Большой курс живописи У-син – 2




Начало статьи “Большой курс живописи У-син”.

китайская каллиграфия, Андрей Щербаков, стиль чжуань, живопись У-син, китайская живопись, У-син



Второй основой нашего «Большого курса» должны быть 6 законов Лю фа.

1 气韵生动 «Цикличность дыхания рождает движение».

Принцип живого, свободного движения. Умение играючи достичь совершенства в самых сложных мазках живописи у-син и каллиграфии. Процесс создания картины должен стать танцем кисти, построенным в соответствии с ритмом дыхания и музыки.

2 骨法用笔 «Структурный метод пользования кистью».

Понимание свойств кистей, красок, поверхностей и других материалов. Вся техническая часть вопроса.

3 应物象形  «Резонируя с вещами, передавай форму».

Умение «резонировать», сонастраиваться с предметами. Здесь нужно полное осознание пяти качеств у-син в окружающих нас сущностях. Здесь уже нужно не только идеально делать 5 движений у-син и вообще любые манёвры с кистью, но и в совершенстве знать «матчасть», дабы не быть ни чем ограниченными в своём «резонировании».

4 随类赋彩 «Следуя за категориями, передавай цвет»

Осознание принципов визуального плоскостного восприятия. Колористика. Осознание принципов создания монохромной и колористической композиции из пятен. Умение видеть цвет и его оттенки.

5 经营位置 «Действуя согласно законам пространства определяй положение [объекта на рисунке]»

Управление структурой рисунка. Понимание законов передачи пространства. Воздушная и Линейная перспектива. Разные типы фокуса, статические и динамические композиции.

6 传移模写 «Передавая образцы, меняйся в изображении».

Умение  резонировать со всем пейзажем сразу. Умение рисовать с натуры, фотографии и чужой картины.


ИТОГО

Законы лю фа могут восприниматься как прямое указание к методике организации уроков живописи у-син. Этими законами, как связующими нитями, должен быть пронизан весь курс. Каждый урок должен быть связан с постижением всех шести качеств, то есть включающим 6 тематических частей. Каждая из шести частей будет воплощением желания постичь один из законов лю фа. Из этого следует, что каждый урок должен заканчиваться завершением темы, открытой в начале занятия. То есть каждый урок должен заканчиваться целостным итоговым рисунком, построенным в соответствии с шестью законами.


Начинать следует с части цигун, практик концентрации на «внутреннем», синхронизации мазка и дыхания, отработки базовых движений и мазков живописи и каллиграфии. Это и станет воплощением первого принципа лю фа в нашей педагогической практике.
На втором этапе – знакомим учеников со свойствами кистей, материалов, рассказываем о том, какие материалы дают какой эффект, воплощая при этом «принцип структурного пользования кистью». Замечу, что первый принцип плавно переходит во второй. Далее начинаем знакомиться с формой, то есть придавать нашим энергетическим выплескам конкретную форму. Здесь ищем способы «резонирования» с конкретным объектом, на каждом уроке – форма своя. На уроке про бамбук воплощением данного принципа может стать рассказ про это растение, демонстрация фильмов и фото. А также первая попытка учеников изобразить объект. Таким образом, ученики и «прорезонируют с вещами»  и попытаются «изобразить форму».

Далее переходим ко второй тройке принципов и второй половине урока. Здесь можно сделать небольшой перерыв.

Если первые 3 закона помогали нам продвинуться в изображении конкретного объекта, то вторая половина лю фа связана с познанием композиционно-колористических законов построения рисунка. В переводе на язык у-син живописи можно сказать так: первая половина урока должна быть связана с постижением принципа у-син в мазках и линиях, вторая – с постижением принципа у-син в построении целостной картины.

Воплощением 4-го принципа станет изучение законов колористики, в рамках, необходимых для данной темы.

5-я часть урока должна быть соотнесена с изучением законов композиции, в приложении к данному объекту.

Ну и заканчивать урок мы будем рисованием целостного шедевра, с предоставленного преподавателем образца, что является воплощением 6-го закона «Передавая образцы – меняйся в изображении».

Продолжение статьи.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                 

Автор:

Ваш комментарий