Макроцикличность развития истории человечества (часть 14)




Первая часть всей статьи здесь.

2.9. Африка

Африка, как известно, является одним из самых древних регионов, населённых человеком. И вместе с тем, специфика исторического пути этого региона в том, что он развивался медленнее остальных. Любой регион, который мы рассматривали раньше, в начале своего исторического пути состоял из множества субрегионов, которые по мере своего развития всё больше объединялись. И Африка – не исключение. Несмотря на гигантский исторический путь, который прошёл этот регион, интеграционные процессы и сегодня здесь движутся крайне медленно.

Причиной такого феномена можно считать географическое строение Африки. Фактически регион рассечён на две половины самой большой пустыней мира – Сахарой. Цивилизации севернее Сахары с древнейших времён вышли на высокий уровень, эти территории входили в состав Средиземноморского и Ближневосточного региона. Территории южнее Сахары развивались крайне поступательно.

Именно здесь, как нигде больше, видно влияние 3000-летнего структурного цикла. В течение 1500 лет, прошедших с X века до н.э. и до VI века н.э., вся Африка южнее Сахары переходит от неолитического образа жизни охотников и собирателей к железному веку и земледелию. Столь же разительные перемены ожидали Африку и 3000 лет спустя, в XX веке, который изменил «чёрную» Африку до неузнаваемости. Оба этих процесса, сопровождались значительными этническими миграциями.

Этнические миграции в Африке довольно чётко подчиняются 1500-летней динамике. Особенно хорошо это видно на примере семитских миграций на севере Африканского континента. В X-VI веках до н.э. семиты Ближнего Востока (финикийцы) и Аравии (сабейцы) заселяют север Африки и Эфиопию. Через 1500 лет семиты-арабы наводняют те же регионы.

С X века до н.э. по V век н.э. происходит миграция народов банту из районов южной Сахары на юг, в район Южной Африки. В период V-XV веков происходит миграция банту из Центральной Африки к перифериям континента. Начиная с XV века, вследствие начала европейской колонизации Африки, происходит одновременно два процесса: заселение выходцами из Африки американских колоний европейских держав вследствие трансатлантической работорговли и проникновение европейцев с периферий вглубь африканского континента с юга на север. Вследствие этого процесса юг Африки оказался довольно плотно заселён европейцами. Так что, в целом, как и в других регионах, направления этнических миграций в Африке диаметрально меняются каждые 1500 лет.

Стартом для начала миграций банту в X веке до н.э. стало окончательное опустынивания Сахары, как апогей процесса, происходившего постепенно в течение 3-х тысячелетий. В течение этого периода район Сахары был постоянным источником африканских миграций. Но, безусловно, миграции происходили и раньше, так большинство учёных считают, что именно из Африки началось заселение земли современным человеком. Безусловным следствием опустынивания Сахары стало изменение коммуникационной структуры этого региона.

Можно выделить следующие 1500–летние коммуникационные циклы:
А) XV век до н.э. – I век н.э. В начале этого периода на Севере Африки появляется лошадь. В течение первой половины этого периода происходит полное опустынивание Сахары, окончательно отделившей побережье средиземного моря от тропической Африки. В это же время побережья Cеверной Африки связывает сеть морских коммуникаций финикийцев и карфагенян. Самой действенной трансафриканской торговой коммуникацией в эту эпоху является египетский Нил.
Б) Первые века н.э. – XV век. В начале этого периода в Северной Африке появляется верблюд. Во второй половине этого периода расцветает транссахарская караванная торговля, связавшая единым коммуникационным пространством север и центр африканского континента.
В) XV век – наши дни. В этот период транссахарская торговля прекращает своё существование и уступает место морской колониальной торговле. В XX веке строятся первые континентальные железнодорожные коммуникации, соединившие юг и центр континента.
Азия, Дальний Восток, Инь, история, Китай, культура, Ян
Политическая история Африки также развивалась совсем по-разному на севере и на юге. В Африке южнее Сахары политические процессы начали развиваться лишь в X-XV веках, в то время как развитые государственные образования существовали на Севере Африки с VI-го тысячелетия до н.э. С древнейших времён север Африки и подвергался воздействию цикличных политических процессов, протекавших в Средиземноморском и Ближневосточном регионах. Эхо этих процессов затронуло и Центральную Африку.

Влияние политического 1000-летнего цикла довольно хорошо отслеживается при изучении истории Эфиопии. Так, два расцвета политического могущества Эфиопского государства разделяет около 1000 лет. VI век – период расцвета Аксумского царства, а XVI век – считается периодам наибольшего могущества Эфиопской империи.

XVI век вообще стал периодом зарождения и расцвета на территории Африки крупный политических образований, таких как государство Сонгай в Западной Африки, Конго – в центральной. 500 лет, прошедшие с XV века по XX стали первым чётко отслеживаемым полупериодом макрополитической активности на территории тропической Африки. Вообще, анализируя последнее тысячелетие политической истории Африки можно увидеть яркую закономерность: в течение первых 500 лет преобладающее направление политической экспансии проходило с севера на юг, вследствие волны североафриканских мусульманских завоеваний, а так же последней фазы завоевания бантуязычных племён южной Африки.

Последующие 500 лет, колониальное движение породило волну завоеваний, направленных с юга на север. Переломными точками в этом цикле являются захваты Эфиопии. В X-XI веке происходит мусульманское завоевание Эфиопии и распад Аксумского царства, а в XIX-XX веке Эфиопия последней из африканских стран становится объектом европейских колониальных завоеваний, Италии и Великобритании. Обретение независимости Эфиопии и других африканских стран во второй половине XX века можно считать новым поворотным пунктом африканской политической истории, ознаменовавшим новый 1000-летний политический цикл.

Кроме того, история Эфиопии выступает ещё и в качестве лакмусовой бумажки влияния культурных циклов на историю Африки. В истории эфиопской культуры чётко различимы следующие циклы. Первый 2000-летний цикл, протекавший с VII века до н.э. по XIII век н.э., связан с нахождением в тени культур Ближнего Востока. Начало этого цикла положило культурное влияние сабейцев и первые попытки ввести в Эфиопии «монотеистическую религию», зафиксированные в известном мифе о царице Савской и Соломоне.

К этому же времени относятся первые финикийские экспедиции вокруг африканского континента, а так же основание торговых колоний на атлантическом побережье континента. Спустя 1000 лет после этого в Африку приходит первая волна христианства. В III веке Эфиопия принимает крещение. Пик ближневосточного культурного влияния выражается в мусульманской культурной экспансии на территории Африки, который был достигнут в XIII веке, после чего его сменила возрастающая до сих пор волна европейского культурного влияния. При этом смена ближневосточного культурного влияния на европейское связана с плаванием европейцев вокруг Африки, так же как и 2000 лет назад волна ближневосточного влияния сопровождалась путешествие финикийцев вокруг Африки. Но если все предыдущие волны культурного влияния в Африку приходили с севера, то европейское влияния пришло с юга.

Продолжение следует

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                 

Автор:

Ваш комментарий