Макроцикличность развития истории человечества (часть 2)




Первая часть всей статьи здесь.

1.1. Культурный цикл

Теперь перейдём к конкретике. Начнём с описания 2000-летнего «культурного» периода в истории цивилизаций. Этот период являет собой жизненный цикл таких масштабных ментальных явлений, как религии и культуры, объединяющие людей по всему миру на уровне структуры социальных ритуалов. Именно как совокупность ритуалов, которые ежедневно выполняет человек (в большинстве своём – неосознанно), мы понимаем понятие культуры. Разные культуры – это разные системы ритуалов. При этом, о духовно-смысловой составляющей религий и культур, в данном случае, речи и не идёт. Мы просто говорим о системах ритуалов, формирующих жизнь общества.

Внутри 2000-летнего культурного цикла можно довольно чётко выделить 2 стадии, делящие цикл пополам, на Ян и Инь части, длительностью около 1000 лет каждая. На стадии Ян культура созревает, утверждается и формирует внутри чёткую структуру ритуалов. Именно так, в течение первого тысячелетия своего существования, арабское мусульманство, средиземноморское христианство и индийский буддизм формируют структуру ритуалов и собственный стиль в литературе, архитектуре, искусстве и т.д., а также занимают ключевые регионы своего ареала.

Спустя 1000 лет после своего зарождения культура проходит переломную точку своего развития. Так, например, для античной средиземноморской культуры, зародившейся в VII – V веках до н.э., такой точкой стал апогей культурного развития Римской империи, перешедший в христианство в VI веке н.э. Для стран Восточной Европы, таких как Россия, Польша, Болгария, которые были крещены в XI-X веках, таким периодом стал XX век, ознаменованный для них коммунистической культурной революцией. Для Христианской культуры переломным стал период крестовых походов, произошедших через десять веков после смерти Христа. Можно найти такую переломную точку и в истории других культур.

Иньское тысячелетие своего существования связано с процессами дробления и стагнации культуры. Иногда, при этом, культура может расширять свой ареал, но почти всегда это расширение идёт на фоне внутреннего дробления и стагнации. Таковым было второе тысячелетие существования Христианства, которое за эту тысячу лет пережило многочисленные распады, а также значительную потерю власти и популярности в XX веке. Так же складывается и судьба и мусульманства. Если христианство, спустя тысячелетие после своего зарождения, разделилось на православное и католическое в XI веке, то мусульманство, спустя такой же срок, распалось на суннитов и шиитов в XVI веке.

Сегодня мусульманская и китайская культуры находятся посреди “иньской” стадии, спустя 500 лет после прохождения ими почти синхронно «точки перегиба» в XVI- XVII веках. И мы видим, как прямо на глазах происходят значительные по масштабу «культурные» ломки, такие, как культурные революции Мао в Китае и Ататюрка в Турции. Такая синхронность не случайна, ведь зарождение и расцвет Мусульманства в VII – VIII веках происходил параллельно с рождением и апогеем Буддистско-Конфуцианской китайской культуры времён династий Суй и Тан.

Индийская культура, которая с V века до н.э. по VI век н.э. переживала расцвет и оказывала разнообразное влияние на соседние регионы посредством Буддизма, после прохождения переломной точки в VI – VII веках на последующую тысячу лет оказалась под гигантским культурным влиянием Мусульманства. И лишь с приходом Великих Моголов она начала регенерироваться. Знаком такого возрождения было возникновение сикхизма в XVI веке через два тысячелетия после зарождения Буддизма на той же Индийской земле.

Синхронно с Индийским протекает и цикл Иранской культуры. В то время, как в Индии зарождался буддизм и джайнизм, на территории Ирана набирал силу зороастризм, подошедший к середине первого тысячелетия к переломной точке, ознаменованной новым его расцветом при Сасанидах и мусульманским завоевании. В течение следующего тысячелетия Иранская культура подвергалась постоянному мусульманскому «прессингу», пока в XVI веке в Иране не произошёл «шиитский ренессанс» при Сефевидах, ознаменовавший формирование в Иране собственного взгляда на мусульманство.

Спустя 2000 лет после рождения, любая культура обычно вступает в стадию перерождения. Так было с Индийской и Иранской культурами (см. выше), также случилось и с Европейской, примерно в то же время, то есть в XVI веке. Спустя 2000 лет после торжества античной культуры на берегах Средиземного моря в Европе началась эпоха возрождения, возвращения к античным ценностям и их корреляция с христианским видением мира.

