Обучающий курс по живописи у-син онлайн – вступление про алхимию пяти первоэлементов
Каждый новый курс живописи у-син мы традиционно начинаем с рассказа о том, что такое древняя система пяти перводвижений «у-син». На первом занятии преподаватель рисует вот такую интересную схему.
О чём она нам рассказывает? Прежде всего, о пяти важнейших трансформациях в нашем внутреннем и внешнем мире. Трансформации эти обозначены древнекитайским шифром пяти иероглифов, но чтобы их почувствовать не обязательно знать и понимать эти иероглифы. Эти преображения мы созерцаем каждый новый год, месяц, день и т.д. В основе своей этот узор описывает две фазы дыхания микро и макрокосмоса: выдох и вдох, напряжение и расслабление, светлое и тёмное время суток, бодрствование и сон, растущая луна и убывающая, время увеличивающегося дня (22 дек.- 22 июня) и убывающего (22 июня – 22 дек.).
Конечно же, речь идёт о двух базовых началах китайской натурфилософии: Ян 阳 и Инь 阴. В базисе своём они отождествляются с Небом 天 (светлая, верхняя капля мандалы) и Землёй 地 (тёмная, нижняя капля мандалы). Разница между небом и землёй прежде всего энергетическая: небо – даёт энергию (солнечный свет, дождь и т.д.), а земля впитывает эту энергию и возвращает качественно переработанной на новом уровне (травы, деревья, животные и другие дети земли). Точно так же на биологическом уровне взаимодействуют самец и самка, вот почему часто мандалу Инь и Ян воспринимают как символ гармонии мужского и женского начал.
Дыхание Неба и Земли кажется двоичным лишь в первом приближении. При более тщательном изучении в любом вселенском процессе можно увидеть минимум 4 фазы: Возбуждение, Аппогей, Реализацию и Успокоение.
Эти трансформации мы переживаем каждый день, каждый год, каждую жизнь: За утренним восходом следует полдень, за полуднем – вечер и закат, после заката мир отдыхает в ночной тьме до следующего восхода. За весной следует лето, за летом – осень, за осенью – зима а затем снова весна. За детством следует юность, за юностью – зрелость, за зрелостью – старость. Так же непрерывно, как времена года, друг за другом следуют четыре из пяти первоэлементов у-син: дерево木 , огонь 火, металл 金 и вода 水. Это и есть 4 из пяти первоэлементов. Но откуда же берётся пятый, земля 土? Дело в том. Что у-син это так же и пространственная конструкция. Солнце восходит на Востоке, а заходит на Западе. Восток –отождествляется с элементов дерево 木, а Запад – с элементом металл 金. Юг – с элементом огонь火, а Север с элементов Вода水.
Где же Земля土? В центре, в середине 中! Земля土 – это ось колеса трансформаций у-син, место встречи двух начал Инь и Ян.
Пять мазков живописи у-син: дерево 木, огонь 火, почва 土, металл 金, вода 水 – это базовые элементы языка живописи у-син, пять основных приёмов при помощи которых изображаем объекты в нашей традиции. Каждый из этих приёмов на качественном уровне соотносится с одной из пяти энергией у-син. Делая эти мазки на бумаге, мы инициируем эти базовые трансформации, переживаем их.
4 времени года не существуют отдельно, стадии развития любого процесса невозможно отделить друг от друга. Так же и мазки У-син переходят друг в друга верно, непоколебимо и незаметно. В видео, которое Вы увидите ниже, продемонстрированы основные мазки живописи у-син и то, как они друг в друга переходят.
В нашей живописи у-син всего 5 мазков, соответствующих качествам у-син, но понимание их всё равно у каждого – своё. Посмотрите на 5 базовых мазков у-син в исполнении Максима Парнаха:
Живопись у-син – это способ инициации на бумаге пяти основных перемен, пяти основных изменений, с которыми каждый современный человек сталкивается в жизни, это способ через кисть почувствовать пять волшебных трансформаций внутреннего и внешнего пространства нашей жизни. А трансформации эти постоянны.
