Монументальные китайские пейзажи эпохи северная Сун 北宋
Хотя первые пейзажи были написаны ещё в VIII веке, при династии Тан, настоящий расцвет пейзажный жанр гор и вод пейзажей пережил при династии Сун. Эпоха Сун традиционно делится на две части: Северная Сун и Южаня Сун. Так же можно разделить и пейзажную живопись.
Пейзажная живопись династии Северная Сун представлена большим числом монохромных монументальных, написанных крайне кропотливо пейзажей. Многие из этих пейзажей охватывают размеры до 8 метров по высоте и ширине. Пейзажная живопись южной Сун более «интимна», пуста, представлена уже не только гигантскими пейзажами, но и миниатюрами.
После восстания Ань Лушаня, заставившего Ван Вэя уйти в горы династия Тан так в полной мере и не восстановила своё могущество. Оставшиеся 100 лет правления династии Тан превратились в сплошную междоусобицу, обострившуюся в середине IX века, в связи с полным падением династии Тан и началом «эпохи пяти династий и десяти царств». И опять же многие учёные люди вынуждены были бежать из столиц и больших городов в горы, дабы там найти покой и безопасность.
Именно так и поступил Цзин Хао荊浩 (855-915), которого заслуженно считают вторым после Ван Вэя основателем китайского монохромного пейзажа. Он был первым из череды художников, создавших то, что мы сейчас называем «Китайским монументальным монохромным пейзажем». Его дело продолжили великие художники X века Гуань Тун關仝, Цзюй Жань巨然, Ли Чэн 李成, Фань Куань范寬. Начатое ещё во времена эпохи пяти династий, закончили и отточили художники эпохи Северная Сун, Го Си , Ли Тан, Сю Даонин, жившие уже в XI веке
Картины Цзин Хао:
Дун Юань:
Цзю Жань:
Цюань Тун:
Го Си:
Ли Тан:
Ли Чен:
Сю Дао Нин:
Фан Куань:
Монохромные пейзажи эпохи Сун это не только горные пейзажи, это так же и городской пейзаж с тысячью фигур. Именно таковым полотном была картина (путешествие) по реке в праздник чистоты и ясности, изображающая жизнь столицы династии Сун:
Полностью картину можно
XI век на двух концах Евразии выглядел крайне по-разному. В то время, как на западе Евразии мы наблюдаем апогей «Тёмных веков», ознаменованный эпохой Крестовых походов и религиозных войн, в Китай переживает новый расцвет культуры, связанный прежде всего с искусством интегрировать и идти на компромисс.
Эпоха Сун (X-XIII века) была новым расцветом китайской цивилизации и культуры. Этот расцвет был связан прежде всего с интеграцией всех религиозно философских учений в рамках концепции «Неоконфуцианства». «Неоконфуцианство» – западное название культурно философского течения 宋明理學 (дословно – учение эпох Сун и Мин). Именно в рамках этого учения были объединены «три столпа китайской цивилизации»: буддизм, даосизм и конфуцианство.
Именно в это время родилась известная картина «Пробующие уксус», на которой изображены основатели Конфуцианства, даосизма и буддизма Конфуций, Лао Цзы и Будда. Они пробуют уксус. Лицо Будды – нейтрально – он уже прозрел, Лицо Конфуция искривлено миной отвращения, А Лао Цзы – смеётся.
Всеобщий посыл к интеграции и объединению не обошёл и живопись, в рамках которой были интегрированы искусство живописи, каллиграфии, стихосложения и резьбы печатей. А сами пейзажи интегрировали в себе личный опыт путешествий автора, некие мотивы литературных произведений, законы композиционных построений и многое другое.
Живопись эпохи Сун это прежде всего «Живопись образованных людей» Вэн Жень Хуа 文人画, которые своими картинами хотели передать определённые идеи, а не форму. Например, сунский теоретик и художник Го Си излагает теорию о соответствии Низа и верха картины мировым началам «небо и земля» и говорит о необходимости в пейзаже рисовать три плана горного пейзажа, соответствующие началам земли человека и неба.
Именно в эпоху Сун окончательно сформировался кодекс чести китайского дворянина, представление о том, каким он должен быть «китайский джентельмен» цзюнь цзы 君子. Этот кодекс предусматривавший необходимость для благородного мужа владения самыми разными видами искусств: каллиграфией, живописью, искусством игры на струнных инструментах, владения мечом.
