Макроцикличность развития истории человечества (часть 9)
Первая часть всей статьи здесь.
2.4. Индия
Теперь поговорим о цикличности развития одного из самых древних и значимых соседей Средней Азии – Индии. Развитие этого региона так же носит ярко выраженный циклический характер. Как уже говорилось выше, Индия не раз подвергалась нашествиям из соседней Средней Азии. При этом периодичность этих нашествий довольно чётко подчиняется этно-миграционному циклу. Так часто отправной точкой ведической истории Индии считают переселение индо-арийцев на индийский субконтинент в XVIII – XIII веках до н.э. Индо-арийцы вытеснили дравидское население Индии на юг региона и ассимилировали.
Через 3000 лет (в конце этого и начале следующего этно-миграционного цикла), в XII-XVIII веках Индия становится объектом вторжения тюркских народов, пришедших из Средней Азии, как и Индоарийцы когда-то. Пришельцы вытеснили индо-арийцев из западных и северо-западных районов Индии и ассимилировались. В это же время происходит и другая миграция. В XV-XIX веках индийский регион подвергается европейскому завоеванию и превращается в британскую колонию. Благодаря этому в страну начинают мигрировать европейцы. Менее крупная, но также значимая миграция произошла в середине этно-миграционного цикла, о котором идёт речь, т.е. в IV веке до н.э. – I веке н.э.
Тогда в Индию вторглись греки, а вслед за ними пришли кушаны (Юэчжи) и скифы. Вторжение греков началось с похода Александра Македонского, остановившегося у берегов Инда. Через 1500 лет (половину длины этно-миграционного цикла) дальше Инда не пошёл другой великий завоеватель – Чингисхан и, как и в случае с греками, через 200 лет после смерти великого завоевателя Индию покорили преемники монгол – Тимур и великие Моголы.
Периодичность политической жизни Индии так же связана со сменой постоянных иностранных вторжений. Так примерно каждые 500 лет, начиная с персидского вторжения в VI веке до н.э. Индия подвергается вторжениям завоевателей через территорию Афганистана. Через 500 лет после персов, в I веке н.э. пришли завоеватели-кушаны. Затем в VI веке н.э., ровно через 1000 лет (длина одного политического периода) после своего предыдущего появления, снова пришли персы. Спустя ещё 500 лет, в XI веке Индия подверглась разрушительному нашествию мусульманского фанатика Махмуда Газневи.
Ещё через 500 лет, в середине XVI века Индию завоевали Великие моголы. Сегодня ещё не прошло 500 лет со времён вторжения моголов, но в Афганистане и Пакистане (бывших частей Индии) и западных частях Индии, как и 1000 лет назад во времена Махмуда Газневи, снова активизировались фанатично настроенные мусульмане. Вообще политическая история Индии легко делится на периоды по 1000 лет. XXVI – XVI века до н.э. – формирование, возвышение и упадок в долине Инда Хараппской цивилизации. XVI –VI века до н.э. – период Индоарийских государств в северной Индии.
Для периода VI века до н.э. – V века н.э. характерны постоянные иноземные завоевания. В это время постоянно возникают гигантские империи, которые объединяют части Средней Азии и Афганистана, долины рек Инда и Ганга и весь север Индии. Первой «трансиндийской» империей было государство Маурьев, основанное в середине IV века до н.э., последними были империя Гуптов, существовавшая в V-VI веках, и северо-индийское государство правителя Харша, пришедшее в упадок к середине VII века, спустя 1000 лет после основания империи Маурьев. В период между этими империями в Северной Индии одна за другой сменяют друг друга гигантские империи захватчиков: Индо-греческая держава, основанная после падения государства Гуптов, затем империи индо-скифов и кушанов, пришедших из Средней Азии.
В течение тысячелетия, длившегося с VII по XVII век, политическая история Индии несколько меняет свою структуру: на Юге Индии одна за другой возникают крупные империи, такие как империи Чалукья, Чола, Виджаянагарская империя. Некоторые из этих империй колонизируют территории Юго-Восточной Азии и острова Индонезии. В то время на Севере друг друга сменяют империи захватчиков-мусульман, самыми сильными из них были Делийский Султанат и Империя Великих Моголов.
Следующей ступенью развития политической истории этого региона стало покорение Индии европейцами. Интересно отметить, что европейская колонизация Индии в XVII – XIX веках случилась спустя почти 2000 лет после предыдущего вторжения европейцев-греков в Индию в IV-II веках до н.э. 2000 лет – это два политических цикла по 1000 лет. Эти два цикла граничат друг с другом в VII-VIII веках.
