Макроцикличность развития истории человечества (часть 10)




Первая часть всей статьи здесь.

2.5. Китай и Дальневосточный регион

Великие торговые коммуникации, основанные на границе I-го века до и после нашей эры, связывали Европу, Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Китай и вообще Дальний Восток. История всех этих регионов, кроме Дальневосточного, нами уже рассмотрена. Осталось рассказать о периодичности развития Китая и Дальнего Востока.

Жизнь этого гигантского, разнородного в географическом, политическом и вообще во всех смыслах региона очень сильно завязана на историю развития коммуникаций. Подобно Ближневосточному и Индийскому регионам, Дальневосточный регион начал развиваться в устьях рек. Самой главной коммуникацией на первых этапах истории Китая была река Хуанхэ. В течение первого коммуникационного цикла, который длился с XVII по III века до н.э. происходит соединение регионов Хуанхэ и Янцзы единой сетью коммуникаций. Начался этот процесс во времена династии Шан и закончился основанием первой китайской империи Цинь.

Времена Цинь – III век до н.э. – эпоха великих перемен в Китае. Меняется (упрощается) китайский язык, весь Китай связывается единой сетью континентальных коммуникаций, сцентрированных относительно региона нынешних провинций Шэнси и Лояна. И в течение последующих 1500 лет, вплоть до монгольского владычества, именно в пределах этого региона находились столицы почти всех китайских императорских династий. К этому же периоду относится строительство Великой Китайской стены – оборонительного сооружения, которое в течение последующих 1500 лет будет служить северной границей Китайского региона. Так же период Цинь и последующей династии Хань связан с началом новой коммуникационной эры в истории Евразии: между Европой и Дальним Востоком возникают сразу два торговых пути: континентальный и морской.

1500 летний период, который прошёл между династиями Цинь (II век до н.э.) и Юань (XVIII век), связан с ростом Дальневосточного региона. На границе Китая формируются новые самостоятельный регионы: Монгольский на севере, Корейский на северо-востоке, Японский на востоке, Индокитайский на юге, Тибетский на юго-западе, значительная часть Средней Азии (нынешний Синцзян-Уйгурский округ) прирастают к Китаю, который по-прежнему играет центральную роль в регионе.
Азия, Дальний Восток, Инь, история, Китай, культура, Ян

Спустя 1500 лет после Цинь Ши Хуанди, другой великий азиат – Чингисхан – вторгается на территорию Китая и завоёвывает его. Монгольский хан Хубултай провозглашает империю Юань, которая стала первым из китайских государств, доросшим до границ нового дальневосточного региона. Империя Юань включила в себя Монголию, Манчжурию, Корею, Китай, Индокитай, Тибет, Восточную часть Средней Азии (Синцзян-Уйгурский округ). Осталась не завоёвана лишь Япония. Примерно таков и будет дальнейший состав китайских империй, таких как Цин и современная КНР.

Столицей империи Юань стал Ханбалык, позже переименованный в Пекин, который был политическим центром не только для империи Юань, но и чуть позже для Мин, Цин и КНР. Вообще надо сказать, что, начиная с XIII века, центр всего Дальневосточного региона смещается на Северо-Восток. Это связано со структурными переменами, которые происходили тогда в системе коммуникаций Евразии и вообще всего мира.
В течение 200 лет после династии Цинь, во времена Хань, в I веке до н.э. – I веке н.э., как мы уже говорили, появляется континентальный шёлковый путь и морской путь, связывающий Европу в Китай через Индию.

Через 1500 лет после этого события происходят столь же важные структурные перемены. В течение 200 лет после правления империи Юань, Великий шёлковый путь прекращает своё существование, зато важность океанических коммуникаций возрастает многократно. Это происходит во времена династий Мин и Цин. Одновременно с тем формируется другая коммуникация, связавшая Китай и Европу. У Дальневосточного региона появляется новый сосед – Российский регион.

