Большой курс живописи У-син – 4
Начало статьи “Большой курс живописи У-син”.
四
Основные принципы организации большого курса из 64-х занятий.
1. Принцип Целостного качества любого Занятия.
Каждое занятие должно давать целостное качество, выраженное в целостном процессе и целостном результате данного процесса.
1.1. Принцип шести законов лю фа.
Целостность качества каждого занятия может и должна быть представлена 6-ю законами лю фа, об этом мы писали выше.
1.2. Единство каллиграфии и живописи в рамках одного занятия.
Любое занятие курса обязательно должно соединять в себе каллиграфические и живописные мазки.
1.3. Единство объектной и композиционной составляющей в рамках одного занятия.
1.4. Также важным условием (которое мы пока что либо не выполняем, либо выполняем с большим скрипом) можно назвать единство качества аудиальных, визуальных, вкусовых, кинестетических и обонятельных впечатлений в рамках одного занятия. В качестве объединяющей системы можно выбрать у-син. В идеале преподаватель должен к каждому занятию подбирать определённую музыку, чай, благовония, кинестетические упражнения.
2. Принцип целостного качества ступени.
Каждая ступень должна быть не просто поводом порисовать какие-то сюжеты, а давать определённое качество в деле постижения живописи.
2.1. Принцип восьми триграмм ба гуа.
Каждая ступень должна содержать 8 занятий. Каждое из занятий отождествляется с триграммой ба гуа в порядке Вэнь Вана.
2.2. Принцип обучения на контрастах или «принцип Вэнь Вана».
Чтобы понять что такое тёплое, надо попробовать прикоснуться к холодному. Качества Инь и Ян познаются при прямом сравнении. Поэтому если на первом занятии мы изучаем элемент Дерево, на втором лучше взять противоположный ему элемент Металл и т.д. Именно такова логика порядка Вэнь Вана, в котором рядом стоят всегда полностью противоположные триграммы.
2.3. Принцип «Звеньев одной цепи».
Материал лучше усваивается тогда, когда каждое последующее занятие содержит в себе повторение материала предыдущей. В рамках нашего курса всегда есть 4-е и 8-е занятие, на которых происходит повторение пройденного материала (Подробнее об этом – позже). Таким образом, архитектура курса содержит и противопоставление качеств соседних занятий и переход между ними при помощи повторения.
2.4. Принцип целостности в рамках курса объектной, каллиграфической, композиционной и пейзажной составляющих.
2.5. Принцип целостности у-син впечатлений в рамках одной ступени. В пункте 一 мы уже говорили об этом. Любой курс должен быть адаптирован к естественной закономерности, которая выражена кругом порождения у-син: на первом этапе (Дерево) человек жаден до результата и похвалы, на втором этапе (Огонь) раскрывает своё сердце и ищет признания и т.д. Для справедливости стоит добавить, что более верно концепция состояний «у-син», через которые проходит художник, выражена в целостности всего курса в 64 занятия.
3. Принцип целостного качества курса.
3.1. Принцип восьми триграмм ба гуа распространяется и на целостность из 8-и ступеней. Каждая ступень в рамках всего курса, так же как и каждое занятие в рамках одной ступени отождествляется с определённой триграммой. Эти триграммы так же следуют в порядке Вэнь Вана. 8×8=64. По этой причине целостный курс содержит 64 занятия. Триграмма ступени образует верхнюю часть гексаграммы каждого занятия, триграмма занятия – нижняя для этой гексаграммы. Таким образом каждая гексаграмма указывает на способ изучения 6-и законов лю фа для конкретного занятия, а весь цикл из 64-х занятий влечёт за собой познание этих 6-и законов. Таким образом, весь курс организован согласно принципу канона перемен «И-Цзин».
3.2. Принцип у-син. Прохождение каждой из 8-и ступеней полного курса влечёт за собой движение по кругу У-син состояний художника, о котором мы говорили в самом начале.
4. Принцип инь и ян. Рисование с натуры и рисование изнутри.