Заключительная беседа с Щербаковым Андреем и Максимом Парнахом




Начало рассказа про Фестиваль живописи у-син 2012


Одной из самых важных частей фестиваля была заключительная беседа, на которой Максим Парнах и Щербаков Андрей ответили на все вопросы, которые интересовали слушателей. Вы можете послушать интервью, размещенное в начале поста, или прочитать ниже текст, передающий содержание беседы.

А.Щ.
Не часто мы с вами собираемся так, поэтому могут быть какие-то вопросы… Может быть кого-то что-то интересовало, но не в формате занятий. Может быть каждый спросит что-то, как-то обозначит вопрос. Можно любые вопросы и про живопись, и про философию итд. Зачем нужны Арт-путешествия?

Посетитель:
У вас не практикуется, скажем, чтобы человека подготовить как-то энергетически, психологически, как-то его расслабить?
А.Щ.
Чтобы реально погрузиться в практику, нужно не меньше пяти часов, подышать, сделать то, сделать это. Для этого, мы как раз и придумали такой формат, как арт-путешествия. Потому что человека путешествие вынимает на 2 недели из Москвы, у него выключается мобильный телефон. И это ему позволяет войти в те детали, которые не позволяет получить формат вечерних занятий с 19.30.

Некие люди, которые практикуют йогу, периодически устраивают ретриты. Для чего они это делают? Потому что, когда люди выключают мобильные телефоны, у них есть возможность на 2 недели погрузиться в расслабление.

Как родилась идея соотнести 5 мазков и 5 элементов у-син?
М.П.
Я обнаружил ещё до всего, что весь кайф состоит в получении разнообразной информации, в изучении разных наук, поскольку в определённый момент что-то оказывается соединённым. Какая-то искра проскакивает и что-то действительно замыкает. И выясняется, что несмотря на то, что вещи из разных источников, закон у них один. Вот так и замкнулось в определённый момент.
Читаешь, что есть Инь, Ян и 5 стихий и уже хочется все замкнуть. Инь-Ян – в середине, 5 стихий вокруг и тут уже и 8 триграмм пошли. В общем – матрица в матрице, в матрице. И тут смотрю и упоминается где-то 5 нот, 5 стихий, а не может ли быть 5-и приёмов, которые ещё и совпадают со стихиями. Проверил, так оно и есть! Больше сказать нечего, пришло в голову и пришло.

Тут даже есть более весёлый момент. Я это всё зафиксировал, начал даже кому-то что-то показывать и тут один знакомый говорит: «Так эта же система должна хорошо воздействовать в смысле здоровья, а ты не работал с больными детьми, с детьми-инвалидами?». И я ему сразу в ответ – нет и даже не хочу. А теперь уже хочу-не хочу, а у меня 2 ставки в школе для детей-инвалидов. Вот видите, вроде даже и не хочешь, а подталкивают! И появляется информация, какая нужна.

«О связи приёмов с изображаемыми предметами»
Посетитель:
А эти вот приёмы не связаны ли с изображаемыми предметами или пейзажами?
М.П.
Чем дальше я рисую работаю, тем больше понимаю, что все со всем связано. Например, даже изображая один и тот же объект, вы меняете приём, в зависимости от изображаемого объекта. То есть, изменение приёма связано с эффектом перспективы. Связано и через этапы жизни какого-либо объекта, ведь иероглиф 行 в переводе с китайского вовсе не стихия, насколько я знаю, а этап, шаг, трансформация. То есть этап, на котором находится, скажем, растение. Ну скажем – не расцвело ещё – это (согласно у-син) этап «дерево», расцвело – будет этап огня. С человеком такая же история. Так что все со всем связано.

Мало того, все порисовали здесь. И вспомним, как объясняем стихии через тело. Вот начинаем с элемента «Воды». Чтобы сделать этот элемент, надо крутить пальчиками. Там он и «живет». А огонь живет в запястье, и так каждый элемент «живет» в своем участке тела. Видите, сколько связей. Какую ещё связь можно предложить? Только скажите, наверняка что-нибудь да найдется!