Следствием всех этих событий является не только смещение столицы Китая на Северо-Запад, но и возрастание важности Японского региона, который в XIX-XX веках чуть не стал центром всего Тихоокеанского и Дальневосточного регионов. В это же время происходит трансформация китайского языка, который в течение предыдущих 1500 лет почти не претерпел изменений. C XVI по XX века происходит демократизация китайского языка и реформирование его на основе северных диалектов, возникает современный китайский.

Когда мы говорили о влиянии 1500-летнего коммуникационного периода на историю Европы и Ближнего Востока, мы отмечали так же и влияние половины 1500-летнего коммуникационного цикла в 750 лет на судьбу региона. На Ближнем Востоке через 750 лет сменяют друг друга влияние средиземноморской и континентальной коммуникационных систем. На территории Западного (Европейского) региона через 750 лет сменяются стадии «миграции региона». В истории развития коммуникаций Дальнего Востока так же можно отследить 750-и летние стадии.

Так, например, через 750 лет после преобразований Цинь Ши Хуан Ди, в VI-VII веке во времена империй Сун и Тан происходит новый виток развития имперских коммуникаций, связанный прежде всего со строительством Великого императорского канала, связавшего главные реки империи и тем самым ещё более объединив систему коммуникаций Китая. В это же время китайская империя Тан впервые выходит за границы, очерченные во времена Цинь, и покоряет территорию, соответствующую сегодняшнему КНР.

Возведение императорского канала длилось около 750 лет, вплоть до династии Юань, когда, как мы уже говорили во всей Евразии, подули первые ветры перемен. Империей Юань правили Монголы, завоевавшие Китай, и это был знак усиления регионов Дальнего Востока, которые ранее находились на периферии. Под этим знаком прошли все столетия, последовавшие за эпохой Юань. В XVI веке Китай становится добычей маньчжуров, подвергается разграблению европейских колонизаторов, лишился части северных территорий в пользу России, и это на фоне резкого усиления роли Японии, которая в XX веке чуть не завоевала Китай.

На самом деле подобное усиление периферийных регионов Дальнего Востока было закономерным, за 1500 лет до Монгольского завоевания произошло то же самое. Ведь царство Цинь, которое объединило вокруг себя весь Китай в III веке до н.э. изначально тоже находилось на периферии владений царства Чжоу. Так что здесь можно говорить о закономерности, подобной той, что является двигателем постоянного перемещения западной цивилизации. Так же и периодическая смещение центра к периферии региона служит толчком развития для Дальневосточного региона. C XIII века таким центром служит Северо-Восточная часть Дальневосточного региона.

Роль коммуникаций – в объединении. Каждые 750 лет внутри Дальневосточного региона начинают проявлять себя центростремительные процессы. Так в 1000 году до н.э. Китай был объединён царством Чжоу, через 750 лет, в III веке до н.э. Китайскую империю объединил Цинь Ши Хуанди. Ещё спустя 750 лет возникла империя Суй, вновь объединившая всю поднебесную. Через 750 лет после Суй регион оказывается децентрирован. Внутри региона существую три державы, ведущие друг с другом борьбу за первенство: государство Южный Сун, с центром в Ханчжоу, государство Чжурчженей «Цзинь» со столицей в Кайфэне и Монгольское государство.

Между этими тремя сторонами завязывается жестокая схватка, из которой регион выходит объединённым под контролем монгольской империи со столицей в городе Ханбалык (Пекин). Ещё через 750 лет, в XX веке, история повторяется снова. На сей раз между собой борьбу ведут китайское государство Чан Кайши, коммунистическое государство Мао Цзедуна и Японская империя. Победителем из этой схватки выходит коммунистическая Китайская Народная Республика со столицей в Пекине.

