Зарождение китайской пейзажной живописи в эпоху Тан 唐




У Даоцзы был реальной исторической личностью. Сегодня осталось лишь несколько росписей и картин за его авторством. Это образы даосских и буддистских святых. Традиция причисляет его к числу 4-х отцов основателей китайской традиционной живописи.

Остальные трое – это Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (IV-V вв), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (VI –VII вв).

Картины Четырёх отцов основателей китайской живописи Вы сможете увидеть ниже:


Многим эти картины могут показаться немного странными и непохожими на то что мы привыкли считать китайской традиционной живописью, но именно с этого она начиналась. Выше мы писали о глубоких даосских корнях китайской пейзажной живописи, но надо так же всегда помнить и осознавать, что живописная традиция Китая во многом сформировалась под влиянием Индийской культуры, ретранслируемой через буддизм. Ведь самые первые памятники китайской живописи это именно образы буддистских святых. Это индийское влияние легко заметить и в схожести шести базовых законов китайской живописи Лю фа с шестью базовыми законами индийской живописи «Саданга».

Часто мы повторяем тезис о том, что Китайская живопись очень древняя, но не отдаём себе отчёт при этом, что в Китае реальная живописная традиция зародилась в то же время, что и в Европе (III – VIII века) и под давлением всё тех же обстоятельств. Изначально, как и в Европе раннего средневековья это была религиозная живопись.

И на вторую ступень развития китайская традиция вступила, так же как и европейская. Этой ступенью была светская живопись эпохи династий Суй и Тан (VI-IX века). Таким образом, первым жанрами китайской живописи была живопись фигур. Пейзаж на таких полотнах появлялся лишь иногда, в сопровождении к большим фигурам божеств и царей на переднем плане.

Самой известной героиней живописи людей стала любимая наложница императора Сюань Цзуна Ян Гуй Фэй. Роковая привязанность императора к наложнице стала причиной крупнейшего кризиса династии Тан, чуть было не разрушившего всю империю.


Второй прелюдией к зарождению китайской пейзажной живописи Гор и Вод были события в светской и духовной жизни династии Тан. Именно во времена династии Тан были написаны первые дошедшие до нас пейзажи.

И здесь ещё один слом шаблонов для тех, кто привык видеть китайский пейзаж монохромным. Первый из дошедших до нас пейзаж – не был монохромным, он относился к жанру «Сине – зелёных пейзажей» или «Золотисто – зелёных пейзажей».

Речь идёт о картине Ли Чжа Дао (李昭道) «Путешествие императора в царство Шу». Более позднюю копию этой картины Вы увидите ниже:


И хотя это одна из самых древних картин похожего жанра, дошедшая до нас, традиция рассказывает о том, что и до Ли Чжа Дао многие известные художники писали пейзажи именно в этом жанре, используя для своих произведений самые яркие краски. Художники многих последующих поколений, стремясь «кистью вернуться к истокам» создавали сине зелёные пейзажи.

Вот примеры этого жанра:


Но мы вернёмся к картине Ли Чжа Дао «Путешествие императора в царство Шу».

Эта картина рассказывает про один из самых драматичных моментов в истории Китая: спасаясь от восстания Ань Лу Шаня, император Сюань Цзун вместе со своей наложницей Ян Гуй Фэй бежит на юг. До конца этого путешествия наложнице дожить не суждено.

Таков был кризис, ставший одной из причин кардинального поворота в истории китайской живописной традиции.

Но начиналось правления династии Тан иначе. Начало правления династии Тан VII –VIII века – до сих пор считают крупнейшим за всю историю Китая подъёмом могущества «Срединного царства». Это же – один из самых ярких периодов в длительной истории китайской цивилизации. Гигантская империя Тан, чьи границы простёрлись от побережья «Восточного моря» до Бухары и Самарканда была самым богатым и развитым государством мира.

В то время, как Европа VII века переживала тёмные века, в Китае существовала развития банковская система, печатались бумажные деньги, изготавливался фарфор и шёлк.
банкнота эпохи Тан
Бесчисленные богатства, полученные от прибыльной торговли по Великому шёлковому пути стекались в Чанъань – самый большой и богатый город планеты. Естественным следствием этого благополучия был пышный расцвет светской культуры. Прежде всего – поэзии. Три величайших поэта в истории Китая жили именно тогда, в эпоху Тан. Это были Ли Бо, Ду Фу и Ван Вэй. Все они были современниками уже перечисленных нами выше художника У Дацзы, императора Сюань Цзуна и его наложницы Ян Гуй фэй.

