Рассказ о путешествии в Китай-6
Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Даосского монастыря Ляо Шифу
Сегодня даосская тема в Москве, пожалуй, одна из самых таинственных и мистифицируемых, вследствие чего мой интерес к жизни настоящих даосов был гигантским.
Жизнь даосских монахов проста и неискушённый взгляд мирянина с трудом отличит быт монахов даосских от жития монахов православных. Храм состоит из 2-х этажей. Земной этаж – первый, его занимают женщины, небесный 2-й этаж занимают мужчины-монахи. Даосские монахи придерживаются строгой аскезы и вегетарианского питания.
Встают все монахи в пол-пятого, проводят утреннюю службу, после чего женщины отправляются готовить еду, а мужчины отправляются либо работать на стройке, либо на поле. Своими глазами я не видел в храме никаких массовых медитаций, занятий цигун, ушу и т.д. Костя, посетивший Китай более 30-и раз, сказал, что в каждом храме всё по-разному, но в целом, так построен быт всех монастырей, где он был: сурово и просто.
Образ монаха, медитирующего между тренировками по ушу или тантрическими упражнениями – связан с реальностью весьма условно. И эта связь, в большинстве случаев, обусловлена экономикой. Действительно в Китае есть монастыри, типа Шаолиня, где обучают ушу (чаще всего европейцев и американцев), но большинству монастырей этих не более 30-и лет и создаются они обычно наподобие туристических центров.
В каждом монастыре свои правила. В силу коммерциализации Китая, в горах становится всё больше монастырей “гостиничного типа”. Там вы найдете фиксированные оплаты за проживание и удобства на уровне 3-х звёздочного отеля. Наш монастырь принадлежал к другой категории. Монахи приютили и кормили нас, так же, как кормили бы любого другого путника. Фиксированной оплаты не было – каждый оставил на пожертвование столько, сколько посчитал нужным.
Кроме денег, я оставил монастырю в подарок несколько картин, которые в монастыре же и нарисовал. Китайцы были очень удивлены, что европейцы “тоже так умеют”. Настоятелю Ляо Шифу картины очень понравились и он украсил их каллиграфическими надписями (Ляо Шифу – великолепный каллиграф). Настоятель предложил мне в следующий раз приехать с печатью.
Что же касается монахов нашего монастыря, то каждый монах выбрал свой вид практики. Вот настоятель Ляо Шифу, кроме всех прочих своих функций, по вечерам занимался каллиграфией, писал молитвы и заряжал амулеты. Как я уже писал выше, настоятель был настоящим мастером каллиграфии, он безупречно писал иероглифы, состоящие из десятков черт, кончиком кисти. Каждый иероглиф был не больше четверти моего мизинца по площади. Вечер даосы проводили в основном в своих комнатах. Конечно же, что там монахи делали в кельях, я не знаю. Говорю только то, что я видел. Насколько я понял, даосы придерживаются, в основном, принципа трудотерапии, как и наши православные монахи.
Вторая служба в даосском храме проходила в 18.00, на закате. После ужина рабочие, которые помогали реконструировать храм, собирались у телевизора и за чаем и сигаретами смотрели китайский теле-сериал про гражданскую войну. Сюжет был невероятно затянут и вымучен, даже хуже, чем в мексиканских 2000-серийных драмах. Снято было ужасно, но китайцы не могли оторвать глаз от “голубого экрана” и бурно обсуждали сюжетные повороты. Иногда к телезрителям присоединялся и Ляо Шифу.
Ляо Шифу – весьма уважаемый человек. На выходных монастырь наполняют толпы мирян из близлежащего города, жаждущих получить аудиенцию настоятеля и он принимал всех. Среди них были и бизнесмены и мамы с малолетними детьми и многие другие. И всё же, несмотря на свой высокий сан, настоятель Ляо был очень прост в общении, открыт и крайне приветлив. В первое же утро, наставшее после нашего приезда, за чаем я попросил настоятеля Ляо Шифу ответить на наши вопросы. Он великодушно согласился. Ему более 45 лет а выглядел он максимум на 30. Ляо – это имя настоятеля, Шифу, в переводе с китайского – “главный”. Но вследствие влияния массовой мульткультуры на мой разум, иначе как “мастер Шифу” я его не называл (памятуя о мультике “Кунфу панда”).
Передаю нашу беседу за чаем, как можно более правдиво. Хотя, могу вам сказать, что общался я с Ляо Шифу с помощью Олега. А Ляо говорил на одном из южнокитайских диалектов и переводчик иногда не мог понять слова Ляо. Плюс надо учитывать, что кое-что я и сам мог исказить, т.к. записал этот разговор лишь через неделю после того, как он произошел.