Под контролем КНР в Китае снова начинается эпоха великих строек, так же как и во времена империи Суй и Цинь. Рассматривая историю Европы или Средней Азии, мы рассказывали о схожих сценариях в жизни тех или иных регионов. Для Китая таким сценарием стала повторяющаяся время от времени история империи Цинь – непродолжительной династии, объединившей под своим началом гигантский регион и начавшей масштабные строительства. Во главе империи каждый раз становилась крайне тираническая личность, такая как Цинь Ши Хуанди, Ян Гуан, Хубултай, Мао Цзедун. Единственный из этой четвёрки, кто не вёл крупных строительных объектов, был Хубултай. Именно по этой причине столь обширная империя Юань так быстро развалилась, и функцию Цинь Ши Хуанди выполнил уже через 200 лет после Хубултая минский император Юнлэ, отстроивший Пекин заново и очистивший Великий канал.

Великий канал был заложен в VI веке. Через период, приблизительно равный полутора тысячелетиям, после начала строительства канала происходит другая коммуникационная революция. В XX веке разнородные Китайские регионы воедино связала сеть железных и автомобильных дорог. Так Дальневосточный регион вступил в новую эпоху развития коммуникаций.

Монгольское завоевание XII века, последовавшее за завоеванием Чжурчженей, стало началом новой стадии этно-миграционного цикла в истории Китая, которая продолжается и по сей день. В течение 8-и веков, прошедших со времён Чжурчженей Китай множество раз был завоёван иноземцами, хотя предыдущие 1500 лет, прошедшие со времён Цинь ши Хуанди и до Чингисхана подобных прецедентов не было, все иноземные нашествия были отражены. В XII веке китайский этнос вступил в стадию трансформации. В течение предыдущих 1500 лет происходило формирование национальности «хань» из тех народов, которые были объединены при Цинь Ши Хуанди. За пределами Китайской империи в этот период «ханьцы» не селились. Для периода, наступившего после монгольского завоевания, характерна активная «самокитаизация» регионов, откуда пришли захватчики и колонизаторы, а значит и смешение с местными народами.

Примерно такова же была динамика этно-миграционных процессов происходивших в течение 3000 лет, прошедших правлению Цинь Ши Хуанди. Наиболее известны миграционные процессы второй половины этого периода, связанные, например, с завоеванием государства Шан – его соседями – Чжоу. Есть так же версии, заслуживающие доверия, смысл которых заключается в том, что эпохе Шан предшествовало Индоевропейское вторжение в регион.

3000 лет это так же и длительность структурного цикла, который прошёл Дальневосточный регион со времён правления в Китае древних династий Шан-Инь и Чжоу в XVII – XI веках и до эпохи династий Юань и Мин. Начался этот период становлением китайского земледельческого общества и закончился его кризисом во времена Мин и Цин. Основной точной трансформации была середина цикла – времена империи Цинь. Китай на этой стадии своего развития опережал Запад по структурному развитию на период равный 100 – 150 лет.

Роль империй Цинь и Хань сходна с той что выполнила Римская империя в истории Запада. При этом Цинь образовалась на 150-200 лет раньше Римской империи, а Восточная Хань распалась на такой же период времени раньше Западной Римской империи. В VIII – X веках в Китае появляются научные открытия, достигшие Европы через два века и приведшие в XVI веке Европу к культурной революции, ренессансу, эпохе возрождения и эпохе географических открытий. Все эти события так же имели место в Китае с опережением Европы на 2 века.

У Китая была своя эпоха заморских плаваний в начале XV века, на 100 лет раньше Колумба. Так Китай подошёл к точке перехода к новому структурному циклу на 100 лет раньше Европы, но перехода этого не произошло, и цикл закончился упадком всего общества. Одной из точек зрения может быть, что технической революции в Китае не произошло из-за того, что монгольский император Хубултай не уделял внимания коммуникациям внутри империи, которые полностью разрушились, не создав базы для будущего рывка.

