Макроцикличность развития истории человечества (часть 6)




Первая часть всей статьи здесь.

II Цикличность развития регионов мира

2.1. Ближний Восток

Именно с описания первых ближневосточных цивилизаций обычно начинают учебник истории. И наше описание также начнётся с этого региона. Исторически размеры и очертания границ этого региона менялись. При этом, периодичность этих перемен подчиняется 1500-летней динамике коммуникационного цикла. До XV века до н.э. об этом регионе, как о едином целом говорить достаточно сложно. До этого времени, в течение 3000 лет интеграционные процессы протекают отдельно в рамках Нильского региона и отдельно в границах региона Междуречья Тигра и Евфрата, что соответствует первым двум коммуникационным циклам данного региона (см. рис 1.)

Увенчались эти процессы образованием Египетского и Вавилонского государств, каждое из которых объединяло под своим контролем свой собственный регион. Египет объединился к моменту перехода от первого коммуникационного цикла ко второму, т.е. в конце 4–го тысячелетия до н.э. В Междуречье объединение под властью Вавилона закончилось лишь к середине 2-го тысячелетия, что соответствует моменту перехода от второго к третьему коммуникационному циклу.

Дальний Восток, Инь, история, Китай, культура, Ян
Базой для формирования первых культур Ближнего Востока было развитие земледелия в бассейнах великих рек. Реки же и стали первыми коммуникациями для этих цивилизаций. Таким образом, в течение первого структурного цикла, длившегося с 5-го тысячелетия до н.э. по вторую четверть 2-го тысячелетия до н.э., коммуникации внутри Ближнего Востока не выходят далеко за рамки естественных, таких как великие реки. Именно поэтому не стоит говорить о Ближнем Востоке как о едином целом до середины 2-го тысячелетия до н.э.

В рамках этих же двух регионов достаточно независимо друг от друга развиваются культурные процессы. С середины 4-го по середину 2-е тысячелетия до н.э. происходит формирование языков и культур Египта и Междуречья (Шумеро-Аккадская культура), что отмечено у нас на рис. 1 как первый культурный цикл в истории этого региона. Сформировавшись почти синхронно в середине 4-го тысячелетия до н.э., в течение следующих 2-х культурных циклов по 2000 лет, вплоть до VI-го века, Египетская и Вавилонская культуры, резонируя друг с другом, задавали темп культурного развития не только ближнего Востока, но и всех соседних регионов. Ирано-Среднеазиатский регион попал под культурное влияние Месопотамии, а Средиземноморье оказалось под Египетским влиянием.

Эти две волны культурного влияния столкнулись в Передней Азии, на полпути между Египтом и Вавилоном, и это привело к формированию ряда новых культур в 1-м тысячелетии до н.э., самой значимой из которых была еврейская культура, которая соединила в себе черты как египетской, так и вавилонской со значительным преимуществом в сторону Египта.

И это не случайно. На момент окончательного формирования Ближнего Востока как региона в середине 2-го тысячелетия до н.э. влияние Египта на Ближнем Востоке преобладало. Итак, мы приблизились к периоду зарождения Ближнего Востока как целостного региона в середине 2-го тысячелетия до н.э. С какими событиями связан этот период истории ближнего Востока?

Первым из этих событий являются массовые миграции населения, ставшие эхом глобальных миграций происходивших тогда на территории всей Евразии. Народы моря, вытесненные с севера Средиземноморья, атакуют побережье Египта и Передней Азии, частично вытесняя местные народы. Жертвой миграций становится и Междуречье. Племена амореев вторгаются в долины рек Тигр и Евфрат и основывают город Вавилон, ставший чуть позже столицей региона. Другая группа семитских племён – гиксосы – в этот же период времени вторгаются в Египет и на небольшой период времени завоёвывают его. Одной из самых известных миграций этого периода становится исход евреев из Египта и их переселение на территорию Палестины

После исхода евреев из Египта миграционная активность в районе долины Нила исчерпывает себя, но на территории Месопотамии миграционные процессы заканчиваются лишь нашествием Арамеев в XI-X веках н.э. На рис. 1 эта точка значится как конец первого этно-миграционного цикла, который начался для Ближнего Востока в 5-м – 4-м тысячелетиях до н.э., во времена связанные с более древним переселением семитских, а так же шумерских племён на территории Ближнего Востока.

Этот этно-миграционный цикл начался с переселения амореев в Месопотамию и Хеттов в Малую Азию в XX веке до н.э. и закончился через промежуток близкий 3000 лет миграциями Тюркских племён в малую Азию и Месопотамию. При этом внутри цикла можно выделить ряд «созвучных» миграций. Так, к примеру, Семитским «континентальным» миграциям XXI – XV века до н.э. из Сирийских пустынь в Египет и Месопотамию созвучны Арабские миграции в Египет и Месопотамию VI-VIII веков. Миграциям народов моря в XV – XI веков созвучны греческая и римская колонизация Египта и Передней Азии II века до н.э. – II века н.э. и произошедшая уже в XIX-XX веках европейская колонизация этого региона. Хеттской колонизации Малой Азии XX – XV века созвучна греческая колонизация этого же региона в V веке до н.э. – I веках н.э. и Турецкая колонизация, случившаяся здесь же в XI – XV веках. Ещё один пример: в XV – X веках происходит иммиграция Евреев в Палестину, в I-V веках происходит изгнание Евреев из Палестины Римлянами и Византийцами, а в XVI – XX веках вновь происходит миграция евреев обратно в Палестину.

Так что можно видеть, что у схожих этнических миграций в данном регионе наблюдается периодичность, близкая к 1500 лет и 3000 лет (~ 250-350 лет). Ещё одной такой «созвучной» миграцией стала финикийская колонизация западного Средиземноморья и Северной Африки в XVII – IX веке до н.э. Через промежуток времени приблизительно равный 1500 лет арабы, которые, как и финикийцы, были семитским народом, вновь колонизировали Западное Средиземноморье и Северную Африку. Напоминание о Финикийской колонизации возвращает нас к точке объединения Ближнего Востока в середине 2-го тысячелетия до н.э. единой сетью коммуникаций. Как объединение, так и финикийская колонизация говорят об одном очень важном факторе, который ранее не имел места. Это неструктурные коммуникации.

Если в середине 4-го тысячелетия до н.э. регионы Египта и Месопотамии, объединённые такими естественными коммуникациями, как реки, не могли быть объединены, то за прошедшие 3000 лет, равные одному структурному циклу и двум коммуникационным, обстановка значительно изменилась. Долины двух великих рек теперь связаны обширными торговыми коммуникациями – прежде всего дорогами, по которым перемещаются повозки, запряжённые лошадьми, прирученными на Ближнем Востоке незадолго до этого. С возникновением коммуникации между Египтом и междуречьем и возник регион Ближний Восток, и у этого региона вскоре возник центр, лежащий между долиной Нила и Междуречьем Тигра и Евфрата. Этим центром стала Палестина и побережье Леванта, где очень скоро появились Еврейская и Финикийская цивилизации. Колонизировать Средиземноморье финикийцам помогла ещё одна технология «новой» эры коммуникаций: мореплавание. При помощи финикийцев сеть ближневосточных коммуникаций начала распространяться и на регион средиземноморья.

Но тем фундаментом, без которого невозможно было бы создание столь обширных региональных сетей коммуникаций, была письменность, вошедшая в употребление в Междуречье и Египте за 3000 лет до коммуникационного прорыва, о котором мы сейчас говорим. Чуть выше было рассказано о периодичности этно-миграций на Ближнем Востоке. Также можно говорить и о периодичности развития коммуникационной сети региона. Изначальная архитектура коммуникационной сети региона задала и структуру развития этой сети.

С периодичностью близкой к 750 годам (к полупериоду полного 1500- летнего коммуникационного периода) в структуре региона начинают доминировать по очереди либо континентальное влияние, либо средиземноморское. Исходной точкой является доминирование средиземноморского влияния в XV – VIII веках до н.э., связанное с расцветом Финикийской цивилизации на побережье Леванта и доминированием Египта над регионом Передней Азии. Но в VIII веке Египет утрачивает свою роль, и в течение последующих семи –восьми веков здесь доминируют континентальные гиганты, такие как Ассирийская, Нововавилонская, Персидская и Македонская империи.

В это время центр региона смещается в район Междуречья. Новый период Средиземноморского влияния приходит с Римским и позже Византийским владычеством в регионе, в течение которого Египет и Передняя Азия включены в общую систему средиземноморских коммуникаций, а Междуречье подвергается постоянным разгромам и разорениям.

Период Средиземноморского влияния заканчивается с приходом сначала Персов, а затем и Арабов в VI веке. Этот континентальный период также длится семь- восемь веков, в течение этого периода Междуречье и все державы со столицей в Багдаде процветают, а Египет находится под влиянием Междуречья. Конец этому континентальному периоду наступает с разграблением Тамерланом Багдада и образованием средиземноморской Османской державы в XV-XVI веках, под владычеством которой Египет процветает, а Междуречье находится в состоянии упадка.

В XX веке на место Турецкого владычества приходит Европейский колониализм, а затем Американское влияние. Египет ещё более возвышается, а Междуречье и Ирак разоряются походами британских и американских войск, что говорит о продолжающейся эпохе Средиземноморского влияния в истории Ближнего Востока. Таким образом, история развития структуры коммуникаций Ближнего Востока похожа на перетягивание каната, центр которого – Палестина и Передняя Азия, а края – Средиземноморье + Египет и Иран + Междуречье.

Биполярная структура Ближнего Востока, объединяющего такие центры как Египет и Междуречье, так же оказала сильное влияние на ход культурного развития региона. Середина 2-го тысячелетия так же связана со значительной культурной революцией в истории ближнего Востока: в Египте фараон Эхнатон провозглашает Единобожие, что можно смело считать началом новой эры в культуре Ближнего Востока, которая до этого имела языческую структуру.

Именно поэтому на рис 1. это время служит началом для нового 2000 летнего культурно цикла. За 2000 лет эта культурная монотеистическая революция покинула пределы Египта, захватила весь Ближний Восток и вернулась обратно в Египет в I – VI веках в качестве Христианства и Мусульманства – религий и культур, впитавших в себя обычаи Месопотамии и Египта. 2000 лет, прошедшие с XIV века до н.э. и до VI века н.э. – это так же и период, порождения Ближневосточными культурами культур соседних регионов.

Египетское влияние через Финикийцев породило Греческую, а затем и античную культуру, а шумеро-аккадская культура при пособничестве Вавилонян породила Персидскую и зороастрийскую культуру. И вместе культуры Египта и Междуречья породили Израильскую монотеистическую религию. Всё это произошло в рамках одного тысячелетия: с XV по V века до н.э. Начиная с V века до н.э. и по V век н.э. Месопотамия и Египет уже сами попали под культурное влияние своих «порождений».

Монотеистическая волна, порождённая в Египте в середине 2-го тысячелетия спустя 2 тысячи лет абсорбировала древнеегипетскую культуру, успев при этом разрушить все немонотеистические культуры, порождённые ближневосточным влиянием, такие как средиземноморскую античную или иранскую зорастрийскую культуры. Таким образом, за 2000 лет весь Ближний Восток прошёл цикл культурных трансформаций, породивший 3 основные монотеистические религии: средиземноморское христианство, палестинский иудаизм и восточное мусульманство. Как мы видим, общая структура региона задала и структуру на «культурном» уровне.

При этом интересно, что у каждой из 3-х рождённых на Ближнем Востоке культур появился свой ритм развития, имеющий 2000-летнюю периодичность. Израильская культура сформировалась в XII-X веке до н.э. и спустя 1000 лет (половина 2000-летнего цикла) вступила в стадию трансформации, начавшуюся во II веке до н.э. и приведшей к образованию Христианства. В VI веке, уже на закате 2000–летнего цикла из иудаизма рождается ещё одна религия: Мусульманство. Спустя около 2000 лет после вступления иудаизма в стадию трансформации во II веке до н.э. иудаизм вновь входит в полосу перемен, в Иудаизме появляется масса разнообразных течений, таких как консервативный иудаизм, реформистский иудаизм, и т.д.

У Христианства, рождённого в I веке из иудаизма, так же появляется своя динамика развития: спустя 1000 лет после рождения Христа, в XI веке происходит раскол на католиков и православных: так христианство вступает в полосу перемен. То же происходит и с мусульманством: спустя около 1000 лет после пророка Мухаммеда, в XVI веке происходит жёсткое разделение на шиитов и суннитов. При этом каждый раз разделение и в мусульманстве и в Христианстве происходит по географическому принципу. Таким образом, на культурном уровне осуществляется алгоритм, заложенный на уровне географии.

Время рождения Христианства и Мусульманства: I-VI веках является для Региона Ближнего Востока не менее, а может быть и более важным периодом, чем период формирования региона в середине II-го тысячелетия до н.э. В течение первых веков нашей эры складывается новая структура культуры Ближнего Востока, ведь предыдущий культурный период, начавшийся 2 тысячелетия назад, подошёл к концу и теперь начинается новый. В это же время происходит трансформация коммуникационного пространства – предыдущий коммуникационный цикл в 1500 лет заканчивается в первых веках н.э. и стартует новый.

Старт новому периоду даёт открытие гигантских евразийских коммуникаций соединивших Средиземноморье, Индию и Китай через территорию Ближнего Востока. И хотя позже Великий шёлковый путь и путь специй объединят весь Ближний Восток, само начало нового коммуникационного цикла в 1500 лет Ближний Восток встретил в таком же состоянии, что и 1500 лет до этого, – Ближний Восток был раздроблен на 2 части. Если 1500 лет до этого граница, которой был Египет, между владениями римских императоров и вавилонских царей проходила в восточной части Сирии, то спустя 1500 лет в этом же месте проходила граница между владениями римских императоров и парфянских царей.

Спустя 1500 лет, в начале следующего коммуникационного периода здесь же пройдёт граница между Османской империей и Ираном. Так что, однажды сформировавшись в середине второго тысячелетия до н.э., структура региона Ближнего Востока в целом оставалась такой же. В истории Ближнего Востока есть и другой тип периодичности. Речь идёт о тысячелетнем политическом цикле. В истории этого региона есть один интересный сценарий: империя зарождается и на первых же порах завоёвывает большие площади.

Затем неожиданно империя терпит полный крах и только к концу 1000 летнего периода с момента предыдущего апогея восстанавливает свои силы, после чего вновь распадается. Вавилонской держава в XVII веке подчиняет себе всё Междуречье, затем полностью разрушается под ударами ассирийцев, а затем восстанавливается с нуля и в VII-VI веках подчиняет себе не только Междуречье, но и всю Переднюю Азию, после чего разрушается персами. Точно по такому же сценарию прошла тысячелетняя история жизни Ассирии: в середине своей истории, около X-го века до н.э., эта держава была на грани краха, утеряв все свои земли, но затем вновь подчинила себе прежние владения и расширила их и только после этого канула в бездну.

История Ирана вообще уникальна, поскольку эта империя повторила такой «трюк» дважды. В V веке Иран (Персия) очень быстро становится величайшей державой в мире, подчинив себе не только все страны Ближнего Востока, но и Малую Азию, часть Балканского и Среднеазиатского регионов. А в III веке до н.э. Персия терпит крах, будучи разрушенной войсками Александра Македонского. Но проходит несколько веков, и Иран вновь воскресает из небытия и к VI веку н.э,. спустя 1000 лет после предыдущего апогея, полностью восстанавливает свою гигантскую империю, но тут же терпит полный крах, погибнув столь же стремительно, как и 1000 лет назад, только на сей раз от нашествия арабов, а не македонцев.

Проходит около 1000 лет, и Иран вновь воскресает из небытия в XV веке и в первые века своей новой жизни чуть было не восстанавливает былую империю, но терпит поражение сначала от Турок Османов, а затем становится жертвой колониального движения и только сейчас, спустя 5 веков вновь начинает наращивать силы. Впрочем, большие империи Ближнего Востока не одиноки в своём умении возрождаться после полного разгрома. Такую же динамику, завязанную на 1000-летний цикл, демонстрируют малые государства этого региона: Израиль, Армения и Грузия.

1000-летний цикл политических событий легко проецируется и на географию Ближнего Востока. Каждые 500 лет вектор экспансии меняет своё направление. В XVI – XII веке до н.э. Египет ведёт постоянные завоевательные походы на Северо-Восток, направленные на покорение Передней Азии и Палестины. Спустя 500 лет Ассирийская держава ведёт завоевательные походы в обратном направлении и завоёвывает как Египет, так и Междуречье. Через 500 лет, в V-VI веках мы становимся свидетелями завоевательных походов сначала вавилонцев, а затем и персов, покоривших Ассирию и все прочие регионы Ближнего Востока и направивших свои войска на Балканы.

Но в I веке, через 500 лет после персов картины полностью обратная: римляне подчиняют себе Переднюю Азию, Египет, Малую Азию и разоряют Междуречье, спустя ещё 500 лет этот же сценарий повторяется с точностью наоборот. Сначала персы, а затем и арабы отвоёвывают у римлян (византийцев) все регионы Ближнего Востока, после чего подвергают разорению Европу и Центральную Азию. Спустя 500 лет после Арабского нашествия, уже сам Ближний Восток и Арабский Халифат становится жертвой завоевательных походов: с Востока из центральной Азии устремляются тюрки и монголы, а с Запада – европейские крестоносцы.

По прошествии 500 лет после первых крестовых походов Европу «накрывает» обратная волна мусульманской экспансии. Речь идёт о Турецком нашествии XVI века. Средняя Азия же в это время становится объектом Иранских завоеваний. И вот сегодня около 500 лет прошло после того как мусульман отбивали от стен Вены, и теперь Западные войска оккупируют сердце Ближнего Востока – Междуречье, а сегодняшняя Турция является союзником Запада в его крестовом походе в Ирак и Афганистан.

Сегодня, в начале XXI века Ближний Восток испытывает всесторонний кризис. Как было сказано выше, сегодня этот регион, находится в «пассивной» фазе политического цикла, т.е. является объектом вторжений Западных государств. Повторяется «сценарий» имевший место быть 1000 и 2000 лет назад во времена Крестовых Походов и Греко-Римской экспансии. Через 500 лет, следуя политическому циклу поток экспансии должен поменять направление и пойти уже с Востока на Запад.

Вторым фактором кризиса является та фаза культурного 2000-летнего цикла, в которой находится регион. Сейчас стартует третья четверть культурного цикла, начавшегося появлением мусульманства. Европейское христианство прошло эту фазу 400 – 500 лет назад и этот период был связан с повсеместными религиозными войнами, такими как 30- ти летняя война католиков и лютеран в Германии, война католиков и гугенотов во Франции и т.д. Происходит ломка структуры мышления и медленное «нащупывание» новой фазы развития. Здесь опять же мы можем отмотать историю на 2000 лет назад и увидеть Ближний Восток в том же положении дел.

Роль разрушительного похода Александра Македонского, «эллинизировавшего» Ближний Восток в III – II веках до н.э. выполнила Великобритания и другие европейские державы, колонизировавшие Ближний Восток в XIX – XX веках. Роль Римской империи принадлежит сегодня США. В регионе царит такой же культурный хаос, что и 2000 лет назад, когда античная европейская культура наталкивалась на жёсткое сопротивление патриархальных культур Ближнего Востока. Именно этот хаос 2000 лет назад привёл к рождению христианства. Выйти из этого культурного кризиса регион должен в течение ближайших 5-ти веков.

Следующим негативным фактором является та «пассивная», средиземноморская фаза коммуникационного цикла, начавшаяся ещё в XV-XVI веках. Тогда же с истощения Великого шёлкового пути началась новая коммуникационная эпоха в истории Ближнего Востока, значительно обеднившая этот богатый регион. Эта средиземноморская фаза должна закончиться в течение ближайших 2-х веков и вывести на сцену регион, объединённый при помощи новейших коммуникаций, как это было с во времена Арабского Халифата в VI – X веке или во времена Персидской империи Ахеменидов в V веке до н.э.

Ещё одним опять же негативным фактором является то, что регион ещё не до конца адаптировался к реалиям нового структурного цикла, начавшегося с промышленных и научных революций в Европе XV- XVIII веков. И сегодня адаптация и перестройка структуры быта Ближневосточных стран только набирает обороты и связана, прежде всего, с переходом от аграрной экономики к нефтедобывающей. И опять же в ближайшие века следует ждать перемен и в этой области исторического развития региона. Скорее всего, зная общую динамику развития региона в ближайшее время, стоит ждать «взрывных перемен» на Ближнем Востоке.

Продолжение следует.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Ваш комментарий