Большой курс живописи У-син – 3




Начало статьи “Большой курс живописи У-син”.

Третья основа – Канон перемен И-Цзин.

живопись У-син, китайская живопись, У-син子曰:「加我數年,五十以學易,可以無大過矣。」

Конфуций сказал: “Если бы мне прибавили годы жизни, пятьдесят из них я посвятил бы изучению Перемен – это позволило бы избежать больших ошибок”.

Канон перемен И-Цзин – это целостная и точная карта для любого процесса. В том числе и процесса обучения. Процесс представлен цепочкой, состоящей из 64-х ситуаций. Каждая ситуация – это определённое качество, выраженное в ёмком символе. Выражением этого символа служит гексаграмма, состоящая из шести черт (六十四卦). Структура символа гескаграммы отражена в её архитектуре. Интересно что шестичленная гексаграмма книги перемен легко соотносится со структурой шести законов «лю фа».

Поясним.
Каждая гексаграмма состоит из двух триграмм – нижней и верхней. Нижняя – Инь – символизирует земное начало, верхняя – Ян – соотносится с небесным. В 6-и законах лю фа (в виде, в котором мы их трактовали для живописи у-син) первые 3 закона поясняют особенности объектного рисования, а вторая тройка помогает понять суть композиционных построений. Как видите, аналогия достаточно прозрачна.

Триграммы также являются самостоятельными символами. Всего триграмм 8, они объединены в систему символов «Ба гуа». Каждая из них несёт в себе определённый символ, ключом к пониманию которого является структура триграммы. Первая черта – это базис всей ситуации, то, с чего ситуация начинается. Вторая черта – продолжение ситуации. Третья – резюмирует всю ситуацию. Три черты триграммы можно сравнить с функциями трёх энергетических центров человека (трёх даньтяней), визуально соответствующих тазовой области, грудному отделу и голове. Ну и т.д.

живопись У-син, китайская живопись, У-синТакая же ситуация и со второй тройкой принципов лю фа. Последний 6-й, призывающий нас «копируя образцы, меняться в изображении», невозможно выполнить, не будучи знакомым с базовыми колористическими и композиционными принципами.Для того чтобы ситуация была завершена на третьем уровне, нужна её проработка на первых двух уровнях. Именно по этому принципу и составлена трактовка 6-и принципов лю фа. Так 3-й принцип «Резонируя с вещами – передавай форму» не может быть проработан (даже теоретически) без предварительной проработки первых 2-х. Логика элементарна: чтобы «резонировать с вещами» нужно чувствовать «ритм живого движения», а чтобы передавать форму, надо уметь пользоваться кистью.

Есть и другие соответствия. Например, для книги перемен достаточно характерно сопоставление качеств следующих черт: 1-й и 4-й, 2-й и 5-й, 3-й и 6-й. Читая законы лю фа, мы встречаемся с тем же явлением. 1-й и 4-й закон инициируют начало изучения нового процесса. 1-я черта – начало постижения объектного рисования, 6-я – начало композиционно-колористических изысканий. Такова же ситуация с остальными парами законов.

В гексаграмме обычно наиболее значимыми считаются 1, я и 5-я черта. 1-я черта – это основа для всей ситуации, а 5-я – это управляющая всей ситуацией черта, которую часто сравнивают с государем. 1-й закон лю фа, рифмующий ци художника и движение кистью, действительно достаточно основополагающий как для каллиграфии, так и живописи. 5-й «композиционный» закон лю фа действительно можно сравнить с государем среди других. Ведь именно композиция указывает всем предметам на рисунке подобающее им место.

Как известно, основную динамику ситуаций книги перемен задаёт бинарность самих базовых черт «яо», которые бывают единые (ян) и разорванные (инь). Что же это может значить в контексте обучения живописи у-син при помощи 6-и законов лю фа? Лично мне кажется, что здесь речь идёт об акценте на постижении того или иного закона, который должен сделать педагог в течение занятия. Можно также сказать, что слабыми чертами обозначены те части занятия, где ученики сами должны сами проявить творческую инициативу. А в места, обозначенные сильными чертами, – там, где педагог берёт управление аудиторией в свои руки.

живопись У-син, китайская живопись, У-син

Таким образом, мы подходим к главной нашей теме. Если соотносить 1 урок и 1 гексаграмму, то в сумме мы должны получить 8 ступеней по 8 занятий. При этом как за 8 ступеней, так за 8 занятий ученик должен при помощи педагога пройти все 5 переходов у-син, обозначенных в самом начале.

Достаточно важно, что существует соответствие между переходами в системах у-син и восьми триграммами ба-гуа в порядке Вэнь Вана.

☳震 Чжэнь и ☴巽 Сюнь Соотносятся с элементом «Дерево» 木.

☲離 Ли Соотносится с «Огнём» 火

☷坤 Кунь и ☶ 艮Гэнь Cоотносятся с «Землёй»

☱兌 Дуй и ☰乾 Цянь Представляют качество «Металл»

☵坎 Кань Соответствует элементу «Вода»

Это соответствие даёт нам ключ к пониманию общей логики нового курса живописи у-син, совмещающей в себе принципы у-син, изложенные в первой части статьи, 6 принципов лю фа, изложенные во второй части, и принципы Ба гуа и И-цзина.

Продолжение статьи.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

        

Автор:

Ваш комментарий