Метафизика искусствоведения или какой смысл в критике?




живопись у-син, у-син, китайская живопись
Для многих художников, да и вообще творческих людей, критика их творений со стороны третьих лиц крайне значима. Помню, как-то раз я смотрел комедию “Всемирная история” Мэла Брукса. Один из первых сюжетов этой комедии описывал то, как пещерный человек впервые начал рисовать (тех самых бизонов на стене французской пещеры). Закадровый голос диктора объявил: “так появился первый художник”. Затем этот первобытный художник пригласил племя оценить картину. Вождь племени посмотрел на неё, забрался на камень повыше, посмотрел ещё раз на картину, сверху вниз, снял штаны и помочился на творение, пользуясь своим более высоким социальным статусом. Голос за кадром объявил: “так появился первый художественный критик”. С тех времен, конечно же, мало что изменилось. И до сих пор, многие люди, обладая даже очень серьёзным социальным статусом, не упускают возможность самоутвердиться за счёт других. Но есть, конечно же, и так называемая “объективная критика”, которая, на самом деле, всё равно субъективна, но, тем не менее, полезна для автора произведения. Например, для ученика критика со стороны учителя, является неотъемлемым условием творческого развития. Исследование, приведённое ниже, я провёл, чтобы понять, какова вообще природа критики и какие бывают критики.

Само явление критики так социально значимо в силу того, что большинство людей самоутверждаются за счёт внешней среды. То есть, для того чтобы чувствовать себя уверенно, многим необходимы как элементы материального благополучия, так и чувство собственной авторитетности, иначе говоря, чувство собственной значимости, которое человек и генерирует, критикуя другого.

Но есть и ещё одна сторона дела: критикуя, человек постоянно проецирует свою систему убеждений на внешние объекты. То есть так же как раскрытие личности художника происходит через его картину, раскрытие личности критика происходит через тот тип критики, который он высказывает. Так что, услышав критику, можно понять, на каком уровне восприятия мира находится человек. А уровней этих всего 4. Сначала приведём их, а потом объясним, почему их собственно столько:

1) Первым и самым популярным типом восприятия реальности является восприятие формы. Людей этого типа интересует лишь точность передачи формы. То есть, успешность той или иной картины оценивается лишь по степени схожести с оригиналом. Естественно, что любимым типом художественных произведений, для таких людей, будут реалистические картины, где натура передана с фотографической точностью. Любимыми художниками часто являются Айвазовский или Шишкин. Соответственно, если такой человек будет смотреть кино, то результирующая оценка режиссёру будет вынесена по принципу: “могла эта история иметь место в реальности или нет?”. Так же по достоинству будут оценены спецэффекты, применённые при создании фильма, поскольку они несут новые формы для зрителя. Оценивая музыку, такой человек будет оценивать звучание определённых инструментов, стремиться разложить мелодию на составные части. Песня, на уровне формы, воспринимается лишь, как сюжетная история.

Критически может быть оценено не только художественное произведение, но и процесс его создания. Наблюдатель, оценивающий всё с точки зрения форм, сведёт творческий процесс к материальным составляющим и манипуляциям с инструментами, в картине сверхзначимы будут именно материальные составляющие: тип краски, кисти, бумаги. Приведём пример: под понятием “китайская живопись”, на уровне форм, будет пониматься “сюжет, написанный китайской кистью и тушью, на рисовой бумаге сюань в соответствии со строгими канонами”. То есть, для этого типа восприятия, создание картины будет выглядеть исключительно, как технологический процесс.

Вообще (по жизни) для данного критика будут первичны материальные ценности: удовлетворение потребностей в пище, в комфорте, материальных условиях деятельности, работы (инструменты и пр.). Целью жизни, такой человек, будет считать определённый материальный результат: наличия ребёнка, дома, дерева.

Большой кайф человек этого уровня восприятия получит от смены материальных впечатлений, путешествия, сексуальной физиологической разрядки (которая возможна и без партнёра). Любовь, таким человеком воспринимается, как собственность, обладание, а информация – сама по себе, ради обладания знанием, использованием его в предметной практике.

Выше своего роста, как известно, не прыгнешь, и за гранью восприятия форм останется масса всего. Так, с точки зрения этого уровня восприятия, абстракционизм кажется полной бессмыслицей, а импрессионизм – едва понятен.