Такому кодексу следовали и императоры. Пожалуй, наиболее показательно выглядит судьба Сунского императора Хуэй Цзуна – знаменитого художника, каллиграфа, чайного мастера, архитектора и китайского сада.
Вот его картины
Эпоха правления императора Хуэй цзуна – являет собой не только перелом в истории династии Сун, это так же и крутой поворот в развитии Китайского пейзажа. Хуэй цзун не очень любил масштабные монументальные композиции Го Си и его единомышленников, предпочитая лаконичные выразительные картины. Говорят, что Хуэй Цзуну были настолько не по душе пейзажи Го Си, что он повелел некоторые из них использовать как скатерть.
Хотя и во времена Хуэйцзуна писали монументальные пейзажи. Один из самых известных «сине зелёных» пейзажей был написан именно тогда одним из учеников Хуэй Цзуна по имени Ван Си Мэн 王希孟.
Горы и Воды в тысячу Ли:
Полностью картину можно
Любовь к красоте и искусству этого императора поставила империю на грань выживания. Так, например, однажды ему очень понравились большие «узорные камни» с берегов озера Тай Ху и он повелел довезти их целиковыми до садом столицы. Но мостики на каналах были слишком узкие по этому их было решено временно разрушить из-за чего в поднебесной начался голод.
Увлечённый искусством, он не заметил, как под стенами столицы появилась армия варваров Чжурчженей. Столица пала в 1127 и Хуэйцзун, вместе с 14 000 подданных, был отправлен в северную Манчжурию, где провел пленником последние 8 лет жизни. Лишь только одному из его сыновей удалось бежать из плена, что и спасло империю.
Именно так возникла династия Южная Сун со столицей в городе Ханчжоу. Именно в эпоху Южная Сун расцвёл жанр монохромных минималистических пейзажей, наполненных туманами.
Говорят, что однажды император Хуэй Цзун, принимал экзамен. Задача была нарисовать горный пейзаж с храмом. Все кандидаты по-разному справились с поставленной задачей. Многие художники, как того требовала ранняя живописная традиция, кропотливо вырисовывали мельчайшие объекты на рисунке. Это были крайне монументальные полотна, на создание которых уходило не меньше недели. Каждый художник сосредоточил своё внимание на определённом объекте, дабы продемонстрировать мастерство. Кто-то до мельчайших подробностей изобразил архитектуру храма, кто-то сосредоточился на деревьях, другие были великолепны в прорисовке гор.
Император смотрел на работы и не знал, какой надо отдать предпочтение. Каждая была по своему хороша. Но одна из работ поразила Хуэй Цзуна до глубин души, именно она и победила в этом конкурсе. Она действительно была необычна. Гигантское полотно было почти пусто, и лишь где то в нижнем углу была нарисована небольшая фигура монаха, идущего по тропе, которая расплывалась в клубах тумана. И лишь вдали едва намёком были изображены силуэты гор. Именно так этот художник изобразил храм в горах.
С правления императора Хуэй Цзуна начинается очередная эпоха упадка и войн на территории Срединного государства, окончившаяся в XIII веке завоеванием Китая Монголами. Но именно в этот период Китай дал миру одну из самых интересных жемчужин искусства «Чаньскую пейзажную живопись».
Так мы подходим к понятию Чаньская живопись и Чаньская символика в живописи пейзажей.
Настолько емкие статьи,что несмотря на свой янсководноинформационный охват,понимаю,что к ним еще нужно вернуться неоднократно))
Спасибо!
Ира, я рад что тебе оказались интересны эти статьи. Для меня китайская пейзажная живопись это целый мир, целая жизнь.
Спасибо большое за статьи, душой отдохнула…
Елена, рад что Вам понравилось А тем временем опубликовали следующую часть http://usinart.ru/chanskaya-filosofiya-pejzazha-i-kitajskaya-pejzazhnaya-zhivopis-epoxi-yuzhnaya-sun/
И ещё 4 части впереди
Потрясающая работа по охвату материала и его вдумчивой трактовке. Всегда с уважением и удивлением читаю статьи Usin-master и складываю их в копилочку для дальнейшего освоения. Спасибо, вам, Андрей.
Много лет мечтала побывать в горах юго-западного Китая. В этом году мечта сбылась и я увидела все своими глазами.
Алевтина, рад, что Вам интересны эти статьи, и вдвойне рад, что в этом году Вы воплотили Вашу мечту в жизнь!