Передача “В здоровом теле” про китайскую живопись У-син




Эта видео передача, выложенная в 6-и частях позволит вам значительно глубже разобраться в том, как законы китайской философии реализованы в живописи у-син. Живопись у-син буквально пропитана философией Китая. В статье “Как воплощены принципы философии У-син в живописи У-син” об этом написано достаточно подробно. Здесь же речь пойдёт о других важнейших понятиях китайской философии.

Не – деяние и живопись у-син.

“Не-деяние” – ключевое понятие даосской философии впервые сформулированное Лао цзы в “Дао де цзин”. “Не-деяние” это умение действовать, подчиняясь внешним закономерностям. Есть разница между обычным действием, исходящим от желания что-то иметь/не иметь или что-то приобрести/отдать и не-деянием. Действуя при помощи не-деяния вы не привязаны ни к процессу, ни к результату деятельности, по этому вы готовы к тому, что всё пойдёт не так как нужно и в процессе игры все правила трижды изменятся. Ведь если всё равно куда идти, значит вас не возможно сбить с пути.

Как же этот закон воплощается в живописи у-син? Прежде всего в отсутствии эскиза. Рисуя, художник у-син всегда импровизирует, не соответствие полученного результата изначальное задумке – норма. Так же очень важно, что в живописи у-син НЕВОЗМОЖНО ИСПОРТИТЬ РИСУНОК. Любая неожиданность, произошедшая на листе: пролитая тушь, клякса и т.д. не должна вами восприниматься негативно. Если неожиданность произошла, попробуйте воспринять её как знак и изменить замысел рисунка так чтобы найти место для этой кляксы.

В Дао де цзин написано: “высшая добродетель подобна воде”. Постижение принципов не-деяния очень сильно связано с рисованием по мокрому, от пятна. Сначала делаете пятно или спонтанный мазок, а потом ищете в нём форму. Не-деяние в живописи у-син так же состоит и в секрете создания композиций, наполненных путотой, в искусстве использовании в рисунке белого, незакрашенного листа.
Не-деяние, это так же и состояние в котором пребывает художник у-син. Во время создания картины, он спокоен, свободен от суеты и мелочных мыслей, расслаблен телом, внимание сконцентрировано на процессе создания картины.

Ци

Живопись у-син основана на движении. Первый из 6-и принципов китайской традиционной живописи гласит: “Ци рифмуется с рождением движения”. Ци это жизненная энергия, наполняющая нас. Иерглиф 氣 (ци) также часто переводится, как дыхание.
Работая в жанре живописи у-син художник должен связать ритм своего дыхания и движения. Активное движение, ускорение мазка всегда должно быть связано с выдыхом, пауза или замедление движения – вдох. Таким образом каждый из 5-и мазков у-син обладает своим ритмом дыхания.
Во время рисования ци должно свободно течь по телу, для этого следует начать избавляться от телесных зажимов. Прежде всего стоит начать работать с излишним напряжением в плечевой, поясничной и воротниковой зонах.

Одним из важных признаков расслабленности рук и того что вы держите кисть правильно можно считать то, что ваши ладони тёплеют, дышат, покрываясь красными пятнышками, есть ощущение покалывания в ладонях. Позиция для рисования должна давать максимальное расслабление, но не должна способствовать потере концентрации, не стоит горбиться и излишне наклоняться над листом. Стоит следить за тем чтобы позвоночник был постоянно растянут между затылком и поясницей. Эта позиция во многом схожа с базовой позицией для многих видов ци гун и ушу, которая называется “Чжан чжуан” или “стояние в столбе” иногда эту позицию называют “Стояние в дереве”. Так же можно провести аналогии со статичной позицией “Сан тиши”, которая воспитывается в Синъицюань (один из внутренних видов ушу).

Инь и Ян в живописи у-син.

Это довольно обширная тема для беседы, которая активно раскрывается в других моих статьях. Инь и Ян – это вдох и выдох, это чередование быстрых движений медленными, нажима – отрывом и т.д. Инь и Ян это так же и пустота и наполненность в рисунке. Картины, написанные при помощи китайской и японской живописи часто наполнены пустотой, почему?

Пустота, это инь, – неявное, женское начало; наполненность, это ян, явное мужское начало. В природе нашей Инь и Ян уравновешивают друг друга так, что “инь” занимает значительно больше пространства, а “ян” более компактен и “концентрирован”. Возьмите в пример соотношение межзвёздного пространства и горячих звёзд. Холодные пространства между звёздами – гигансткие, не соизмеримые с размерами звёзд. Звёзды которые согревают эту пустоту горячи и крайне плотны. В своей картине художник у-син выражает этот космический порядок, наполняя её пустотой белого листа.

Естественный путь Дао.

Путь Дао, о котором так много писал Лао Цзы, это ещё и путь кисти. Лучше всего принципы следования пути Дао, пути естественности проявляются при рисовании деревьев “в одним мазком”. Если мы не чувствуем естественности, не поняли суть дерева, не впитали принципы развития этого растения, не осознали его ритмы, – то дерево получится неестественным и нарочитым, искусственным. В естественном дереве почти никогда не бывает перпендикулярных и параллельных линий, не бывает абсолютно ровного ствола, всё подчинено “естественной кривизне”. Следует так же уделить много внимания принципу ветвления ствола, корней и веток, именно в нём – суть дерева.

Всё познаётся на практике и после рисования 1000-го дерева, рука уже сама знает, где именно стоит прирастить к стволу ветку, где изогнуть а, где – выпрямить, где укоротить мазок, а где – удлинить. Это понимание должно быть в кисти, даже если вы рисуете абстрактные деревья. Рука сама знает что ей делать и ум этому не мешает своими конструкциями. Это и называется знание естественного закона дао (для деревьев).

Следует обрести этот навык ради того чтобы чувствовать “путь естества” повсюду и применять это знание на практике.

Теперь предлагаю посмотреть запись передачи.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                    

Автор:

Ваш комментарий