и хвойных иголок. Совсем другое дело – весёлый быстрый огненный Эвкалипт или плакучие Ива и Берёза в которых так много стекающего движения Воды. Ниже некоторые мои работы, результаты исследования мира Деревьев.

Живопись и Цветы нераздельно связаны друг с другом. Так же как и стихия каждого отдельно взятого Дерева, движение каждого цветка – неповторимо. Исследовать цветы, травы листья при помощи быстрых выразительных движений у-син очень приятно и увлекательно. У цветов есть символ и есть образ. Символ это то чем их наделяет та или иная культура. Образ – это проявление натуры цветка. Мне в цветах более всего был интересен именно образ, ведь именно отталкиваясь от образа можно угадать движение которым рисовать цветок.

Совсем иначе раскрывается смысл этого исследования, если сделать композицию двухчастной и добавить к цветку сосуд. Как движение сосуда может быть продолжено или завершено цветком?

Эта постановка загадки открыла для меня новый простор исследований. Очень важен материал сосуда. Если это тёплая открытая, фактурная керамика, то лучше всего выразит эти качества мазок Почва. Если речь идёт про холодный утончённый, гладкий, аристократический фарфор то я выберу мазок Металла. Не только материал сосуда имеет значение.

Форма сосуда неразрывно связана со стилем эпохи и государства его создавшего. Что такое стиль? Какие бывают стили? Какие энергии проводят эти стили, и как это резонирует с энергией цветка. Составляя композиции из цветов и разных сосудов, я получил множество ответов на вопрос о том, как вещи в этом мире могут дополнять друг друга.


Живопись деревьев и цветов для меня были лишь первым ступенями, ведущими к мастерству в работе с кистью. Первые несколько лет обучения живописи у-син все мои взоры были устремлены на живопись животных. Ведь именно в ней лучше всего проявляются характерные особенности данного искусства. Прежде других я начал работать с изображением птиц, рыб и насекомых. Мне очень нравилось, как быстро проведённый мазок Огня оживляет маленьких синиц и воробьёв. Но если хочется показать ротана, леща или щуку в чешуйчатой кольчуге, здесь поможет мазок почвы. Мазок Почвы раскрывает неспешную натуру сухопутной черепахи и жёсткость членистоногих. Мазок Вода прекрасно подойдёт для отражения характерных особенностей любых моллюсков. Полёт Кондора точнее поймать использованием движения Металл. А вот изящное использование элемента Дерево в разных его ипостасях – основа изображения млекопитающих.

Но это лишь знакомство с животными в первом приближении, на следующем уровне можно рассмотреть каждое конкретное живое существо, распознать его походку, дыхание, повадки. В конце концов, ведь и всех кошек характер разный, а следовательно и использовать нужно будет разные художественные приёмы. И здесь не стоит ограничиваться мазками у-син. Где то нужно будет применить пятно, где-то мазок, а где-то – линию.
Эксперименты с изображением животных мазками дают очень много для понимания особенностей, как самих зверей, так и свойств элементов у-син и конечно же это прекрасная тренировка глазомера и техники работы с инструментом.


Венцом искусства работы с кистью в живописи у-син является изображение фигур людей мазками пяти первоэлементов. Как уловить индивидуальный характер каждого человека и поставить ему в соответствие определённый мазок у-син? Как при этом не ошибиться основных в пропорциях тела и лица?

Сейчас, спустя 10 лет после начала изучения живописи у-син я делаю только первые шаги в этом жанре и стараюсь не спешить, дабы не упустить самого важного.

Создание пейзажа тождественно путешествию в десять тысяч ли, которое мы можем предпринять не выходя из комнаты. Изобразить пейзаж – это значит фактически сотворить целый Мир на листе. Первое что привлекло меня в пейзаже это умение создавать пространство, превратить плоскость листа в окно, демонстрирующее просторы протяжённостью в тысячу ли. Горы, воды, облачные моря, океаны, пустыни и бескрайние леса – всё это вмиг может появиться перед тобой, лишь следует взять кисть в руки.

Спокойные, устремлённые вверх горы – это архетип Ян. Воды и облака, вечно пребывающие в движении, клубящиеся в долинах и лощинах – это проявление Инь. Так и получается, что работая с пейзажем в технике у-син, гармонизируешь эти два базовых начала в себе.
У всего в пейзаже есть свой характер. Горы бывают молодые и старые. Воды и Облака пребывают то в спокойствии, то в движении. Именно это мне всегда и было интересно в пейзаже – почувствовать, увидеть и выразить движение и взаимодействие стихий.
Изображая пейзаж я стремился уйти от слишком явного натурализма, дабы обнаружить в готовой картине нечто большее чем просто вид приятный взгляду, раскрыть то сокрытое потаённое потаённое, что скрывается за формой Гор и Вод.






Я никогда не хотел писать в каком-то стиле. Для меня первичным было стремление понять и выразить сокровенную сущность натуры. Частыми героями моих картин становились любимые с детства корабли.

