Теория У-син в практике ушу




Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушуПозвольте представить вам статью нашего ученика Андрея Фёдорова, который также является учеником “внутренних ворот” мастера М.Андреева (школа мастера Сунь Сюя по традиционному синъицюань). Традиционный синъицюань – это внутренний стиль ушу, основанный на пяти первоэлементах. Андрей так же преподаёт Синъицюань на территории Беларуси. Андрей написал статью, в которой резюмировал свой личный опыт по изучению законов у-син через ушу, также в статье использованы материалы из книги Искусство синъицюань под авторством мастера Сунь Сюя и материалы из личных бесед и лекций мастера Сунь Сюя.

В этой статье я попытаюсь рассмотреть понятие усин на примере древнейшего стиля традиционного ушу – синъицюань.

В Китае пять – это особое число. Оно встречается буквально повсюду, это пять музыкальных звуков, пять добродетелей, пять вкусовых ощущений, пять органов, пять направлений, пять запахов, пять животных, пять злаков и т.д. Например, идея о правильном питании, в Китае основывается на энергетике пищевых продуктов и их связи с пятью видами энергий (стихий). С пятью энергиями также ассоциируются пять вкусов и пять органов человека.

На практике это выглядит следующим образом, если у человека слабая печень, то китайский врач предложит ему есть побольше кислого, и наоборот, если печень гиперактивна или воспалена, то врач посоветует воздержаться от кислого. Традиционная китайская медицина диагностирует болезни с точки зрения нехватки или избытка одной из пяти энергий в организме. Общая методика лечения направлена на уменьшение или восполнение энергии какого-либо органа, т.е. на общую гармонизацию организма. Среди методов традиционной китайской медицины – диета, иглоукалывание, прижигания, массаж, физические упражнения (ушу).
Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу

Как и какие физические упражнения могут помочь гармонизировать “пять энергий” организма? Обратимся к одной из древнейших практик – синъицюань. Он продолжает и развивает древнейшее даосское искусство “пестования жизненности”, гармонизации ци, гармонизации всей человеческой жизни посредством физических и психофизических практик. Из древних даосских учений синъицюань взял схему связи “5 элементов” с внутренними органами” и дополнил ее “пятью движениями”. Сначала мы немного разберемся именно с даосским учением, а затем перейдем непосредственно к пяти движениям из практики синъицюань.

Согласно даосской космологии, в основе всего сущего был первозданный хаос, наполненный животворящей энергией – ци, безграничной и беспредельной. Инь и Ян еще не были разделены, и мириады форм еще не проявились. Такое состояние в древнем трактате Чжоу И («Канон перемен») называется состоянием Беспредельного (у цзи). Таким состоянием можно охарактеризовать мутную воду, в которой не видно дна, или беспросветное небо, на котором не видно солнца. В боевых искусствах такое состояние обычно перед поединком или перед выполнением комплекса таолу. Внешне это обычная, прямая позиция, а внутренне это состояние, когда ничего не чувствуешь, ни о чем не думаешь, нет никаких мыслей и не осознаешь, что находишься в данном месте. На Схеме развертывания Великого Предела (рис. 1) этому состоянию соответствует первый пустой круг.
У-син, живопись У-син, китайская живопись

После того, как установилась позиция Беспредельного, когда движение вот-вот начнется, но его еще нет, сердце пустынно – гулко, все целостно и уравновешено, приходит миг, когда внутренний посыл дает начало движению. Когда в Едином небесном ци «из неоткуда» возникает первотолчок и ци начинает разделяться на два противоположных и взаимодополняющих друг друга начала – Инь и Ян, которые постоянно переходят друг в друга. Такое состояние двуединого ци называется Великим Пределом. На рисунке 1 этому состоянию соответствует второй круг.