Ну если всерьез: Пять стихий описывают природу, значит и нас! Если стихии соответствует приемам, значит это не что-то от ума, на бумажке написанное, а логика наших движений! Если попытаться сформулировать: пять приемов это переход от приема к приему, от сустава к суставу, по мере удаления. Такова же логика нашего восприятия. Могу привести примерчик! Вы рисуете листик на дереве – прием «Огонь», когда листики перед носом. Листву дерева, которое на расстоянии, скажем, метров в 30 мы уже нарисуем точками, пятнами – приём «Почва».

В Деревьях, которые отодвинулись совсем на горизонт, вы увидите не массу листьев, а массу деревьев. Там приём – Вода. Прокатываем кистью и получаем «лесополосу». Вот так и получается – деревья те же самые, а приём меняется, потому что меняется восприятие. Когда ещё появлялось всякое такое искусство вроде искусства импрессионистов, было много шуток на эту тему.

Даже Коро, который был ещё до них, говорил, когда его упрекали в том, что у него не все так прорисовано, каждый листик на дереве – не разглядишь, веточки некоторые пропадают и все в тумане. «Ну постойте постойте, туман может и рассеется» – говорил он издевательски в ответ в одних случаях, а в других случаях говорил: «так я туман и рисовал».
То есть вот мы рисуем пространство, а предмет в этом пространстве может ещё и меняться.

«У-син и психологические состояния»
АЩ:
Кроме этого, интересно добавить, что есть некое знание, оно не книжное, знание, которое очевидно понятно всем, у-син – он как раз из этой серии. Это всего лишь наша природа, просто немного схематизированная. Мы просто описываем то, что каждый день чувствуем, чувствуем в теле. Вот если вы были сегодня у меня на мастер-классе по деревьям, то сами могли бы всё это почувствовать. Это может почувствовать каждый, для этого не нужно читать энциклопедии, учить китайский и т.д.

Хотя, мне интересен, как путь естественности, так и путь приобщения к традиции. Конфуцианско-книжный путь. Мы все-таки с вами изучаем традиции, китайские традиции и нам важна инициация в этой культуре. Поэтому я, в своё время, пошел учить китайскую традиционную живопись и каллиграфию. Это немного другой путь (относительно познания природы при помощи живописи у-син), это путь приобщения к китайской традиционной культуре. А инициацию к природе можно получить прямо сейчас. Вот же она – за окном. Для этого не надо ехать в Китай, для этого не надо ждать. Весь у-син, вся природа – она здесь и сейчас.

В психологии есть такой метод: «Гештальт-терапия», он выделяется среди других методов психологии. Одни психологические методы отсылают человека в глубокое детство, а Гештальт основан на том, что человек описывает своё состояние здесь и сейчас. И через это вытаскивает решение любой проблемы. Представляете?

Но это ведь действительно так! Здесь и сейчас нас окружает вся наша жизнь от начала до конца. Здесь и сейчас весь у-син, здесь и сейчас – вся природа. Если жить здесь и сейчас, – многое видно! И за это я так люблю эффект, который получаешь от живописи у-син, от каллиграфии, да от чего угодно! Просто, как эффект присутствия, который дает ответы! Для чего здесь у-син нужен? Просто потому что у-син описывает целостность.

Наша проблема заключается в том, что мы застреваем на какой-то одной из фаз познания. Опишу полный ментальный цикл, на разных фазах которого застревает большинство. Вода, по у-син, соотнесена с эмоцией страха. На этом этапе познания человек боится контакта с окружающей средой, ведь у человека в голове сидят базовые убеждения, они туда вшиты и он со всем соглашается. Но это ложное согласие, ведь, на самом деле, человек – не согласен. Но соглашается он просто для того, чтобы не обидеть кого-то. Он не идет на контакт, он со всем соглашается и лжет себе и другим, часто того сам не замечая. Ведь человек и сам с собой не согласен.

