Макроцикличность развития истории человечества (часть 15)




Первая часть всей статьи здесь.

III Подведение итогов статьи

3.1.Общие закономерности

Исходя из материалов, изложенных выше, можно сделать выводы о закономерностях развития истории человечества. 5 периодов, в соответствии с которыми протекает цикличность развития человечества, также могут выступать и в ином качестве. Ведь каждому из периодов, как было сказано в начале предыдущей статьи, подчиняются события определённого качества. И теперь речь пойдёт про иерархию этих качеств.
Пирамида этих качеств и ход её эволюции изображены на рис. 10:
Дальний Восток, Инь, история, Китай, культура, Ян
В основе исторического процесса стоит вертикальное воздействие структурностей уровней друг на друга. Изначально структура каждого из уровней формировалась под воздействием нижестоящего уровня.

Основу составляла структура ландшафта и климата, которая задавала ритмы и направления этнических миграций (структуру этно-миграционного уровня). Ведь, если год выдался урожайным, значит и рождаемость повышалась, что приводило к возрастанию концентрации населения и соответствующим миграциям. Так же тип ландшафта и климатические условия целиком задавали структуру быта человека и все ритмы его жизнедеятельности.

Охотники в лесах и земледельцы в долинах рек жили совсем по-разному. Структура внешней среды с поправкой на уровень структуры общества создавали возможности для коммуникации. Недаром именно в долинах рек, которые создавали наилучшие возможности для коммуникации появились первые цивилизации. Географические рамки задавали также территориальное распределение племён и их политическую структуру.

Именно на основе природных циклов местной природы создавались календари и культуры. Так было на этапе становления цивилизаций. В течение этого периода основным фактором, диктовавшим направление и ход развития человечества, был «природный фактор», абсолютное большинство социальных процессов происходило под воздействием природы.

Вторым воздействием, существующим между этими уровнями, является ниспадающее вертикальное воздействие сверху – вниз. В этом случае каждый вышестоящий уровень структурирует нижестоящий. Это воздействие можно назвать «удерживающим», поскольку оно возникает после того, как структура цивилизации сформировалась и направлено это воздействие на предохранение всей целостности от разрушения. Ключевым фактором в данном случае выступает структура культурного уровня, задающего строение нижестоящих уровней.

В идеале, направленное вверх и вниз структурные воздействия должны поддерживать друг друга. Культура и Ландшафт в такой модели, воздействуя синхронно снизу и сверху, должны обеспечивать структурную устойчивость цивилизации. И тем более не должно возникать противостояния между нисходящим и восходящими воздействиями, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда всё чаще действие человека и природы противопоставлены друг другу.

Гармоничный вариант, описанный выше, существовал до начала глобальных изменений всей этой структуры, произошедших в конце неолита. Объясним суть этих перемен. Исходная структура «неолитической цивилизации» в своём сечении напоминала пирамиду, покоящуюся на структуре местного ландшафта и экологии и увенчанную многочисленными пирамидонами культур. Поднимаясь от этногеографического, к более высоким уровням этой пирамиды, мы каждый раз находим всё большее разнообразие ячеек, составляющих эти уровни.

Наибольшего количества ячейки достигают на культурном уровне. В каждой деревне – своя, адаптированная к местным природным условиям, культура. Фактически целостность такой системы обеспечивается вертикальным восходящим структурным усилием. Роль ниспадающего усилия минимальна. Именно поэтому неолитический человек был значительно слабее современного на ментальном уровне и сильнее на физическом. Тогда цивилизация была частью природы и не требовала больших ментальных нагрузок, но зато нужны были другие качества, связанные с жизнью посреди дикой природы.

Из равновесия эту систему вывело начало эры коммуникаций, когда гигантские речные магистрали начали использоваться в качестве торговых коммуникаций, что объединило множество ранее раздробленных ячеек воедино. Это выбило фундамент из под структурного деления вышестоящих, относительно коммуникационного, политического и культурного уровней. Так же это событие оказало влияние и на нижестоящий структурный и этно-миграционный уровни, создав предпосылки для формирования единого народа из сотен малых племён, проживавших вдоль коммуникации.