Для понимания перехода из одного состояния в другое можно привести следующий пример: мы смотрим фильм и наступает самый интересный момент – развязка фильма, в этот момент мы полностью погружены в просмотр фильма и не осознаем себя, даже не чувствуем как дышим, после того как эта сцена прошла, человек расслабляется и успокаивается. Состояние, когда человек начинает возвращаться в исходное состояние, начинает осознавать себя, называется состоянием предела. После того как пришли мысли и осознание ситуации, то человек начинает думать в каком направлении ему начинать действовать. В этот момент он начинает видеть перед собой какие-то предметы, и мозг начинает думать об этом. В соответствии с этим начинает меняться положение тела, это как раз тот момент, когда нужно приступать к тренировке. Это состояние называется состоянием Великого предела, когда человек уже осознал свое положение в пространстве и времени и может начинать предпринимать какие-то действия.

Мы видим, что в результате некого волевого импульса единое ци начинает делиться на Инь и Ян. Инь и Ян представляют собой две противоположности, от переплетения которых рождаются пять первостихий, пять первоформ: металл, вода, огонь, земля, дерево – обобщающие термины для сил мироздания. Процесс перехода Инь-Ян и наоборот постепенен и включает в себя пять фаз, которые в соответствии с древней традицией называются пятью первоэлементами (усин): это дерево, огонь, земля, металл и вода (такой порядок перечисления называется порядком взаимопорождения; существует и порядок взаимопреодоления, также важный для даосской практики; дерево преодолевается металлом, металл преодолевается огнем, огонь преодолевается водой, вода преодолевается землей, земля преодолевается деревом и так далее).

Дерево – зарождающееся Ян, огонь – зрелое Ян, земля – равновесие того и другого, металл – зарождающееся Инь, вода – зрелое Инь (и затем снова дерево – зарождение Ян). Пяти первоэлементам соответствует третий круг на Схеме развертывания Великого Предела (Рис. 1). Одновременно китайская мысль устанавливает ряды соответствий между первоэлементами как определенными состояниями ци и различными явлениями, как бы воплощающими в себе эти состояния. Пять первостихий порождают весь наш мир и, соответственно, присутствуют в каждом нашем движении. Схема переходов одного первоэлемента в другой представляет собой циклическую структуру, т.е. можно сказать, что процесс перехода ци из одного состояние в другое происходит по строгому закону. Первые письменные сведения об усин содержатся в трактате “Шу-цзин” (иначе – “Шан шу”), который по преданию был составлен Конфуцием с целью установления основных правил управления государством.
Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу

Согласно древнекитайской традиции наш организм также функционирует в соответствии с законами усин. Далее мы попытаемся разобраться, каким образом реализованы принципы усин в нашем организме и какую роль в этом играет синъицюань.

У нас у всех есть пупок, на три пальца вниз от пупка есть точка, область вокруг этой точки называется даньтянь. В этой области находится наша изначальная энергия юаньци, которая была приобретена еще до рождения, т.е. в утробе матери. Когда плод находится в утробе матери, он уже начинает приобретать эту энергию, точно также как у него растут ноги, руки, голова. Энергия юаньци – это изначальная энергия, приобретенная с рождением и которую человек имеет всю дальнейшую жизнь. Когда человек умирает, эта энергия также пропадает. Занимаясь нейгун т.е. внутренней работой, мы делаем так, чтобы эта внутренняя энергия не растратилась, другими словами мы занимаемся подпиткой этой энергии.

Т.е. занимаясь техникой тренировки даньтянь, мы тренируем изначальную энергию – юаньци. Также многие не знают, что есть еще энергия, которую человек приобретает в течение жизни. Это та энергия, которую мы получаем из воздуха. Она обозначается иероглифом “ци”. Это очень многозначный иероглиф, в зависимости от того, с каким иероглифом он сочетается, он может обозначать совершенно разные понятия. Например, 空气 [kōngqì] – воздух, атмосфера; 血气 [xuèqì] – кровь; темперамент, пыл, страсть; жизненные силы организма; 气体 qìtǐ- газ ; 汽车 [qìchē] – автомобиль. Мы видим, что есть энергия, которую приобретаешь в утробе матери, а есть энергия, которую приобретаешь в процессе жизнедеятельности.