Язык нашей живописной традиции – архаичен. Никто точно не знает, когда появилось представление про пять элементов у-син. Китайские письменные источники начинают говорить об этом понятии почти что с самого своего возникновения в эпоху 春秋 Вёсен и осеней, в VIII веке до н.э. Но всё говорит о том, что узор пяти перводвижений шаманы Сибири и Дальнего Востока палочкой на песке рисовали задолго до появления первых китайских городов в далёкие тысячелетия неолита.
Но, тем не менее в своём артистическом выражении художник в традиции у-син никак не скован рамками традиционной китайской живописи. Изучая внешний предмет, пытаясь его изобразить, важно направлять внимание внутрь, дабы лучше чувствовать истинную суть предмета. В приведённом ниже видео Максим Парнах рассказывает о том, как пять мазков у-син можно применить для изображения «некитайских» сюжетов.
За время существования нашей школы живописи у-син мы достаточно часто писали про суть этой древней системы и о том, каким образом наша живопись у-син связана с этой древнекитайской матрицей перемен.
Предлагаем Вам ознакомиться с со статьями Щербакова Андрея, раскрывающие эту тему:
1.Система пяти энергий У-Син
2.Как реализованы принципы философии У-син в живописи У-Син
3.О живописи У-Син
4.Интервью Щербакова Андрея для проекта “Восток-Запад”
Представлением о пяти первоэлементах пронизан весь мир древнекитайских искусств и практик. Практики Цигун, Ушу, Феншуй, Ба Цзы, традиционная Китайская Медицина и многие другие просто таки нанизаны на ось пяти первоэлементов у-син. На нашем сайте есть прекрасная статья Андрея Фёдорова из которой вы можете узнать то, как закономерности у-син реализованы в практике внутреннего стиля ушу Синъицюань
Теперь давайте познакомимся с необъятным миром у-син. Первая из семи частей чайной беседы «пять волшебных трансформаций у-син» . Это – вступление.
Дерево 木
Знаменует собой энергию пробуждения, утра, восхода, востока, весны, детства. Дерево – это продвижения вперёд, развитие. На уровне эмоциональных проявлений энергия дерево воплощается либо в накоплении гнева и раздражения, либо в стремлении к контакту, развитию, творческому росту и к тому, что Конфуций называл 仁 жен – «человеколюбие». В китайской традиционной медицине считается, что дерево живёт в меридианальных системах, «печени» и «желчного пузыря».
В движении энергия «Дерево» проявляется в непреодолимой, но постепенной стремительности, лишённой суеты и спешки. Кисть движется по листу из точки в точку, подобно катку-асфальтоукладчику. Форма мазка — это линия, которая начинается и заканчивается с точки, так же как базовая горизонтальная линия китайской каллиграфии. Традиционно этот тип мазков используется для рисования стебля бамбука.
Огонь 火 — быстрый, взрывной и неуловимый. Это лучшая характеристика стадии апогея энергии Ян. Огонь максимален в период времени, близкий к полудню, летнему солнцестоянию 22июня и юности. Огненная сторона света – Юг. В эмоциональных проявлениях огонь – связан одновременно и с понятиями разрядки, выплеска напряжения, часто реализуемых после накопления гнева – во вспышках ярости, либо если на уровне «Дерево» мы пошли по пути развития – то тогда Огонь реализуется через Любовь и Состарадание. Огонь живёт в Сердце и тонком кишечнике. Конфуций отождествлял Огонь с понятием礼 «Ли» , что на русский можно перевести, как «ритуал, наполненный присутствием».
Движение кисти приёма «огонь» всячески отражает суть мимолётности. Движение кисти, как маятник, от одной точки над листом к другой, оставляя на листе мазок, похожий по форме на «лодочку». Движение Огонь выполняется мгновенным запястным движением. Этот мазок хорошо подходит для рисования листьев, лепестков, крыльев птиц и насекомых, цветов и всего мимолётного.
Земля 土 — это точка, мельчайшая структурная единица. Земля – центр колеса перемен «У-син». Отождествляется либо с понятием «Здесь и сейчас», либо с межсезоньем. В эмоциональном проявлении может быть как беспокойством, так и спокойствием, в зависимости от того как была пройдена стадия Огня – на ярости или на любви. Среди органов энергии «Земля» соответствуют «центральные» Селезёнка, Желудок и Поджелудочная. Среди этических норм Конфуция с энергией «Земля» соотносятся понятие 信 «синь» – вера и искренность .
