Китайская пейзажная живопись в эпоху Юань 元




В 1275 династия Сун пала под напором монголов, основавших новую императорскую династию Юань. Династия правила Китаем около 100 лет, и этот период и сегодня считают крайне неоднозначным в истории Срединного государства. Правление монголов не было простым. То и дело в разных концах обширной империи вспыхивали восстания, подавление которых проходило с большими жертвами и наносило большой ущерб инфраструктуре империи. Ситуацию усугубляли наводнения и неурожаи.

Как это всегда было в истории Китая, на фоне масштабного политического кризиса начался новый этап расцвета китайской культуры. Эпоха Юань дала китайской живописи новую глубину развития.

Именно в эту неспокойную эпоху написаны самые знаменитые шедевры живописи бамбука.


Китайская интеллигенция распалась на 2 лагеря: тех, кто согласился служить при монгольском императоре и тех, кто предпочёл отшельничество в горах службе завоевателям. Но и те, и другие были крайне образованными людьми, которым не чужда была духовная практика.

Пейзаж эпохи Юань необыкновенно мистичен. Интересно, что почти все художники пейзажисты, работавшие в этот период, имели даосское посвящение, состояли в различных даосских школах.

Необходимость восстановления храмов, разрушенных в результате завоевания монголами городов южного Китая, вывела китайскую каллиграфию на новый этап развития. Гигантский вклад в восстановление китайской культуры каллиграфии и живописи принадлежит Чжао Мэнфу. Это был крайне одарённый художник и каллиграф, отпрыск императорской фамилии династии Южная Сун, согласившийся служить новой династии Юань.

В каллиграфии он считается одним из величайших мастеров. Его вклад в развитие почерков Чжуань Шу, Кай шу и Син Шу – трудно переоценить. Чжао был первым, кто начал писать кистью древний почерк Чжуань, ввёл соответствующую культуру написания свитков, согласно которой в заглавии текстов писались древние иероглифы.
Zhao_Mengfu_Record_of_the_Miaoyan_Monastery,_ca._1309–10_Princeton_University_Art_Museum
Чжао был даосом и известен благодаря тому, что писал тексты для даосских храмов, восстанавливавшихся после монгольского завоевания городов Су Чжоу и Ханчжоу.


Чжао был придворным художником и часто рисовал то, что от него требовал «заказ императора». Поэтому в его творчестве мы встречаем портреты великого чиновника на коне, портрет Ламы, картины рассказывающие о ханских конях.


До нас дошли несколько пейзажей Чжао. Все они выполнены в разных стилях и техниках.

Как мы говорили выше, в период Юань многие китайские интеллигенты предпочли отшельничество в горах службе завоевателям. Многие из них были художниками и каллиграфами. Самыми известными представителями этого лагеря стали три хорошо знакомых друг с другом художника Ни Цзань, У Чжень и Хуан Гун Ван. Эти три выходца из дворянских семей павшей династии Южная Сун предпочли светской жизни скромную жизнь отшельников, наполненную отрешением и скитаниями. Все они были членами даосских мистических течений.

У Чжень изучал прорицание по книге перемен, Ни Цзань пожертвовал своё имение даосскому монастырю, Хуан Гун Ван был членом даосской храмовой школы «триединого учения». Картины этих мастеров выводят традиции «пустого» южносунского монохромного пейзажа на новый уровень. Часто эти картины наполнены сверкающей белизной пустоты. У Чжень, продолжал традицию чаньского пейзажа, любил изображать пейзажи с лодками и реками, передавая тем самым главную идею дальневосточного буддизма «переправиться на другой берег реки страданий».


Хуан Гун Ван, стал известен как мастер монохромного пейзажа под снегом.

Ни Цзань создал собственный оригинальный стиль пейзажной живописи, наполненный пустотой и свежестью.

Эпоха Юань окончилась так называемым «восстанием Красных повязок», охвативших весь Китай во второй половине XIV века. И вновь войны и смута поглотили Срединное царство. Именно в этот период жил последний из яркой плеяды юаньских мастеров–отшельников. Его имя Ван Лю王履, он известен своей неповторимой интерпретацией стиля южносунского мастера Ся Гуя в живописи пейзажей. Нам очень мало известно о его жизни, он был врачом, даосом, поэтом, каллиграфом и художником. Знаменит он серией пейзажей священных гор Хуашань.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Комментариев (2) на «Китайская пейзажная живопись в эпоху Юань 元»

  1. Ирина пишет:

    Как же хороши пейзажи священных гор Хуашань!
    Спасибо.

Ваш комментарий