2) Следующим уровнем восприятия творчества является “энергетический” или “процессуальный”. Если на предыдущем уровне (форм) человека беспокоило лишь формальное сходство с оригиналом, то на уровне энергий открываются новые грани мира. Например, на этом уровне человеку уже открыта эмоциональная сторона художественного произведения. Успешность произведения оценивается с точки зрения эмоционально впечатления, полученного наблюдателем. Формальное соответствие натуре или образцу уходит на второй план. На этом уровне человек может оценить ценность не только реалистических произведений, но и абстракционизм, поскольку эмоциональная насыщенность картины не обязательно привязана к точности передачи формы. Для многих критиков “энергетического уровня” любимым художником стал Сальвадор Дали или кто-либо из импрессионистов. Насыщенность эмоциональными впечатлениями будет главным критерием для оценки не только картин, но также и фильмов, музыки и прочего. Импрессионисты, у таких критиков, пользуются большим почетом, в том числе, и из-за невероятных цветовых гамм, которые те подбирали для картин, ведь колоритность картины является одним из самых главных факторов, определяющих её эмоциональное наполнение.

Такой критик может полчаса, задыхаясь рассказывать о впечатлениях от фильма или картины, и ни разу не упомянуть, ни одного факта из обсуждаемого произведения искусства. Среди критиков этого уровня чаще, чем среди других, можно найти любителей театрального искусства, поскольку там эмоциональная сторона дела выходит на первый план. Эмоции так важны для наблюдателей этого типа не сами по себе, а лишь как то, чем можно поделиться с другими людьми. Всё, что выходит за грань того, чем можно обменяться, не будет нести ценности для такого человека.

Процесс создания картины для такого человека, будет значить порой даже больше, чем сама картина. Во главу процесса будет поставлено так называемое “вдохновение” Часто люди этого уровня, пытаясь создать “творчество”, буквально охотятся за состоянием “вдохновения”, в котором их больше всего интересует переживание эмоционального возбуждения или просто “кайф”. Такие люди очень часто падки на наркотики и алкоголь, поскольку те несут новые эмоциональные впечатления.

В разряд жизненных ценностей этого уровня попадут, прежде всего: общение в любых формах и видах. Наиболее чёткая ценность также носит ярко выраженный социальный характер, это самоутверждение среди других людей и власть над ними. Именно этот лозунг “стать известным” или “войти в историю” часто и декларируется, как понимание смысла жизни. Любовь будет пониматься, как форма приятия другого человека самого по себе, вне каких-либо его качеств (ребёнка – только потому, что он ребёнок, мужчину или женщину – только потому, что это конкретный человек). В сексе будет ценен, прежде всего, энергообмен, а так же размножение, продление рода. Творческая самореализация такого критика будет пониматься лишь, как элемент социального самоутверждения. Различные практики, такие как йога или цигун, будут восприниматься лишь как обмен энергиями, энергоперестройка внутри себя. Для такого человека ценность будет представлять всё вообще, что можно использовать ради обмена, всё, что связано с понятием процесса.

3) Следующим типом восприятия творчества и ценностей является “информационный”. На этом уровне наиболее важным для критика является вопрос: имеет ли данная картина какое-либо информационное наполнение. Информация может быть любой, это могут быть и сведения о жизни голландских крестьян средневековья, которые можно почерпнуть из соответствующих картин, и сведения о геометрии золотого сечения, которые можно найти в картинах Леонардо Да Винчи. Чаще всего, среди таких людей можно найти любителей разгадать тайную символику и подсмыслы художественных творений, таких как свитки китайских и японских художников, произведения символистов и кубистов Кандинского и Малевича, любые произведения религиозной живописи. Фильмы также, чаще всего, оцениваются с точки зрения интеллектуального содержания. Очень хорошо воспринимаются документальные фильмы или документальные расследования. Хороший интеллектуальный детектив Агаты Кристи или Дэна Брауна приведёт человека этого уровня в состояние эйфории, поскольку в течение всего фильма (книги или пьесы) нужно было постоянно совершать интеллектуальную работу. То же самое с музыкой.

Процесс создания произведения творчества, в данном случае, будет восприниматься в основном с интеллектуальной точки зрения, то есть, как процесс рождения новой идеи.

Вообще, среди ценностей такого критика будут преобладать все, которые связаны с информацией: получение любого знания, как самоцели, начиная с элементарного любопытства, обладание знанием не как таковым, но как познанием, расширением себя (хотя знания всегда имеют тенденцию к использованию на низших уровнях – ради материальной выгоды, практической, или для самоутверждения, обмена); познание из цели познания, искусство из цели созидания многообразия как такового, понимание идей из цели приобщения к ним, вне значимости на их распространение и декларацию. Чаще всего “понять весь мир” или “разгадать тайну бытия” декларируются, как смысл жизни.

Любовь будет восприниматься, как понимание сущности другого человека, принятие его видения мира. Экспансия себя осуществляется через развитие в других способности понимания и осознания, познания, создание группы единомышленников и “духовных детей”.

