Большой курс живописи У-син – 5




Начало статьи “Большой курс живописи У-син”.

Реализация законов Ба-гуа и И-цзин в структуре курса «по ступеням»
8 ступеней и те качества, которые они дают.

I ступень
Триграмма: ☳震 Чжэнь
Качество: Возбуждение
Энергия у-син: Дерево

Основная задача педагога: важно, чтобы люди нашли ресурс и драйв в живописи, поняли что рисовать – это легко, интересно и приятно. Задания должны быть максимально простыми, люди должны получить как можно больше результата здесь и сейчас.
В течение данной ступени нужно ознакомить учеников с 5-ю базовыми мазками живописи у-син и 8-ю базовыми линиями китайской каллиграфии. Сюжетное разнообразие должно быть максимальным, сюжеты максимально простые. Крайне приветствуется рисование от пятна. Видимо, рыбок, птичек и иероглифы придётся исключить ввиду их технической сложности.

В рамках курса функцией этой ступени являются «врата школы», то есть фильтр, который отсеивает большинство людей и оставляет тех, с кем можно работать. Но при этом даже те, кто «отсеялись», должны остаться довольны и уйти «по собственным причинам».
В триграмме «чжень» сильная черта – внизу, что символизирует зарождение «ян». Так же это указывает на то, что в течение всего курса следует делать самый большой акцент на 1-м и 4-м принципах лю фа. То есть как можно больше работать с раскрепощением движения и с осознанием ресурсов плоскостного восприятия, и особенно надо поработать над восприятием цвета.

Также структура триграммы «Чжень» подсказывает, что самой сложной и нагрузочной является первая треть курса.

II Ступень
Триграмма: ☴巽 Сюнь
Качество: Проникновение
Энергия у-син: Дерево

Задачей педагога на второй ступени является ознакомление людей с как можно более широким техническим инструментарием художника, а так же с базовыми композиционными построениями живописи у-син (5 элементов в композиции). На это указывают 2 сильные черты сверху и одна слабая внизу. Инь вытесняет Ян. Бешеная жадность до результата, свойственная первой ступени, потихоньку уходит, ей на смену приходит стремление познать предмет.

В гексаграмме «Сюнь» сильные черты 2-я и 3-я. Это значит, что в данной ступени особый акцент следует сделать на 2, 3, 5, 6 законы лю фа. 2 и 3-й советуют нам больше внимания уделить техническому совершенствованию и объектному рисованию. 5-й и 6-й законы толкают нас к знакомству с базовыми композиционными принципами и умением рисовать с образца (натуры, рисунка, фотографии).
Сюжетное разнообразие здесь должно уступить место технической и композиционной проработке ограниченного набора сюжетов. В каллиграфии переходим от написания базовых черт к целостным иероглифам.

III Ступень
Триграмма: ☲離 Ли
Качество: Открытие таланта, Энергия рисунка
Энергия: Огонь

На этом уровне мы узнаём о том. как целостность у-син проецируется на состояния художника и соответственно целостность картины. Здесь лучше всего поработать с энергией создания рисунка, а также с умением балансировать между соблюдением формы и наполнением её энергией движения. На данном этапе пора познакомить людей с техникой рисования деревьев, насекомых, птичек, рыбок и других простых существ в сюжетных связках с уже пройденными базовыми китайскими композициями.

В данном курсе практикуем изучение сложных иероглифов, а также знакомство с разными стилями китайской каллиграфии. В триграмме Ли сильными являются первая и третья черта. Это значит, что нам нужно обращать внимание на изучение 1, 3, 4, 6 принципов Лю Фа. Вновь актуальны оказываются принципы живого движения, колористической целостности и вместе с тем принципы «резонирования» с объектом и передачи образцов. Принципы технического совершенствования и познания композиционных законов – уходят на второй план.
Именно на этом этапе человек по-настоящему открывает в себе художника.

IV Ступень
Триграмма: ☷坤 Кунь
Качество: Структурирование, Стиль
Энергия: Земля

Вся ступень будет посвящена изучению понятия «стиль». Учимся совмещать линии каллиграфии и разные мазки живописи на одном рисунке.
Узнаём про разные стили каллиграфии. Эта ступень знаменует собой середину большого курса. Здесь необходимо резюмировать пройденный в течение первых 3-х ступеней материал, что мы и делаем, фактически лишь обобщая всё пройденное при помощи осознания понятия стиля.

К этому времени у слушателей накопилось много вопросов и пожеланий. Эта ступень создана в том числе для работы с этими пожеланиями. Все черты данной триграммы – разорванные. Следует в большей степени отдать инициативу слушателям, а самим следовать этой инициативе и помогать им воплощать их замысел, давая им тот или иной инструментарий.

В целом на этой ступени стоит структурировать все полученные ранее композиционные и технические навыки.

V Ступень
Триграмма: ☱兌 Дуй
Энергия: Металл

Переход к академизму. Начало серьёзной работы. Знания, полученные на предыдущих ступенях, выступают в качестве ресурса.
Рисование по-настоящему сложных сюжетов, таких как животные в движении. Рисуем змею, орла, журавля, оленя, кошку, панду, лошадь, тигра, обезьяну. Умение встраивать их в общую композицию рисунка. В каллиграфии – искусство создания каллиграфических текстов.

VI Ступень
Триграмма: ☰乾 Цянь
Качество: Профессионализм
Энергия: Металл

На этой ступени мы берёмся за суперсложные сюжеты. Рисование фигур, рисование людей. Возможно – прикосновение к портретной тематике. Фигура и пейзаж, целостный многоплановый пейзаж с фигурой, животным, домиком, горами, водами, облаками, водопадом, деревьями, отражениями и т.д. и т.п.

Каллиграфия и орнамент. Умение пользоваться китайскими словарями.
Возможно – знакомство с техникой изготовления печатей.

VII Ступень
Триграмма: ☵坎 Кань
Качество: Выход за пределы профессионализма, Утончение
Энергия: Вода

Выход за переделы китайской тематики. Живопись у-син и современный городской пейзаж, пейзажи разных уголков нашей планеты и их герои.
Знакомство с небумажными поверхностями: роспись по стеклу и ткани.
Выход за пределы живописи. Голосовые практики, элементы танцевальных практик.
Некитайская каллиграфия.

VIII Ступень
Триграмма: ☶艮 Гэнь
Качество: Структурирование и повторение
Энергия: Земля

Соответствует элементу Земля. Повторение всего пройденного на предыдущих курсах. Каждое из 8-и занятий курса – резюмирует каждую пройденную ступень.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Ваш комментарий