О Живописи У-син




Представляю Вам статью для журнала “Цигун”, опубликованную в последнем декабрьском выпуске журнала.

Один из самых известных пассажей из «Дао Дэ Цзин» гласит: «Человек подчиняется Земле, Земля подчиняется Небу, Небо подчиняется Дао, а Дао подчиняется цзы жань (自然). Цзыжань можно перевести как «естество» или «самотаковость». Суть живописи у-син в познании законов естества цзы жан при помощи работы с кистью и развития различных функций восприятия.

Язык живописи у-син

Язык данной живописной традиции — это пять перводвижений (первостихий), у-син (五行).
a_9d417086
Изучение живописи у-син — это возможность прочувствовать мир через призму пяти движений. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо прочувствовать стихию объекта, разгадать его истинную природу. Как это сделать, как услышать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Найти ответы на эти вопросы — основная задача живописи у-син.

В чань-буддистской традиции есть такой коан: «В чём истинная природа Будды?» Похожую задачу решает художник, работающий в традиции у-син. Каждый раз, приступая к рисунку, он спрашивает себя: «В чём истинная суть цветка, камня или птицы?» Найти ответ на этот вопрос ему помогает соотнесение пяти типов мазков и пяти первоэлементов у-син.

Дерево 木 — в движении проявляется в непреодолимой, но постепенной стремительности, лишённой суеты и спешки. Кисть движется по листу из точки в точку, подобно катку-асфальтоукладчику. Форма мазка — это линия, которая начинается и заканчивается с точки, так же как базовая горизонтальная линия китайской каллиграфии. Традиционно этот тип мазков используется для рисования стебля бамбука.

Огонь 火 — быстрый, взрывной и неуловимый. Движение кисти, как маятник, от одной точки над листом к другой, оставляя на листе мазок, похожий по форме на «лодочку». Движение Огонь выполняется мгновенным запястным движением. Этот мазок хорошо подходит для рисования листьев, лепестков, крыльев птиц и насекомых, цветов и всего мимолётного.

Земля 土 — это точка, мельчайшая структурная единица. С умения делать точки начинается обучение китайской живописи и каллиграфии. Держа кисть вертикально к поверхности, ставится точка. По сути, все мазки живописи у-син лишь разновидности точек. В этом и есть проявление центрального положения стихии Земля среди других элементов у-син. Этот мазок прекрасно подходит для изображения камней, почвенной фактуры и насекомых.

Металл 金, — во время исполнения этого движения кисть взлетает с листа, подобно самолёту, оставляя след, заострённый с одного конца, похожий на лезвие ножа или иглу. Часто этот след имеет дугообразную форму, ведь в фэн-шуй металл также ассоциируется с кругом. Металл имеет свойство плавиться, переходя из твёрдой формы в жидкую, после чего может снова перейти в твёрдую форму. Демонстрацией этого качества является утончение мазка «Металл посередине» — с его помощью часто можно показать, как изгибается и перегибается травинка или лепесток дикой орхидеи.

Вода 水 — это что-то туманное, бесформенное, неопределённое. Вода — первый и последний элемент в последовательности у-син, она включает в себя все качества пяти движений. Это самый долгий из пяти мазков, не имеющий чёткого начала и конца. Мазок выполняется крутящими движениями, достаточно большую роль в этом кручении играют пальцы. Также пять элементов соотносят с пятью способами составить композицию картины. Пользоваться языком у-син не значит ограничиваться им. У-син — это проводник в неизвестное и безбрежное пространство, где исчезают слова и описания. Рано или поздно любой учащийся приходит к пределу познаваемого, и тогда он открывает врата всего чудесного, за которыми уже нет нужды в языке. Так познаётся сокровенное глубочайшее сюань (玄).

Зачем заниматься живописью у-син

Живопись у-син — эффективна. Уже на первом занятии вы получаете прекрасную картину, даже если до этого никогда не рисовали. Но не стоит привязываться к этому. Гонка за результатом — крайне изнурительное занятие, которое лишь истощает тело и будоражит сознание. Важно понимать, что красивый рисунок является лишь побочным и второстепенным результатом вашей двухчасовой медитации с кистью и красками. Путь к сердцу живописи у-син лежит через познание глубокого успокоения и ориентацию на процесс практики — не на результат. Самым ценным результатом уроков живописи у-син является выход за пределы бытового ума, прикосновение к состоянию здесь и сейчас. Достаточно ценно обретение ресурса художественного видения, расширяющего восприятие реальности, дающего свободу мышления.

Спустя некоторое время вы сможете нарисовать хорошую картину, как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени для этого понадобится, зависит от вас, и речь идёт не только о наработке технических навыков, но и о работе с внутренним критиком, который зачастую толкает человека в сети психологических ловушек и комплексов. Прикоснуться к живописи у-син возможно за одно занятие, но сколько времени нужно на познание живописи у-син, вряд ли кто-то знает.

Секрет успешной практики

Самый популярный вопрос учеников: «Как добиться успешной практики?» Попробуем на него ответить. Многие говорят, что, для того чтобы добиться успеха, нужно много и самоотверженно работать, но это не всегда так. Базовое условие успешной практики — это не столько количество часов, сколько регулярность и постоянство, чан (常). Есть русская поговорка «Вода камень точит», или можно процитировать «Дао Дэ Цзин»: «Знание постоянства приводит к ясности, не знание постоянства приводит к беспорядку и в результате к злу».

Прежде всего, следует выбрать удобный именно вам ритм работы, соответствующий вашей занятости, и придерживаться его. Если такое произойдёт, рано или поздно ваша практика станет регулярной и, как следствие, успешной. На первых порах бывает трудно изменить собственный график, ведь у многих из нас устоявшийся распорядок семейной и социальной жизни. Близкие люди не всегда легко и сразу принимают наше желание уединиться на несколько часов и поработать с кистью и красками. Опыт показывает, что многим из нас нужна поддержка при создании базового ритма, от которого можно оттолкнуться в формировании нового жизненного пространства, включающего личную практику.

Появление нового регулярного занятия подобно революции в жизненном распорядке. Как известно, чтобы перевернуть мир, нужна точка опоры. Именно такой точкой и становятся регулярные курсы самосовершенствования. В поддержке этого базового ритма заключается одна из главных функций школы — быть пространством устойчивой практики.

Но к этому ещё надо прийти. Сразу пойти на курсы регулярного самосовершенствования бывает сложно. Для преодоления внутренних барьеров, установления доверительных отношений и знакомства с языком живописи у-син как раз и существуют две первые ступени. Пройдя эти базовые ступени, можно идти на курсы регулярного самосовершенствования. Именно поэтому структура обучения в школе живописи у-син такова: две первые подготовительные ступени и далее — курс регулярного самосовершенствования.

Учитель и преподаватель

Главный учитель в традиции живописи у-син — природа, естество (自然). Именно у природы и ни у кого другого учится любой желающий овладеть секретами живописи у-син. Преподаватель лишь помогает ученику прочитать тайный язык естества, описывающий истинную природу предметов и явлений. Контакт художника и природы всегда неповторим и индивидуален.

Преподаватель помогает ученику развить необходимые технические навыки и чувствительность, показывает пример нового взаимодействия с окружающим миром. При дальнейшем сотрудничестве преподаватель становится той самой поддержкой в постоянстве практики, продолжая делиться своим жизненным опытом с учеником и используя уже знакомые обоим навыки и инструменты.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Ваш комментарий