Иногда 2000-летний цикл заканчивается для культуры смертью и полным перерождением, как это было с Древним Египтом. В XIV –XII веках до н.э. фараон Эхнатон попытался ввести в Египте монотеистический культ бога Солнца Атона. Тогда же Египетская культура начала испускать «монотеистические волны», главной из которых стал Великий исход евреев и основание ими монотеистической иудейской культуры. Через 2000 лет после этого события, в V- VIII веках н.э. Египетская культура была абсорбирована сначала христианским, а затем, уже окончательно, мусульманским влиянием.

При этом надо помнить, что монотеистические христианство и мусульманство были порождениями иудаизма и до сих пор хранят в себе частицы египетского влияния. Если пример Египта показывает возможность деструктивного исхода 2000 летнего культурного цикла, то пример соседнего Израиля – противоположен. Спустя около 2000 лет после первой Иудейской войны и разрушения Иудейского государства римлянами в 1948-1949 году оно снова появилось на том же месте.

Не всегда с момента своего рождения культура вступает в Янскую, экстравертную часть цикла, как мусульманская культура, перешедшая к экспансии сразу же после своего рождения. Иногда первой частью цикла развития культур является Иньская, интровертная часть. Таких примеров достаточно много. Это иудейская, китайская, русская, японская культуры. В течение первого тысячелетия своего существования эти культуры «собираются с силами» и напитываются ручейками влияния других культур. И уже через одно тысячелетие после рождения начинают экспансию. Следствием такого устройства жизненного цикла является чаще всего то, что экспансия исходной культуры происходит через «проводника-посредника». Для иудейской и русской культур таким посредником стало христианство, для китайской и японской – буддизм.

Можно также говорить не только о цикличности регионального культурного развития, но и о более глобальных закономерностях. За время, в течение которого человечество ведёт свою историю, прошло несколько 2000-летних культурных циклов. Как пример, цикл, предшествующий нынешнему, начался в VII-V веках до н.э. и закончился в XV-XVII веках н.э. Для этого цикла характерно формирование межнациональных культур, а также религий монотеистического толка. Начался он с перехода от цикличного мировосприятия к осевому (начало эры осевого времени по К. Ясперсу). Знаковыми событиями начала периода были возникновение греческой античной культуры, иранского зороастризма, индийского буддизма, китайского конфуцианства и даосизма.

Продолжением этой эры послужило возникновение христианства и мусульманства. И закончилась эта эра с приходом христианства в страны Америки, мусульманства – в Татарстан, буддизма – в Монголию. Предшествующий этому культурный цикл, начавшийся в середине 3-го тысячелетия и закончившийся в VII-V веках, связан с формированием национальных культур, таких как иудаизм или ведическая культура. Ещё одной характерной чертой является переход от шаманизма к жречеству. Также в этот период в разных концах Евразии возникает письменность (?), которая как раз и заложила фундамент будущего развития культур.

Для ныне текущего культурного периода, начавшегося в XVI веке с эпохи возрождения в Европе, характерен переход к массовым, глобалистическим культурам социально-экономического толка, в основе которых стоит научное мировоззрение. Речь идёт, например, о социалистическо-коммунистической или о капиталистическо–демократической культуре. Фундаментом для построения таких культур стали глобальные коммуникации, такие, как телевидение и Интернет.

Также отметим очевидную тенденцию к укрупнению масштабов культур с каждым 2000 летним циклом. Шаманских культур, например, в XXV веке до н.э. было очень много, не сосчитать. А вот культуры периода осевого времени, сосчитать уже легче, их не больше 10. Ну, а в XX веке, во времена холодной войны массовых культур, было вообще всего 2: социализм и коммунизм. Так что легко понять, что общая тенденция, рано или поздно, приведёт весь мир к единой глобальной культуре.

2000-летний культурный цикл можно разделить не на 2, но и на большее число стадий. Вполне приемлемым кажется деление на 4 части по 500 лет. Именно в точках, следующих одна за другой через 500 лет культура, как правило, проходит переломные точки. Так, через полвека после прихода христианства в Северную и Восточную Европу там начинаются глобальные трансформации, связанные с реформацией и религиозными войнами. Примерно таково же содержание третьей точки перегиба в 2000 летнем цикле, отстоящей на 1500 лет от его начала. Такую точку, как уже было сказано выше, проходят в XX веке Китай, Япония и весь мусульманский мир.

Продолжение следует.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Ваш комментарий