Что есть приобретенная энергия? Это та энергия, которая циркулирует у нас по меридианам. Мы ее приобретаем из воздуха, из пищи и в процессе жизнедеятельности заряжаемся этой энергией. Таким образом, мы питаемся определенным видом энергии. А когда ходим в туалет мы избавляемся от отрицательной энергии. Восполнима и накапливается только приобретенная (восполняется – едой и дыханием, накапливается – упражнениями и правильным образом жизни). Если, вдруг, приобретенная ци заканчивается, в ход идет прежденебесная (врожденная), что приближает нас к смерти.

Мы немного рассмотрели принципы мироздания согласно даосской космологии, выяснили, что есть некая энергия ци, которая существует согласно неким законам. Далее мы выяснили, что в организме человека также есть два вида энергий изначальная юаньци и приобретенная ци. Теперь, давайте рассмотрим, каким образом все вышесказанное связано с кулачным искусством – синъицюань.
У-син, живопись У-син, китайская живопись

Великий предел – это состояние, в котором Инь и Ян уравновешены. В схеме «пяти первостихий» (рис. 2) ему соответствует стихия земля, которая согласно даосской космологии, «рождает тысячи форм». В кулачном искусстве первостихии «земля» соответствует поперечное движение хэн, которое присутствует в каждом движении и в каждой форме, как «земля» присутствует во всех порожденных ею формах. Первостихия «земля» порождает «металл», в кулачном искусстве это рубящий удар пи. Каждый первоэлемент в организме человека связан с определенным органом, первостихия «металл» связана с легкими, соответственно выполняя технику пицюань мы влияем на легкие.
Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу

Энергия легких человека всегда идет вниз, если энергия легких пойдет вверх, то человек станет подвержен легочным или дыхательным заболеваниям, таким как простуда, у него появится чувство тревоги и плохое самочувствие. Практика пицуань как раз направлена на то, чтобы энергию легких направить вниз. В древних письменах о синъицюань написано, что работа легких подобна разряду грома, т.е энергия идет сверху вниз. Техника пицуюань это рубящий удар сверху вниз. Практика пицюань также закаляет характер, развивает духовные качества, на физическом уровне улучшается работа легких, укрепляется область поясницы, возрастают жизненные силы.

Цзуаньцюань соотносится с первостихией «вода» и воздействует на энергию почек. Почки – это источник жизни и средоточие жизненных сил. Если человек изначально родился очень слабым, то это говорит о том, что у него была слабая изначальная энергия юаньци. Почки как раз и занимаются тем, что подпитывают юаньци. Если почки не будут питать изначальную энергию юаньци, то человек умрет. Это самая главная функция почек. Вторая функция почек связана с продолжением рода. Семя человека генерируется с помощью почек. Третья функция почек состоит в том, что почки питают другие основные органы: печень, сердце, легкие и селезенку. Если в почках появляются проблемы, то проблемы также появляются и в других органах.

Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу
Практикуя цзуаньцюань, мы определенным образом массируем область почек, для стимулирования энергии почек, тем самым подпитывая изначальную энергию юаньци. Энергия почек находится внизу тела человека, только подняв эту энергию вверх, мы сможем питать этой энергией другие органы. В кулачном искусстве образ элемента цзуаньцюань – это молния, а характер движения – изгибающийся, извилистый. При выполнении цзуаньцюань энергия-ци успокаивается, почки наполняются ци, омываются и напитываются. Прозрачная чистая ци поднимается вверх, мутная и грязная опускается вниз. Цзуаньцюань остужает «внутренний жар», то есть уменьшает гнев и раздражительность, снимает внутренние воспаления. Укрепляя жизненные, физические и душевные силы он излечивает от головокружения, обмороков, ряби в глазах. Долгая практика элемента цзуаньцюань способствует возрастанию духовной энергии, укреплению области поясницы, восполнению ци почек.

Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу
Бэнцюань соотносится с первостихией «дерево», которая соответствует органу – печень. Энергию печени нельзя восполнить, она всегда должна быть в спокойствии. Когда мы выходим из себя, переживаем, нервничаем, эта энергия идет из печени. Выполняя технику бэнцюань, мы успокаиваем энергию печени. Образ бэнцюань – это стрела, характер движения – прямой, как выстрел в цель. Многократное выполнение бэнцюань способствует нормализации работы печени, укреплению костной ткани, уравновешиванию ци. Практика бэнцюань укрепляет умственные силы, увеличивает духовный потенциал, способствует чистоте и спокойствию духа. При выполнении бэнцюань с прямым шагом шуньбу уменьшаются печеночные колики, общая раздражительность и нервозность, возрастают жизненные силы.

Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу
Паоцюань соотносится с первостихией «огонь», которая соответствует органу – сердце. Сердце является своеобразным двигателем энергии. Если в сердце появляется огонь, его необходимо тушить водой, для урегулирования инь и ян. Образ паоцюань – стремительность и резкость, внутрення природа – жар и пламень. Само движение подобно взрыву или выстрелу из пушки. Движение настолько быстрое, что незаметно глазу, подобно полету пули. При выполнении паоцюань энергия черпается из почек и поднимается вверх. Многократное выполнение паоцюань дает ощущение приятной легкости, живости, приносит душевное спокойствие и ясность сознания.

Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу
Хэнцюань соотносится с первостихией «земля», которая соответствует органу – селезенка. Есть три основные функции селезенки: в селезенке хранится кровь, с помощью селезенки переваривается пища и после того как пища переварилась, селезенка распространяет питательные вещества другим органам. Тренируя хэнцюань, мы тренируем все свое тело. Можно даже определить, на сколько здоров человек, посмотрев, на сколько у него сильные мышцы, на сколько силен организм, это говорит о том, на сколько у человека здоровая селезенка. Если у человека проблемы с пищеварением, то ему надо больше делать хэнцюань. Правильное выполнение хэнцюань благотворно влияет на область желудка, гармонизирует работу пяти основных органов (сердце, печень, селезенка, легкие, почки). Гармония «пяти органов» дает начало сотне внешних форм. Напротив, когда ци неуравновешено, а организм далек от гармонии, не родится никакое мощное движение.

В практике синъицюань уделяется внимание не только физической тренировке тела, но и укреплению здоровья благодаря системе внутренней работы (нэйгун), воздействующей на внутренние органы и системы организма. Усин в синъицюань – это пять очень простых, доступных любому человеку, движений – удар вперед, удар вверх, рубящий удар, отводящий и поперечный, – и вся их суть и великий терапевтический эффект скрыты в их правильном выполнении (положении корпуса рук-ног, внутреннем настрое, навыке расслабляться и сосредотачиваться, ощущении и т.д.). Это такая настройка всего организма, которую нужно делать под руководством специалиста.

Андрей Фёдоров, живопись, живопись У-син, китайская живопись, московская школа живописи У-син, У-син, ушу

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                 

Автор:

Комментариев (5) на «Теория У-син в практике ушу»

  1. Андрей, классная статья. Зря ты не подписался. Сейчас это исправим.

  2. Елена Касьяненко пишет:

    Андрей, очень интересно! Нужно нам изучить эти 5 движений и практиковать для здоровья и долголетия :)))

  3. Да, классно, с картинками вообще – очень хорошо! шикарная статья получилась. Приеду из Китая, буду популяризировать её через свой ЖЖ и остальные доступные источники.

  4. Юлия Зима пишет:

    Присоединяюсь в вышесказанному. Классная статья! Интересно было бы попробовать сделать эти волшебные движения :)

  5. Андрей Скоробогатов пишет:

    Хороший и очень познавательный материал. Чувствуется, что написан он человеком не только осведомленным, но и знающим!

Ваш комментарий