Новый структурный цикл начался в Китае в XVII веке с покорения страны манчжурами и полной самоизоляции Китая. Реальные перемены, связанные с изменением структуры жизни общества пришли в Китай лишь в XX веке в виде разрушительной культурной революции Мао Цзедуна через 200 лет после начала подобных трансформаций в Европе. Чуть выше мы говорили о повторения “Цинь” сценария в истории Китая и Дальнего Востока каждые 750 лет.

Есть в истории этого региона и другая периодичность, связанная с политическим 1000 летним циклом и его половиной в 500 лет. Так, с завидной регулярностью, через каждые 500 лет территория Поднебесной оказывается объединена под контролем одного государства после некоторого периода междоусобицы. В XX веке – это КНР, объединившая Китай после периода многосторонней гражданской войны.

В XV веке происходит «второе основание империи Мин» императором Юнлэ после периода междоусобицы, в X веке это империя Сун, объединившая поднебесную после Эпохи пяти династий и десяти царств. За 5 веков до Сун аналогичным образом Китай оказывается объединён империей Суй, покончившей с эпохой войн южных и северных династий. За 5 веков до Суй возникает государство Ван Мана, перешедшее в позднюю Хань. За 1000 лет до Ван Мана по такому же сценарию к власти приходит династия Чжоу.

Единственным фактом, выпадающим из последовательности, является империя Цинь, которая образовалась в III веке до н.э., после эры сражающихся царств а в соответствии с последовательностью должна была иметь место в VI веке до н.э. Однако, если мы заглянем в истории Китая VI-го века до н.э., то увидим, что у царства Цзинь, существование которого приходится на период окончания так называемого периода Весны и Осени (период междоусобиц), был вполне весомый шанс объединить весь Китай и выполнить функцию Цинь. Но этого не случилось и эпоха перемен пришла в Китай только через 200 лет разрушительной культурной революцией Цинь Ши Хуанди.

500-летней периодичности подчиняются и другие события жизни Китая. Так между двумя варварскими завоеваниями Китая: чжурчженьско-монгольским в XII веке и маньчжурском в XVII веке прошло как раз 500 лет и оба раза завоевание происходило с территории Манчжурии, а если мы уйдём в прошлое ещё на полвека, то увидим, что в V веке н.э. также имела место попытка захвата Китая северными варварами, которые китаизировались, объединили Северный Китай под контроль Северной Вэй. Так же как и чжурчжэни в XII веке создали государство Цзинь, маньчжуры в XVI веке тоже создали северокитайское государство Поздний Цзинь. Но маньчжуры двинулись на юг и завоевали весь Китай, а чжурчжэни были покорены монголами, которые так же покорили позже весь Китай, а вот Северная Вэй не смогла этого сделать.

Так же, как в XII веке на Севере за спиной чжурчжэней появилась мощная монгольская держава, так и за спиной Северной Вэй в VI веке сформировался могучий Тюркский каганат, простиравшийся от Каспия до Манчжурии. Во I веке н.э. роль каганата принадлежала мощной державе Сюнну (Гуннов). А в XVI – XX веках, сразу после завоевания Манчжурами Китая, на севере от Манчжурии образовалась не менее грозная, чем все предыдущие, но уже не кочевническая держава – Россия.

Когда мы описывали историю Европы и Ближнего Востока, то указывали на 500-летнюю динамику смены обратных по направлению волн экспансии. История Восточных регионов Средней Азии довольно показательна в этом смысле. Стоит лишь взглянуть на карту: в XIII веке империя Монголов опиралась на юго-востоке на завоёванный Китай, а на северо-западе – на завоёванную Русь. Взглянув на политическую карту региона в XIX веке, мы обнаружим, что Монголии как самостоятельного государства нет. Западная часть монгольской империи перешла к Российской, а Восточная – к Китайской. Одно тысячелетие до этого история повторилась вновь: за 1000 лет до Монгол, в I- III веках, в Средней Азии господствует Кушанское государство, с запада опирающееся на Персию, а с Востока – на Китай. Спустя 500 лет оно разделено между Арабским Халифатом и китайской империей Тан.