Это же событие спровоцировало и изменения на структурном уровне, ведь коммуникации требуют постоянного обслуживания и улучшения, что дало толчок для технологической эволюции. В конце концов, изменения дошли и до базового «природного уровня» и социум начал изменять внешнюю среду под свои запросы, сам придавать ей нужную ему структуру, нарушая естественный для природы ход вещей. Исходным пунктом этой «коммуникационной революции», скорее всего, стоит считать климатический фактор, а именно невероятно благоприятные для земледелия климатические условия, установившиеся в конце неолита.

Переизбыток урожая породил необходимость технологической эволюции, а так же социальное расслоение внутри земледельческих общин, живших на плодородных берегах рек. Кроме того, этот переизбыток послужил основой для зарождения в долине рек масштабной бартерной торговли, что привело к возрастанию важности коммуникации и, в конце концов, к возникновению в долинах рек первых земледельческих цивилизаций. Так что первые перемены, подтолкнувшие цивилизацию к эволюции, были запущены экологическим механизмом.

Со временем коммуникации стали приобретать всё более неструктурный вид. Всё началось с дорог и морских торговых путей и продолжилось проходящими сквозь горы железными дорогами и авиационными трансконтинентальными рейсами. Коммуникации пробивали бреши в установившейся прежде гео-цивилизационной структуре и объединяли несовместимые регионы воедино. Возрастание важности коммуникационного процесса отразилось и на ментальном строении человека. После появления письменности культуры, ранее имевшие исключительно местные масштабы, стали становиться всё более массовыми. Появились наднациональные религии и т.д.

Фактически вся история развития человечества – это, прежде всего, процесс расширения возможностей коммуникаций и соответствующей эволюции структуры всей цивилизации. Если ранее все политические, культурные, миграционные процессы были обусловлены лишь структурой природы и экологии, то есть восходящим воздействием, то коммуникационная эволюция движется совсем к другой модели, где все уровни сдерживаются исключительно за счёт вертикального нисходящего структурирующего воздействия. Это положение изображено на рис. 10.

На самом деле, эта схема отображает конечную стадию, к которой приведёт коммуникационная эволюция. Коммуникации в этой модели оплели весь мир, и человек физически не ограничен в передвижении по планете. Фактически, сегодняшний мир уже к этому близок. Всеобщее объединение на коммуникационном уровне влечёт за собой всеобщее культурное и политическое объединение, а так же равномерное расселение человека по поверхности земли вне зависимости от климатических условий и смешение всех рас воедино. Так можно описать модель, к которой эволюционирует цивилизация уже более 6000 лет. Сегодня все эти процессы смешения и объединения находятся в крайне активной фазе: процессы глобализации формируют единую культуру, единое экономическое пространство, а так же подталкивают мир к «политической монополярности».

Однако, переход от структуры 1 к структуре 2 происходит для человечества не плавно, а поступательно. Дело здесь именно в периодичности и асинхронности развития разных регионов планеты. Структурная перестройка любого из уровней происходит лишь на определённом участке цикла развития. В дальнейшем же – происходит стагнация, из которой система выходит благодаря новой волне перемен, источники которой могут быть как внутренние, так и внешние.

Дело в том, что, когда перемены происходят на каком-то из уровней, система либо целиком перестраивается сразу, либо, следуя инстинкту самосохранения, пытается обуздать перемены, произошедшие на одном уровне при помощи стабилизирующего воздействия других уровней. Так, исчезновение ландшафтных барьеров вследствие коммуникационной эволюции привело к резкому возрастанию значимости политического фактора. Политические границы стали значительно жёстче, скомпенсировав тем самым потерявшие актуальность границы географические.

Однако коммуникации продолжали развиваться и дальше, увеличивая своё «перемешивающее» влияние, и со временем это влияние «смыло и продолжает смывать» излишне сопротивлявшиеся глобализации культуры и государства. Так и получается, что история развивается через кризисы и конфликты, в данном случае речь идёт о войнах. Хороший пример это европейские войны XIX – XX века.