Я: – Я слышал, что бывает несколько видов Даосов – есть те, кто живёт поодиночке, а есть целые монашеские общины, правда ли это? И в чём разница между ними?
Ляо Шифу: – Даосизм никак не привязывает к жизни в монашеской общине. Всё равно каждый практикует по отдельности, каждый ищет свой собственный Путь и практикует по-своему. Некоторые, в качестве практики выбирают помощь другим людям и следуют своему Пути, помогая другим и принимая помощь от других. Эти люди обычно идут в монастырь. Другие же смельчаки уходят в горы и живут там наедине с природой, и таким образом сами решают свои проблемы, без вовлечение в этот процесс внешних людей. Некоторые такие отшельники дожили до 200 лет и живы до сих пор. Но в любом случае, каждый проходит свой Путь самостоятельно, просто разные люди выбирают разные виды практик.
Я: – Ляо Шифу, а почему вы выбрали именно Даосизм?
Ляо Шифу: – Даосизм самое древнее культурное течение Китая и всегда был указующим перстом развития нашей страны. Даосизм помогает найти свой путь в жизни. (Также он сказал ещё несколько фраз, но увы, возможности наших переводчиков были ограничены).
Я: – Ляо Шифу, скажите, а в чём состоит принцип даосского недеяния?
Ляо Шифу: Принцип недеяния состоит в адекватности реальности. В умении слушать внешний мир и адекватно реагировать без промедления, следуя лишь своему Пути, а не своим эгоистическим порывам. То есть, делая не то, что хочется сделать, а то, что будет адекватно внешним условиям. Например, когда едешь на машине также можно следовать принципу недеяния, то есть вовремя адекватно реагировать на внешние факторы, а не давить на педаль, когда вам хочется давить и поворачивать, когда хочется повернуть, также не стоит цепляться за правила дорожного движения. Надо просто быть внимательным и адекватным и тогда это будет недеяние, тогда будете следовать своему жизненному Пути и не собьётесь.
Я: – Я слышал что недеяние также является разновидностью практики. Например, перебор риса и гречки, или красной фасоли от белой. Правда ли это?
Ляо Шифу: – Я про такие практики ничего не слышал. Но вообще, принцип недеяния применим к любой деятельности.
Я: – Ляо Шифу, многие в Москве под Даосизмом понимают различные разновидности телесных, тантрических и сексуальных практик. Скажите, практикуют ли даосы такие разновидности Учения?
Ляо Шифу: – Я слышал, что в древности даосы практиковали нечто подобное, но эти практики, особенно те, что связаны с сексом, были крайне опасны и те, кто ими занимаются, редко избегали падения и, в большинстве случаев, сворачивали со своего Пути. На моей же памяти Даосы принимают обет безбрачия и сексуальных практики не применяют, дабы избежать того безобразия, когда люди выдают одно за другое и не следуют в результате своему Дао, а лишь своему эго, как это происходит …в вашей Москве.
Я: – У нас в Москве я часто слышал о Даосах невероятные магические истории. Скажите, содержит ли даосизм магическую, мистическую часть, например магию талисманов.
Ляо Шифу: Путь Дао – един, и обычный быт и магия талисманов и многое другое, всё это является частью пути и должно гармонично сочетаться друг с другом. Если одна из частей начинает сильно перевешивать, человек сбивается с Пути.
Я: – У нас в Москве очень много говорят про Фен шуй, можно купить много книг, но авторы в большинстве случаев русские или американцы. Что вы слышали про фен шуй, как фен-шуй применён при строительстве этого храма, и применён ли?
Ляо Шифу: – Если вы хотите изучить фен шуй, вам нужно найти хорошего учителя и следовать по его стопам и всячески избегать чтения книг по этой теме. Дело в том, что в Феншуй очень много творчества, каждый мастер имеет своё понимание феншуй, отличное от понимания другого мастера. Вот например, как было с этим храмом: основан он был в конце 70-х на тропе, ведущей к святому горному роднику. Изначально приглашали мастера по фен-шуй и спросили его, можно ли построит здесь храм. Он подумал, посмотрел и сказал, что здесь “не фен шуй” и место непригодно. Строительство храма отложили.
Спустя несколько лет пришёл другой мастер и сказал, что это место идеально подходит для храма, после чего храм и начали строить.
Воодушевлённая интересной темой, наша спутница Лена, которая была ученицей известных московских мастеров фен шуй Мая Богачихина и Бронислава Виногродского начала спрашивать у Ляо Шифу про феншуйные мелочи, например про монетку, которая колеблется на нитке, подобно маятнику, и каждый раз Ляо Шифу делал круглые глаза и говорил, что ничего подобного ранее не слышал.
В разговоре было затронуто ещё множество тем, но они не носили для меня характера особой важности.