Возвращаясь к истории Китая, можно отметить, что государство китайских коммунистов – КНР, начавшее своё существование через 400 лет после завоевания Китая маньчжурами, так же изначально располагалось на севере и именно с севера на юг завоевало поднебесную. И процесс завоевания манчжурами Китая так же сопровождался образованием независимого Тайваня, как и в 1949 году, после покорения коммунистами всего континентального Китая.

Так же с периодичностью в 500 лет происходит конфликт Китая с западными и северо-западными соседями из Средней Азии. В XVIII веке маньчжурский Китай покорил Синьцзян и Тибет, а 500 лет до этого вся Средняя Азия, Синьцзян и Тибет были покорены Монголами, и все эти территории вошли в состав империи Юань. В VII-VIII веках танский Китай превратил в своих вассалов весь Среднеазиатский регион и Тибет. В
Средней Азии произошло сражение между танскими войсками и арабами, которое китайцы проиграли. Ещё половину тысячелетия назад, в I- II веках, империя Хань покоряет значительную часть Среднеазиатского региона. Так же во II веке н.э. империя Хань наносит поражение кочевнической империи Сюнну (Гуннов). Ещё 5 веков назад, в V веке до н.э,. во времена воюющих царств происходит расширение государства Цинь на запад за счёт завоевания западных варварских народов.

Если коммуникационная и промышленная история Китая может быть легко соотнесена с Европейской вследствие достаточно большой синхронности развития, то культурная история Китая имеет другие параллели. Можно проследить достаточно большую синхронность развития Индийской и Китайских культур. Во всяком случае, в V веке до н.э. – XVII веке н.э. они дополняли друг друга как Инь и Ян. Деятельность Будды Гаутами в Индии происходила синхронно с деятельностью Конфуция и Лао-зы в Китае.

В течение тысячелетия, прошедшего с V-го века до н.э. по V век н.э. Индийская культура находится в стадии экспансии, китайская же культура этого периода формируется и впитывает в себя новые течения, в том числе и буддизм. Точкой перехода к новой фазе культурных взаимоотношений можно считать V век, когда индиец Бодхидхарма пребывает в Китай и становится основателем Чань Буддизма. Сразу после этого центр экспансии буддийской культуры перемещается из Индии в Китай, который в течение последующей тысячи лет оказывает гигантское культурное влияние на соседей, в т.ч. и благодаря буддизму.

Так, китайское влияние формирует вьетнамскую, корейскую и японскую культуры в V-X веках. А в X-XVI веках благодаря китайскому буддизму «китаизированы» Тибет и Монголия. Именно на принятии буддизма монголами заканчивается культурный цикл V века до н.э. – XVI века н.э. интересно, что с этой точной перехода связано другое политическое событие. Одновременно с тем как восточные монголы принимают буддизм, западные монголы, приняв мусульманство, вторгаются в Индию – родину буддизма – и покоряют её, создав династию Великих Моголов.

Так же противоположна, но синхронна динамика развития китайской и индийской культуры в течение предыдущего 2000-летнего цикла. Рассвет индийской Хараппской культуры приходится на XXV – XV века до н.э., а последующее тысячелетие связано с упадком культуры, вызванным арийским завоеванием. В Китае – наоборот. В XXV-XV веках никаких выдающихся культурных успехов не происходит, постепенно формируются культуры Яншао и Луншань, но в XV-V веках – в эпоху Шан-Инь, Чжоу и Воюющих царств – происходит значительный культурный прогресс, создавший фундамент для дальнейшего развития.

Начиная с XVI века, китайская культура вступила в новую «пассивную» фазу, связанную во многом с впитыванием европейских традиций и ценностей. Самым значительным событием этой эпохи стал приход к власти коммунистов Мао и культурная революция. Так европейское культурное течение – «социализм-коммунизм» покорило и поднебесную, смешавшись с конфуцианством, буддизмом и даосизмом.

Продолжение следует.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                 

Автор:

Ваш комментарий