Поэзия трёх величайших мастеров эпохи Тан – бессмертна и поныне их мастерство считается непревзойдённым. Львиная часть этих чудесных стихов имеет в свое основе пейзажные мотивы. Приведём по одному стихотворению от каждого автора.

Ли Бо
獨坐 敬亭山
衆鳥高飛盡
孤雲獨去閒
相看兩不厭
只有敬亭山
Птицы исчезли, в выси неба растаяв;
Облако скрылось в поисках отдохновенья…
Видеть друг друга нам не надоедает,
Милые горы Беседки Благоговенья!

Ду Фу
兩個黃鸝鳴翠柳
一行白鷺上青天
窗含西嶺千秋雪
門泊東吳萬里船
Две жёлтых иволги поют средь изумрудных ив.
Всё выше белых цапель строй под синь небес плывёт.
В окошке Западный Хребет молчит, в снегу застыв;
Корабль с восточных рубежей причален у ворот…

Ван Вэй
獨 坐 幽 篁 裡
彈 琴 復 長 嘯
深 林 人 不 知
明 月 来 相 照
Один сижу в бамбуковой глуши
И свистом вторю циневой струне*.
О чаще сей не знает ни души,
Куда светить придёт луна ко мне.

Примечание: *Циневая струна – струна китайского инструмента Гу цинь

Все трое великих поэтов так же были и великими каллиграфами, но Ван Вэю суждено будет стать апологетом китайской монохромной пейзажной живописи.
Император Сюань цзун прослыл как покровитель искусств и его увлечение Ян гуй Фэй должны были прославлять величайшие поэты и живописцы поднебесной.

Но эта восславленная в поэзии и стихах привязанность оказалась роковой, увлечённый делами любовными император не уделял более управлению государством внимания. В империи назревал кризис. Командующий войсками Ань Лушань готовил восстание. К тому же он так же влюбился в первую наложницу императора и готовился «освободить её вместе со столицей империи».

Восстание Ань Лушаня привело к одной из крупнейших в истории Китая гражданских войн. Подобно императору, многие знатные дворяне вынуждены были бежать в горы. Среди тех, кто бежал, был и поэт – каллиграф Ван Вэй, укрывшийся в Чань буддистском горном монастыре. Сегодня традиция Чань нам более известна в её японском прочтении как Дзен. Годы проведённые Ван Вэем в буддистском монастыре оставили глубокий след, как в его творчестве, так и в культуре всего дальнего Востока. Именно там, в монастыре Ван Вэй начал писать стихи и картины, пронизанные эстетикой Чаньской аскетичной жизни.

Вернувшись в свет из монастыря, Ван Вэй смог приобщить китайскую элиту эпохи Тан, оправлявшуюся от ужасов гражданской войны к эстетике Чаньского монашеского быта. Тогда же первые японские посланники прибывают к китайскому двору и так же оказываются очарованы эстетикой монашеской Чаньской культуры в изложении Ван Вэя.

Элементы этой культуры, появившиеся в свете сейчас нам известны, как титульные для культур Китая, Японии и Кореи. Это искусство выращивания маленького дерева в горшке, известное нам под японским именем Бонсай, в Китае именуемое Пенцзин. Это традиция чаепития и эстетика чайной церемонии до Ван Вэя не известная ни в Китае ни в Японии, а нынче распространённая по всему миру.

Поэзия Ван Вэя, написанная в чаньском монастыре тысячелетием позже вдохновила великого японского поэта Ба Сё на создание уникального стиля, известного сегодня нам как «хокку».

И конечно же Ван Вэй стал основателем нового стиля живописи, которая опускает всё лишнее и оставляет главное, живописи свободной от страстей мира, – пейзажной живописи тушью.

Пейзаж Ван Вэя, изображающий заснеженную долину до нас не дошёл, но дошли его более поздние репродукции:


Именно с этой картины берёт начала гигантский жанр «зимних монохромных пейзажей». Приведём ниже небольшую подборку работ древних мастеров:

Ван вэй так же известен как автор первого в истории трактата о пейзажной живописи «Тайны живописи». Начинается этот трактат со слов
«Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца. Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст. Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью.

Чань-буддистская философия, дала дальневосточной пейзажной живописи ещё один уровень смысла и символики. Именно этой философии китайский пейзаж обязан своими монохромными тонами.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Комментариев (4) на «Зарождение китайской пейзажной живописи в эпоху Тан 唐»

  1. Ирина пишет:

    Спасибо,интересная статья!Картины пленили…

  2. Юлия Зима пишет:

    Очень хорошо!:)

Ваш комментарий