Уже в начале XIX века Европа представляла собой единое коммуникационное, экономическое и культурное пространство. Однако политики цеплялись за устаревший феодальный порядок. В результате, для политического объединения Европы понадобились наполеоновские войны, революции в XIX веке, две мировые войны и Холодная война в XX веке. И лишь к концу XX века Европа пришла к тому, что могло произойти во времена Наполеона.

Наиболее всего процессу европейской интеграции сопротивлялись немецкие князья и русские императоры, и так случилось, что Германия и Россия больше всего пострадали от всех этих войн. Вообще, если взять и посмотреть, какие страны больше всего пострадали от войн и революций XIX и XX века, то, кроме выше перечисленных Германии и России, мы найдём там Китай и Японию, которые в XVII-XVIII веках пытались «закрыться» от волны перемен, пришедшей с Запада. И наоборот: страны, шедшие во главе процесса трансформации – США и Великобритания – от всех этих событий пострадали в наименьшей степени.

Впрочем, войны могут служить и другой функции. Изначальная «природная» функция войны это естественный отбор и коррекция роста населения. Как пример можно привести византийские религиозные войны VIII – X веков, а так же европейские резни XVI и XX века служили именно этой функции. Этой же функции служат и различные эпидемии, начиная с европейской чумы XIV-XV века и заканчивая сегодняшним СПИДОМ и т.д. Индийский, китайский и африканский голод XIX-XX века так же служил функции коррекции численности населения.

На Этно-миграционном уровне направление развития угадать довольно легко, поскольку расселение человечества, будто вода в трубопроводе, поставлено в зависимость от структуры коммуникаций. Изначально структура расселения народов была поставлена в зависимость от водных коммуникаций планеты Земля, затем естественные коммуникации стали всё более подменяться искусственными. Вследствие этого процесса процветающие города часто оказывались сильно удалены от водных ресурсов, либо в зонах непригодных ранее для жизни человека, что ранее было просто невозможно.

Примером тому могут служить такие города, как Петра, торговые города в Сахаре, или же, например, Санкт-Петербург, выстроенный на серенных болотах. То есть, можно сказать, что вследствие развития коммуникаций неравномерность заселения нашей планеты, возникшая вследствие изобилия в одном месте водных и пищевых ресурсов и недостатка в другом – сглаживается и стремится выровняться. Это значит, что со временем населённость пустынь, степей, горных вершин, северных и южных окраин нашей планеты будет лишь возрастать, как это и происходило на протяжении всей истории человечества.

Этот процесс связан с деградацией семейно-племенных отношений и повышением роли социальных отношений в семье индивидуума, так как семейно-племенные отношения ассоциируются с природной структурой общества, а социальные это следствие коммуникационной эволюции общества. Коммуникации безусловно сгладили эффект природных катаклизмов, таких как засухи и т.д., которые в естественных условиях служили функции регуляции численности населения. Зато их заменили функционально схожие экономические «засухи», т.е. кризисы, функция которых во всей целостности такая же как и у засух в экологической системе – гармонизация целостности.

Также процесс перераспределения расселения человечества можно связать и с эволюцией понятия народности. Если в конце неолита народы образовывались под действием естественных природных условий, то сегодня понятие народа более связано с ментальными факторами, такими как лингвистический, культурный или политический.

На ментальном уровне научные и культурные революции, которые происходят реже, чем политические. также можно считать средством «коррекции» развития цивилизации, главным локомотивом которого являются коммуникации. Так, например, культурные революции VII-V веков до н.э., вызвавшие к жизни конфуцианство, буддизм, зороастризм и эллинизм, произошли независимо друг от друга в разных уголках Евразии, но именно в тех регионах, которые были внутри уже довольно плотно связаны коммуникациями. То же можно сказать и о научной революции в Европе в XVI – XIX веках или в Китае в VII-XI веках.

Таким образом, история цивилизации развивается уже около 6000 лет в направлении всеобщей глобализации. При этом развитие происходит через кризисы, и кризисы эти приносят максимальные потери тем участникам процесса, которые больше всего сопротивляются этим переменам.

Окончание следует.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Ваш комментарий