В это время Индия переживает другое достаточно важное с культурной точки зрения вторжение: в Индию вторгаются арабские захватчики, принёсшие с собой мусульманство. Вторжения европейцев в IV и в XVI веках так же несут в себе культурную функцию в развитии Индии. Так власть Греко-индийского и Греко-бактрийского царств стала катализатором в распространении тогда ещё индийской религии – буддизма в Средней Азии и превращении её в мировую религию.
Также античная культура греков повлияла на создание стиля буддийского и вообще индийского искусства, особенно в том, что касается создания статуй. Через 2000 лет, британская колонизация Индии XVI – XIX веков так же стала катализатором нынешней индийской культурной экспансии, обеспечившей новый рост популярности буддизма, джайнизма и прежде всего йогистических учений. Ещё одним следствием европейской колонизации стала перестройка индийской культуры на лад нового времени, например, появилось специфическое индийское кино.
Вообще длительное индийское культурное развитие довольно чётко поддаётся периодизации. Первый 2000 – летний период связан с зарождением и формированием Индско-Хараппской культуры в долине реки Инд. Наряду с речными культурами Ближнего Востока, она была одной из древнейших в мире. Пассивная фаза процесса протекала с середины 4-го по середину 3-го тысячелетий до н.э., активная фаза, связанная с появлением множества городов, создания общего языка и культурным объединением региона относится к периоду середины 3-го по середину 2-го тысячелетий до н.э.
После упадка Хараппской культуры, вызванного климатическими изменениями и разрушительным нашествием индоарийских племён начинается новый 2000-летний цикл. У этого цикла так же есть пассивная и активная половины. Пассивная протекала с XVI по VI век до н.э. и связана с зарождением основ ведической культуры. Активная тысячелетняя фаза цикла началась в Индии в VI веке н.э., с зарождения на «ведическом фундаменте» мировых религий буддизма и джайнизма. В течение последующего тысячелетия буддизм очень быстро стал одной из основных религий Евразии, распространившись на территории не только всей Индии, но и Средней Азии, Китая, Японии и Юго-Восточной Азии.
Так буддизм «вырос» из рамок индийской в масштабы международной религии. На территории же Индии буддизм был популярен лишь в течение одного культурного цикла в 2000 лет. В XVI веке с приходом мусульманских правителей Великих Моголов в Индии буддизм имел лишь незначительную популярность на юге субконтинента.
Через 2000 лет после зарождения буддизма в Индии уже Китай играл роль мирового центра буддизма, в то время как в Индии буддистов почти не осталось. Это напоминает историю христианства. Ведь сегодня, спустя 2000 лет после Христа, мусульманство вытеснило христианство со всех его «родных» регионов Ближнего Востока и основная масса христиан проживает не на Ближнем Востоке и даже не в Европе, а на территории Американского континента.
Но мы вернёмся в конец VI го века н.э. Это время окончания очередного 2000-летнего культурного периода в истории Индии. Последнее тысячелетие периода связано не только с религиозным, но и с большим научным прогрессом индийского общества. Именно тогда в Индии появляются те самые арабские цифры, которыми пользуется сегодня весь мир. Прогресса достигли индусы и в других направлениях науки, прежде всего в астрономии. В это же время появляются другие известные достижения индийской культуры: шахматы и Камасутра.
Но в VI веке период великого культурного процветания ведической Индии подходит к концу. Как и 2000 лет до этого Индия подвергается нашествию, которое принесло с собой новые культурные веяния. Речь идёт о мусульманстве. В течение 1000 лет, с появления арабов у границ Индии и до расцвета империи Великих Моголов, длится мусульманский период в культуре этого региона, лишь к концу этого разрушительного тысячелетия, в XV веке, культура Индии вновь начинает возрождаться при этом одновременно и на юге, и на севере.
Период владычества Моголов в XV-XVII веках может служить точкой отсчёта новой 1000–летней фазы культурного цикла. В XVI веке вновь активизируются культурные течения в Индии. В Индии Великих Моголов начинается культурный ренессанс, суть которого состоит в смешении мусульманской и традиционно-индийских культур и в их объединении. Зарождается новая религия – Сикхизм – продукт смешения мусульманства и индуизма. Вслед за этим ренессансом следует колонизация: индийская культура во многом объединяется с европейской и окончательно возрождается к моменту обретения Индией и Пакистаном независимости в 1949 году.