По ходу исследования живописи у-син я не раз возвращался к китайской традиционной живописи, отрабатывая базовые сюжеты дальневосточной традиции, копируя мастеров древности. В течение года изучал китайскую традиционную живопись стиля се и, периодически посещая уроки в Пекинском институте изобразительных искусств. Изучение китайской живописи го хуа неотделимо от каллиграфии и я стал изучать китайскую каллиграфию. Сразу же стало ясно что ничто не даёт такой уровень владения кистью, как техника китайской каллиграфии. Спустя 7 лет после начала изучения искусства написания иероглифов могу смело подтвердить, что именно каллиграфия создаёт фундамент, основу здания живописи.

Иероглифы и их изучение открыли для меня ещё один затерянный Мир магических знаков и священных текстов. Совершенно неожиданно я осознал, что иероглифы не есть простые графические изображения, они говорят с нами, их можно почувствовать. Через копирование древних текстов можно обрести новый уровень их понимания, а древние иероглифы пяти первоэлементов у-син дают эталонное понимание тех чувств, которые несут в себе элементы Дерево, Огонь, Почва, Металл и Вода. Это знание и позволило расшифровать те древние знаки по углам Карты, о которых писал в начале статьи.


И ещё одним инструментом познания закономерностей у-син стала для меня система Ба цзы. В соответствии с которой течение времени так же является проявлением взаимодействия пяти стихий. Теперь я вижу что весь мой творческий путь, связанный с исследованием у-син подчинялся тем самым законам которые я исследовал.

Первые шаги в изучении у-син я сделал в 2004 году. Про У-син я узнал из приятной беседы во время китайской чайной церемонии. С тех пор интерес к китайской живописи для меня следовал неотрывно от интереса к чаю. 2004 год – год начала шестидесятимесячного, т.е. пятилетнего цикла китайского календаря. Именно по окончании первой пятилетки знакомства с у-син, в 2009 в Москве развернулось активное преподавание живописи у-син, появилась школа живописи у-син, а ещё через 5 лет в 2014 году школу живописи у-син и меня лично ожидали большие трансформации.

2004 год в китайском календаре обозначен иероглифами 甲申 «цзя шень». Иероглиф 甲 цзя – имя так называемого небесного ствола, соотносимого со стихией Дерева Ян.

Спустя два года, в 2006 год Огня 丙戌 БинСюй произошла памятное знакомство с живописью У-син. Это было настоящее открытие. До встречи с живописью у-син мой интерес к метафизике у-син носил ментальный характер. Максим Парнах от которого я узнал про эту волшебную живопись помог мне обрести живой, действенный и очень эффективный механизм познания мира через кисть.

Тогда же я начал посещать уроки и лекции по другим искусствам пяти первоэлементов. Оказалось что мир практического приложения знания пяти первоэлементов необъятен: от китайской традиционной медицины до искусства фен шуй. И живопись у-син может стать ключом к двери в мир восприятия пяти первоэлементов.

Ещё через два года в 2008, носившем имя У Цзы 戊, настала очередь стихии Почвы, я ушёл из офиса и сделал первые шаги как преподаватель живописи пяти первоэлементов.

2010 год, Гэн Инь 庚寅 под небесным знаком элемента Металл Школа Живописи У-син обрела место на Чистых прудах. В этом же году я начал учить китайский язык, впервые попал в Китай и влюбился в эту страну навсегда. С тех пор каждый год обязательно предпринимаю арт путешествия в Китай.

За металлом шла Вода, За Водой – Дерево и затем снова Огонь. Каждые два года в моей жизни и в судьбе школы у-син происходили перемены. Так мы дошли до нынешнего 2016 года, когда уже через 12 лет после знакомства с законами у-син и через 10 лет после знакомства с живописью у-син я пишу эти строки для нового проекта под названием «У-син. Алхимия Творчества».

Мои статьи:

Статьи про китайскую живопись:
Шесть законов Лю Фа – основа китайской живописи и живописи у-син
Китайская пейзажная живопись шань шуй 山水 ЯЗЫК ГОР И ВОД
Зарождение китайской пейзажной живописи в эпоху Тан 唐
Монументальные китайские пейзажи эпохи северная Сун 北宋
Чаньская философия пейзажа и китайская пейзажная живопись эпохи Южная Сун 南宋
Китайская пейзажная живопись в эпоху Юань 元
Китайская пейзажная живопись в эпоху Мин 明
Китайская пейзажная живопись в эпоху Цин 清
XX век в китайской пейзажной живописи

Статьи про У-син и Живопись У-син:
Как реализованы принципы у-син в живописи у-син
Интервью Щербакова Андрея для проекта “Восток-Запад”
Cистема 5-и энергий У-СИН
Коротко о живописи у-син
Теле передача “В здоровом теле” о принципах “живописи у-син”

Статьи по истории:
Топология цивилизаций
Макроцикличность развития истории человечества
Метафизика искусствоведения или какой смысл в критике?

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки: