Макроцикличность развития истории человечества (часть 5)
Первая часть всей статьи здесь.
1.4. Этно-миграционный цикл
Здесь мы опишем ещё один аспект развития мировой цивилизации: структуру цикла миграций этносов. Этнический фактор – это то, что структурирует человечество по кровному, расовому признаку. В течение всей истории карта расселения народов менялась, и именно о переменах такого рода мы будем говорить далее. В целом динамика цикла соответствует удвоенному коммуникационному циклу. Приблизительно через каждые 1500 лет миграции этносов меняют направление на обратное. Так, например, во время Великого переселения народов, длившегося с I-го по XVI век н.э., множество народов из Центральной Азии устремились к перифериям Евразийского континента и, прежде всего, в Европу.
А после XVI века, с началом колониальной эпохи, миграционные потоки поменяли направление: на сей раз, Европа стала источником, а весь остальной мир – объектом миграций народов. Так же складывалась и динамика предыдущего 1500-летнего периода. XV- XII век до н.э. известен миграционными процессами Индоевропейских народов из центральной Азии к перифериям Евразии. Средиземноморского региона этот процесс так же коснулся и вызвал миграции дорийцев и народов моря, так хорошо известные благодаря Библейским сказаниям и Илиаде.
1500 летнему циклу подчинены миграции многих народов Евразии. Так, миграции евреев имеют схожую динамику. С момента исхода из Египта в XV-XIV веках до н.э. и до Иудейских войн с Римлянами в I-III веках н.э. как раз прошло около 1500 лет. Следующие 1500 лет Евреи проживают в основном в Европе, но в XIV – XV веках начинают подвергаться значительным гонениям со стороны церкви, и мы становимся свидетелями обратного процесса, когда евреи из Европы переселяются обратно в Иудею и Палестину.
Этот процесс приводит к образованию в XX веке еврейского государства Израиль. 1500-летнюю периодичность можно увидеть и изучая историю других семитских народов и регионов. Одним из ярких примеров миграций является арабская экспансия VI-VIII веков н.э. Около 1500 лет до этого события, в XI-IX веке, тот же регион Ближнего Востока был свидетелем такой же масштабной, как и арабская, миграции арамеев.
Интересно так же отметить, что некоторые политические события, которым можно присвоить характер этномиграций, имеют периодичность близкую к 1500 годам. Например, около 1500 лет отделяет годы жизни двух великих евразийских завоевателей, устремивших свои войска и народы в сердце центральной Азии с разных концов континента. Речь идёт об Александре Македонском и Чингисхане. Если Александр двинулся в свой поход на Запад незадолго до начала Великого переселения народов, то нашествие монголов произошло незадолго до конца этой великой миграции.
При разговоре о коммуникационном цикле мы затронули тему глобальной эволюции системы коммуникаций на Земле. У миграционных процессов так же имеется вектор развития. Он заключается в полном смешении национальностей и постепенном расселении человека из горных экваториальных районов в направлении обеих полюсов планеты Земля. С каждым коммуникационным циклом граница расселения человека приближается всё ближе к полюсам и всё выше к горным вершинам.
1.5. Структурный цикл
Величина 3000 лет характерна не только для цикла миграций этносов. Трём тысячам лет равна длина цикла, которому подчиняются события и другого толка. Здесь мы затронем ещё один аспект развития человеческой истории: воздействие человечества на внешнюю среду и структуру отношений человека с окружающей средой.
Историю цивилизации обычно начинают с рассказа об очагах первых земледельческих культур. Именно с момента открытия скотоводства и земледелия человек начинает активно воздействовать на окружающую среду, что требует всё более сложной организации общества. Если раньше человечество было такой же частью природы, как и остальные сообщества животных на нашей планете, и подстраивало свой быт под структуру окружающей среды, то с началом строительства речных ирригационных систем человечество начало само перестраивать окружающую среду под свои нужды.
Одновременно с этим началось строительство таких грандиозных мегалитов, как Вавилонские Зиккураты и Египетские Пирамиды. Всё это произошло в течение V-IV-го тысячелетий до н.э. Спустя два цикла в 3 тысячи лет произошла вторая крупная революция в отношениях человека и окружающей среды. В XVI-XX веках происходят промышленные революции, изменившие структуру отношений человека и природы.
Степень воздействия человечества на окружающую среду резко возрастает, человечество начинает прокладывать большое количество неструктурных коммуникаций, таких как железные и шоссейные дороги, авиарейсы, электромагистрали и т.д. Вместе с тем человечество начинает значительно в большей степени эксплуатировать, трансформировать и разрушать природу. Резко меняется облик городов, возникают мегалиты гигантских небоскрёбов. Всё это показатель начала нового структурного цикла отношений человечества с природой.
Однако существенные изменения внёс и цикл, разделяющий те два цикла, о которых было сказано выше. В XVII –XII веках до н.э., с наступлением позднего бронзового века, в разных концах Евразии зарождаются те цивилизации, которые на протяжении последующих 3000 лет будут формировать культурную и политическую реальность Евразии: микенская цивилизация, которая стала прародителем остальных европейских цивилизаций, китайская и индийская цивилизации и культуры. Складываются первые серьёзные морские и наземные коммуникации, на берегах Средиземноморья начинает развиваться мореплавание.
Последующие 3000 лет, вплоть до экономических революций XVI – XX веков, образ отношений человека и природы сохраняется в рамках, заданных в XVII –XII веках до н.э. Принципы земледелия, скотоводства, добычи полезных ископаемых, ведения войн и вообще структуры быта человека, в целом, не меняются. Способы передвижения и прокладки коммуникаций также остаются в одном и том же русле. Прокладка дорог и путешествие на повозках, запряженных лошадьми, прирученными в начале этого периода на ближнем Востоке, и плавание вдоль берегов морей, на кораблях не сильно отличающихся от финикийский галер и греческих трирем, – всё это основные признаки человеческого быта XIV века до н.э. – XVI века после н.э.
Всё меняется в XVI веке с началом применения пороха, океанического мореплавания, книгопечатания, мануфактурного труда и прочих атрибутов быта новой эпохи, которая продолжается и сегодня. Множество учёных ставят точку отсчёта развития истории цивилизации в начале 10-го тысячелетия до н.э., когда были изобретены земледелие и впервые приручены первые животные.
Именно это стало первым актом активного воздействия человека на природу, который, спустя три тысячелетия, привёл к образованию в долинах великих рек первых земледельческих цивилизаций. Некоторые отодвигают эту точку ещё на 3 или даже на 6 тысячелетий назад, к началу 13-го или 15-го тысячелетий до н.э., когда закончился Ледниковый период, и человек впервые начал применять луки, копья, топоры и каноэ при охоте.
Вообще точки перемен в развитии структуры быта и отношений человека к природе наступают примерно каждые 1500 лет. Можно начать с Эпохи Возрождения, наступившей в XVI веке в Европе, и двигаться в прошлое шагами по 1500 лет, и мы каждый раз будем наталкиваться на времена перемен структуры быта. Первый шаг приведёт нас к античной «технологической эволюции», когда в эпоху Рима впервые были обширно применены механические технологии. Второй шаг в 1500 лет приведёт нас к началу цикла 3000-летнего в XV – XIII веках до н.э., о котором мы говорили выше. Дальнейшие шаги приведут нас к другим переменам быта.
Общая кратность коммуникационного, этно-миграционного и структурного цикла величине 1500 лет, может быть вполне объяснена соответствующей периодичностью климатических изменений. Последний такой цикл начался в Европе в XVI веке так называемым Малым Ледниковым периодом, и, делая шаги в прошлое по 1500 лет, мы каждый раз будем наталкиваться на какой-либо период климатических изменений. Есть теории, которые прямо связывают Великие переселения народов в XV веке до н.э. и первых веках н.э. с резким изменением климата.
Начало активного развития ближневосточных цивилизаций так же часто связывают с климатическими изменениями, когда после климатической катастрофы в конце 7-го тысячелетия до н.э., связанной с невероятным похолоданием наступила эпоха климатического оптимума, которая привела приведшая к большой продуктивности земледелия в долинах рек. Таким образом, цикличность процессов изменений структуры быта, перемещений народов, формирования этносов и установления коммуникаций между различными частями света может быть связана с общей климатической цикличностью весьма нетривиальным и понятным механизмом. Ведь климатические изменения прежде всего влияют на урожайность полей и на наличие других пищевых ресурсов в окружающей среде.
Со структурным, коммуникационным и этно-миграционным циклом всё более-менее ясно, однако привязка периодичности политических и культурных факторов, насколько можно судить, лежит немного в другой плоскости. Здесь речь идёт о параметрах влияния Солнца на Землю. Так, большой цикл солнечной активности имеет продолжительность около 500 лет, а за промежуток в 2000 лет точка восхода солнца смещается примерно на один знак зодиака по небосводу. Привязка к параметрам солнечных явлений политической периодичности имеет место и в меньших масштабах. Из работ А. Чижевского довольно известно о существовании связи между 11-и летним циклом Солнечной активности и периодичностью политических катаклизмов на Земле.
Существование таких привязок кажется довольно естественным, ведь, в конечном счете, жизнь человека неразрывно связана с двумя «небесными телами»: Солнцем и Землёй. Мы описали в общем характер влияния каждого из циклов на историю человечества. Теперь можно перейти к описанию периодичности развития каждого из регионов в отдельности, ведь все 5 циклов, накладываясь друг на друга, формируют для каждого региона свой собственный сценарий развития.