Топология цивилизаций (часть 1)
Предлагаю вашему вниманию еще одну статью. В отличие от предыдущей, эта имеет гораздо большее отношение к Китаю и, следовательно, живописи У-син, которой и посвящен наш сайт. Надеюсь, вам будет интересно читать и вы узнаете много нового.
1. Топология государств
История знала множество великих государств, народов и городов. Некоторые просуществовали тысячелетия, другие давно уже сгинули из человеческой памяти. История видела, как гигантские империи, занимавшие значительную часть мировой карты, так и крошечные города-государства.
У каждого государства была своя история и своя архитектура. Пожалуй, государства ещё более не похожи друг на друга, чем сами люди их строившие. Однако даже в самых разных людях можно найти сходство, что и позволяет их объединить одним словом «люди». Также и с государствами.
Попробуем посмотреть на этих гигантов сверху, что мы увидим? Прежде всего: территории. Территории, районы и ландшафты, соединённые сетью коммуникаций. В узлах этой сети раскинулись города. Вот эту целостность мы и будем исследовать.
В основе нашего структурного анализа 3 вышеперечисленных компонента: территории, коммуникации и города, формирующие три уровня единства государства:
1. территориальное единство (государство расположено в рамках единой территории, схожего ландшафта и климата)
2. коммуникационное единство (государство расположено в рамках единой сети коммуникаций)
3. политическое единство (государство образует единую политическую структуру)
Теперь попробуем представить, какие возможны варианты формирования целостности из этих трёх частей. На каждом из трёх уровней система может быть едина или не едина. В китайской культурной традиции есть удобная для нас система «Ба-Гуа» (Восемь триграмм). Эта система оперирует трёхмерными целостностями. Любая жизненная ситуация, может быть зашифрована в виде триграммы, состоящей из трёх черт. Черты могут быть либо прерывистыми (Инь) либо цельными (Ян). Воспользуемся этой системой: нижняя черта будет ассоциирована с территориальным единством, средняя – с коммуникационным, верхняя – с политическим.
Однако, одной триграммы ещё не достаточно для формирования целостного представления о жизни государств. Ведь история большинства государств представляет собой процесс колебания между состояниями расцвета, и упадка. Так что для обозначения государства мы применим две триграммы. Одна будет соответствовать состоянию Ян (пик могущества) и Инь (упадок). Теперь дадим вариативный ряд.
Тип1
Рисунок 1.
Разомкнутые черты на всех уровнях: нет ни политического, ни экономического ни территориального единства.
Тип 2
Рисунок 2.
Очевидно, что данная топология описывает государство, привязанное к своему региону, к
«своей ячейке», ведь оно не выходит за рамки региона даже в период расцвета. В состоянии «Инь» – это лишь несколько близлежащих населённых пунктов или племён, живущих рядом, переход к «Ян» формирует у данной целостности политический центр, появляется «столица».
Речь идёт о самых первых родоплеменных государствах охотников и собирателей, крепко привязанных к той местности в которой они живут и охотятся. Некоторые такие племена ещё живут в экваториальных регионах Африки, Америки и Индонезии. Они исчезают по мере вырубания джунглей, ведь они очень крепко привязаны к среде обитания.
Тип 3
Рисунок 3.
Эта целостность едина на политическом уровне, главное для такой целостности – политическое единство, выраженное в подчинении всех частей центру. Жизненный цикл этой системы легко виден. Изначально это было сильное региональное племя/государство, которое завоевала обширные соседние регионы, подчинив их единому центру. Однако большая империя распалась, поскольку не была связана сетью коммуникаций.
Многие скоротечные и обширные империи повторили эту судьбу. Чаще всего начали свою историю они как кочевые племена, а закончили, как властелины гигантских территорий, не удержавшие власть над обширной империей. Это большинство ближневосточных империй, таких как Арабский Халифат,
Персидская империя, Ассирийская держава, государство Турок-Сельджуков, государство Тамерлана, государство Александра Македонского. Это и великая империя Монголов, и империя Гуннов, и Ацтекская мезоамериканская империя.