Одно из главных приобретений независимой, постколониальной Индии стала сеть железных дорог, объединившая северную и южную Индию, которые тысячелетиями соседствовали, но не были объединены коммуникационной сетью. Изначально индийский регион включал в себя три независимых субрегиона: примыкающий к долине реки Инда, примыкающий к долине Ганга, и Южная Индия, примыкающая к Деканскому плоскогорью. Самым первым объединился регион вдоль реки Инд. Что соответствует первому коммуникационному циклу на рисунке, который имел место быть в середине 4-го – середине 2-го тысячелетий.
Следующий коммуникационный цикл, длинной в 1500 лет, связан с объединением регионов вдоль реки Ганг, а так же объединением Индского и Гангского коммуникационных районов. Заключительным актом этого цикла стало образование империи Маурьев в IV веке до н.э., объединившей бассейны Инда и Ганга. В течение этого же цикла, параллельно идёт объединение южноиндийских, деканских регионов. Но если северо-индийские регионы были связаны в основном при помощи речных и наземных коммуникаций, то связь южноиндийских регионов обеспечивалась через Океан.
Примерно в это же время, в IV – I веках до н.э., происходит изменение коммуникационной обстановки вокруг Индии. Северная Индия оказывается втянута в сеть центрально-азиатских коммуникаций, стержнем которой становится Великий шёлковый путь. Южная же Индия становится частью морской сети коммуникаций, опутавшей к тому времени Индийский океан. Стержнем этой сети становится так называемый «путь специй».
Результатом этих событий стало то, что в течение последующих 1500 лет (одного коммуникационного периода) Индийский регион был разорван на две части: южную и северную. Северная часть всё плотнее контактировала с центральной Азией, южная же всё более превращалась в часть «братства берегов Индийского Океана». У южных индийских государств начали появляться торговые колонии по всему берегу океана, северная же всё более подчинялась влиянию из Центральной Азии. Это сказалось и на культурных аспектах: Юг оставался всё это время индуистским, а Север был мусульманским. Юг и Север говорили на совершенно разных языках.
Всё изменилось в конце описываемого периода. В XVI веке активность торговли по океаническим коммуникациям резко возросла, что связано с началом эпохи великих географических открытий в Европе. В то же время Великий шёлковый путь себя исчерпал и перестал функционировать. Через некоторое время Южноиндийские государства превратились в европейские колонии, а Северная империя Великих Моголов распалась. Вскоре Север был присоединён к Южным колониальным владениям. Это привело к тому, что изначально более раздробленный южноиндийский коммуникационный регион поглотил более консолидированные северные.
Эта ситуация была закреплена железными дорогами, которые связали воедино индийские колониальные владения Британии в XIX веке. Так впервые все три части Индийского региона были объединены. Правда, после провозглашения независимости Индии в 1949 г., Индийский регион вновь распался. Юг и Северо-Восток остались объединены Индийским государством, а на территории бассейна Инда возник Пакистан. Всё это время, как и сегодня, Индия фактически отрезана от азиатской коммуникационной системы, но зато сверхинтегрирована в коммуникационную систему Индийского океана.
Самой известной структурной особенностью Индии является то, что структурный 3000-летний цикл, начавшийся в XVI веке до н.э. и изменивший до неузнаваемости весь мир, так и не затронул структуру жизненного уклада Индии. Общество до сих пор утроено по жреческо-кастовой системе, как это было в большинстве стран мира 3000 лет назад. Изменения затронули лишь внешнюю форму жизни индийского общества: в соответствии с динамикой структурного цикла происходили изменения типов архитектуры и даже типов производства. Так структура экономики страны, возникшая во времена арийского завоевания и укрепившаяся при открытии торгового пути специй и шёлкового пути в первых веках н.э. была изменена лишь колониальной системой англичан, спустя 1500 лет. Внедрение колониального капитализма при этом имело катастрофические последствия.
Были и попытки культурной революции. К примеру, попытки индийского Буддизма или Мусульманства трансформировать общественный уклад. Однако ничего особого не произошло, прежде всего, по той причине, что аграрная структура экономики, сформировавшаяся ещё во времена арийского завоевания, так и не претерпела коренной ломки и сегодня Индия удерживает первое место в мире по производству аграрной продукции.