4) Основные уровни отношения к творчеству мы уже обсудили выше. Всех их объединяет то, что на этих уровнях люди критикуют произведения творчества, для того чтобы самим самоутвердиться в собственных глазах и, тем самым, стабилизироваться на своём уровне мировосприятия. Но есть ещё один уровень отношения к ценностям, предусматривающий качественное отличие от предыдущих трёх. Это “духовно-смысловой” Для начала раскроем само понятие.

Духовные ценности и цели распадаются (можно разложить) на средства и идеалы. Идеалы совершенствования всегда упрощаются, они именно должны быть просты, поскольку совершенны (иметь мало параметров). Средства же духовной устремлённости развиваются по пути усложнения, поскольку форма достигнутого на предыдущем этапе не будет уже совершенствованием на последующем.

В отличие от всех других уровней, где целеобразование может строиться по замкнутому принципу, а ценности самодостаточны (иметь формы ради форм, процесс ради процесса, сущность во имя сущности), смысловой уровень является ненасыщаемым стержнем развития, в принципе.

На этом уровне восприятия на первый план выходит совершенствование человека, как воплощения смысла. Отношения между людьми воспринимаются, как реализации общей осмысленности, но это не работа творческого или созидательного характера, а также познавательного. Это воплощение результатов познания и созидания во всей цельности жизни, бытия, отношения между людьми играют роль во всей законченности. Цельность этих отношений, не только в результатах, но и в формах и средствах их достижения. Так что критика внешних объектов имеет место и на данном уровне, но лишь, как элемент более глобальной системы.

Самосовершенствование является основной функцией изменения смыслов, оттачивание приближает их к идеалам. Творчество и критика, на этом уровне, воспринимаются лишь в контексте работы по общему самосовершенствованию. Похоже, что критику от человека, находящегося на этом уровне, вы сможете получить, только если являетесь его учеником и очень хорошо попросили либо, если критика является инструментом общего развития вашего или его.

Примером такой критики может служить всё то, что можно прочитать об общении Дона Хуана и Карлоса Кастанеды. Для самого же человека смыслового уровня в критике, которую он даёт, могут быть важны совершенно неважные для других детали, такие, как порядок слов, интонация которыми слова произнесены, движения, которые он совершает при этом или поза, в которой находится. На этом уровне критика может быть дана и невербальным способом. Так критика учителя по Ушу, по отношению к ученикам, заключается в нанесении череды вскрывающих ударов. От такой критики часто действительно сложно увернуться.

Теперь объясним, почему отношение к идеям и творчеству имеет именно 4 уровня. Дело в том, что каждый из них соответствует определённому уровню, на котором человек, как существо, ищет стабильности. 1-й материальный уровень соответствует уровню живота, центра, который ответственен за переваривание материальных энергий, прежде всего, пищи. В китайской метафизике этому центру соответствует 1-й, нижний дань тянь, принимающий на себя функции устойчивости физического тела человека, а также биологического размножения. Соответственно, с позиции метафизики люди, воспринимающие мир лишь на уровне форм, опираются на живот, как на основной центр, а сердце и ум играют второстепенную роль.

2-й дань тянь связан, прежде всего, с сердечным центром и занимает всё пространство от диафрагмы до нижней челюсти. Люди, воспринимающие весь мир на уровне энергий-процессов, живут в основном сердцем и его потребностями, а ум и живот лишь помогают в делах сердечных.

3-й дань тянь включает в себя голову и ответственен за устойчивость в ментальных измерениях. Люди, воспринимающие всё с точки зрения сущностей, живут большей частью в голове, а всё остальное тело является вспомогательным инструментом разрешения ментальных коллизий.

Что касается 4-го уровня, то он связан непосредственно с понятием сознания, функция которого заключается в интеграции деятельности 3-х выше обозначенных центров. В Индийской традиции за эту функцию отвечает 7-я чакра. В Китайской традиции местоположению 7-й чакры соответствует точка «Бай хуэй» на макушке.

Такое деление на 4 встречается и в других культурах. Так у Карлоса Кастанеды есть описание зависимости типа личности человека от количества отделений в “астральном коконе”. Только у нагвалей есть все 4 отделения, у остальных – меньше. В индийском обществе такое деление на 4 дало базис для разделения на 4 основные касты.

Можно найти и другие примеры такого деления на 4. Но факт остаётся фактом: люди, высказывая своё мнение по поводу внешнего объекта, должны понимать, что эта критика, в большинстве случаев, является лишь однобоким взглядом, обусловленным тем или иным типом восприятия.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                 

Автор:

Ваш комментарий