Данная структура крайне нестабильна, возможно именно по этой причине история всех этих империй так скоротечна, ведь в Янском состоянии сильных (Ян) черт в триграмме меньше чем в Иньском.
Целостность, изображённая выше, во многом противоположна империям кочевников, описанных в пункте 2. если для кочевнических империй характерна нестабильность, здесь всё наоборот. Это, возможно, самая стабильная из всех государственностей, которые мы описываем: в Иньском состоянии, у целостности 2 сильные черты, в Янском – все три сильные. Такие государства объединены одновременно и на территориальном и на коммуникационном уровне. Возможно именно по этому эти государства имеют самую длинную историю по отношению к другим. Это Египет, Китай, Индия, а так же Израиль и Месопотамия. Одним словом, это государства Земледельцев, которые развивались в устьях великих рек и благодаря обширному бассейну этих рек стали гигантскими империями, связанными как на территориальном так и на коммуникационном уровне.
Характерной чертой для многих таких государств является отсутствие исторического центра. Так в Египте, Китае и Индии столицы менялись много раз, переносились из одного конца страны – в другой, однако целостность продолжала существовать. Вообще, надо сказать, что существование сильного политического центра, сильного главы государства вовсе не является обязательным условием целостности этой структуры. Так Китай множество раз рассыпался на десятки и сотни воюющих друг с другом государств, но даже в эти моменты, как целостность продолжал существовать, ведь все эти маленькие царства продолжали себя отождествлять с «единой поднебесной».
Такие империи можно сравнить с пирамидой, где вершина держится на прочном основании, лишь дополняя целостность, и если заменить один пирамидон на другой особого вреда целостности не будет. Вершина пирамиды также и является заложницей всей целостности. Так ограничения, выраженные в ритуалах, которые формировали жизнь повелителей этих царств и были тем что привязывало их к общей целостности.
Выше очерчена «ячеистая» модель государства. Такие целостности объединены лишь на коммуникационном уровне. На Иньской стадии своего существования, это политически и культурно мало зависимые друг от друга государства, сплетённые воедино одной сеткой коммуникаций и единой лингвистикой. Это древняя Финикия, Эллада, Средневековая Европа и Япония, «государство» Майя, европейские колониальные империи и вообще любое феодально-раздробленное государство «Европейского образца». Однако со временем, вместе с сетью коммуникаций эта целостность эволюционирует и у неё появляется центр. Такой центр, каким был Рим для Античного Средиземноморья, каким стали США для постколониального западного мира, или Киото для раздробленной Японии XVI века. И «ячеистая» раздробленная целостность превращается в гигантскую централизованную империю с сильной, большой столицей. У таких государств и в Иньском и в Янском их состоянии есть большой импульс к расширению, ведь они совсем не привязаны к территории. Именно по этому европейская государственность, зародившаяся на островах Эллады ныне поглотила более половины мира.
Эта целостность, как видно сочетает в себе Янские черты кочевнических империй (см пункт 3) и государств «европейского образца», описанных в предыдущем пункте. Очевидно, что основа этих гигантских империй, объединяющих множество разных территорий – в их политическом единстве, наличии сильного политического центра, большой столицы. Янское состояние от Иньского отличается коммуникационной связанностью регионов империи. Именно такая связанность делает из этих государств
долгожителей. Среди таких империй: Российская, Римская, Византийская, Османская, а так же империя Инков.
В этой целостности скрыт гигантский потенциал расширения, для их развития характерна сильная зависимость от конкретной фигуры царствующей персоны. Расширяются они, обычно из центра сложившейся уже системы коммуникаций и сжимаются затем центростремительно, теряя контроль над теми регионами, которые выпадают из общей системы коммуникаций.
Такие системы крайне устойчивы к внешним деструктивным воздействиям, но, при этом, политическая система хронически нестабильна, постоянно происходят перевороты и войны за престол. Внутри этих империй происходит постоянное перемешивание традиций и культур и формирование новых этносов.
Прочитала с интересом! Спасибо!