Среди мазков у-син, Земля отождествляется с точкой. С умения делать точки начинается обучение китайской живописи и каллиграфии. Держа кисть вертикально к поверхности, ставится точка. По сути, все мазки живописи у-син лишь разновидности точек. В этом и есть проявление центрального положения стихии Земля среди других элементов у-син. Этот мазок прекрасно подходит для изображения камней, почвенной фактуры и насекомых.
Металл 金. Металл – связан с успокоением, замедлением и утончением. Ян уходит, начинается Инь. Здесь же происходит накопление опыта, необходимого для вступления в фазу зрелости. Металл связан со времена Заката, Осени, Зрелости. Сторона света – Запад, место захода солнца. На Эмоциональном плане Металл даёт либо грусть и печаль, либо ясность трезвость. Органы, связанные с элементом металл отвечают за «опускание» и «отпускание» энергии, это Лёгкие и Толстый кишечник. Среди пяти этических норм Конфуция металлу соответствует начало 仪 «И» – «Справедливость».
Все эти качества учтены в мазке «Металл». Во время исполнения этого движения кисть взлетает с листа, подобно самолёту, оставляя след, заострённый с одного конца, похожий на лезвие ножа или иглу. Часто этот след имеет дугообразную форму, ведь в фэн-шуй металл также ассоциируется с кругом. Металл имеет свойство плавиться, переходя из твёрдой формы в жидкую, после чего может снова перейти в твёрдую форму. Демонстрацией этого качества является утончение мазка «Металл посередине» — с его помощью часто можно показать, как изгибается и перегибается травинка или лепесток дикой орхидеи.
Вода 水 — это что-то туманное, бесформенное, неопределённое. Это время максимального Инь: полночь, зима, старость и период нахождения человека в утробе матери. Среди сторон света с Водой отождествляется Север. Ведь именно там, на севере находится не только Северный полюс земли, но и центр вращения небосвода – Северная полярная звезда и указывающий на неё ковш большой медведицы – извечные сакральные символы в Китае. Вода отождествляется одновременно и с эмоцией страха и с глубинным знанием без слов, мудростью 知 чжи. Так же эмоциональными проявлениями Воды может считаться интерес. Среди органов Вода отождествляется с Почками и Мочевым пузырём.
Вода — первый и последний элемент в последовательности у-син, она включает в себя все качества пяти движений. Это самый долгий из пяти мазков, не имеющий чёткого начала и конца. Мазок выполняется крутящими движениями, достаточно большую роль в этом кручении играют пальцы.
Также пять элементов соотносят с пятью способами составить композицию картины. Пользоваться языком у-син не значит ограничиваться им. У-син — это проводник в неизвестное и безбрежное пространство, где исчезают слова и описания. Рано или поздно любой учащийся приходит к пределу познаваемого, и тогда он открывает врата всего чудесного, за которыми уже нет нужды в языке. Так познаётся сокровенное глубочайшее сюань (玄).
В последней части беседы мы подводим Итог всех семи частей.
Спасибо большое за интереснейший материал.
Все собрано в компактной и наглядной форме.
Подача в виде беседы и диалога – лучшая подача! )
я смеялась вместе с вами, размышляла, рисовала, записывала что-то, разминала руки и суставы…
еще раз спасибо,
Юлия.
Хорошая статья. Жаль, что в Челябинске нет такой школы.
Елена , здравствуйте![ссылка]
Есть возможность обучаться у меня онлайн. Сейчас как раз первую ступень набираю
Доброе время суток,Андрей! Увлеклась традиционной китайской живописью и в этом есть и ваша заслуга. Замечательные статьи и видео. Возможно ли обучаться у вас посредством видео уроков. Онлайн форма не совсем удобная для меня. Во-первых разница во времени (3 часа), во-вторых работа в школе (подразумевает подготовку к урокам и ранний подъем).
Светлана, учитесь на здоровье!
2bargain