И это вода, пучина, которая засасывает. Человек начинает быть погружен в какие-то домыслы, рассуждения: «Что у меня так, а что – не так; а хочу я этого действительно или не хочу». Человек сам себя начинает обманывать. Вода это вообще по у-син – стихия обмана и страха. И у такого человека начинаются проблемы с почками. Ведь в соответствии с у-син (и китайской традиционной медициной) почки, как и мочевой пузырь, соответствуют элементу Вода.

Иньская Вода переходит в Янскую Воду. Страх переходит в интерес. Становится страшно интересно. Так Инь порождает Ян. И человек уже хочет пойти на контакт и выяснить, вот та система базовых убеждений, которая у него есть, она адекватна реальности или нет? И он будет уже пытаться с кем-то говорить. Если раньше он просто соглашался и все, то теперь он будет как-то обозначать свою позицию и идти на контакт. И так начинается фаза у-син «Дерево». И на ней тоже можно застрять, пытаясь доказывать миру, что ты прав, не обращать внимание на то, что элемент «Дерево» рождён, чтобы перейти в «Огонь», любой спор, любой разговор он нужен лишь, чтобы прояснить что-то новое, а не для того, чтобы доказать собеседнику, что ты прав или не прав.

А представляете, сколько людей застряло на стадии познания «Дерево», доказывая, что они “круче крутых яиц”. А это конкретный энергетический блок, связанный с печенью и желчным пузырем, которые в у-син также ассоциируются с элементом «Дерево». Даже говорят про таких: «желчный человек».

А Огонь? Что это такое? Огонь это осознание, любовь, вспышка! И вот человек выходит из своей Деревянной коробочки и прозревает. Бах! Вот оно, как все было! И ему уже без разницы, прав он был или нет. Сама вспышка осознания, она ему все дала. И на этом тоже можно застрять, ища повсюду в любой ерунде вспышку: «О! Боже мой, как красиво! Боже мой, как ужасно!» Вы могли видеть таких людей, их много в театральной среде. Они повсюду на каждом шагу видят какие-то причины для эмоциональных всплесков, хотя «горы это просто горы, воды это просто воды, а сало оно и есть сало».

Если человек движется дальше, он переходит на стадию «Земля», а эта стадия несёт «Спокойствие». Ведь человек пережил озарение и успокоился и начинает менять структуру убеждений. И здесь можно застрять внутри, но если человек начинает обращать взгляд вовне, то тут начинается стадия «Металл», когда человек начинает делить всё вокруг на чёрное и белое, на хорошее и плохое, на правильное и неправильное.

И если человек застрял на стадии «Металл», то из него получится «гиперпрофессионал», вечно уверенный в своей правоте. И абсолютно уверенный, что белое – это белое, а чёрное – это чёрное и между ними – чёткая граница. Таких людей вы найдете в профессиональных средах. Они обзавелись большим количеством металла (машины, деньги и т.д.) и делят всё. И такие люди чрезмерно уверены в своей компетенции, ведь для них это ресурс ясности.

А ведь на самом деле, как говорит Дао Дэ Цин – «истинное знание оно без слов». Поэтому, чтобы перейти на следующую после металла фазу, фазу «Вода», мы должны отказаться от ощущения собственной правоты, от убеждения что белое это белое, а чёрное – это чёрное, дать краскам смешаться, пережить интуитивное знание. Знание, которое погрузит нас в согласие со всем миром, но на сей раз истинное, а не ложное. И вот пройдя весь этот круг трансформации ты снова знаешь без слов…

Для этого мы как раз весь этот круг и проходили, но дальше будет снова дерево, снова огонь. И вот оно постоянно так вращается. И вот от того, что кто-то застревает на одной из фаз познания и возникают все проблемы: физические, психологические, ментальные, войны из-за этого начинаются. А нужно просто отпустить и сделать следующий шаг. И так же можно и в живописи застрять. И стать «профессиональным художником», оказавшись в очередной «деревянной коробочке». А ведь справа – целый новый мир. И про это, как раз, и говорит у-син. Он повсюду, в живописи, голосовых практиках, танцевальных практиках, он в йоге и ушу, он повсюду. Это действительно ощущение невероятной ресурсности окружающей среды. Ощущение того, что мир – это загадка, мир это исследование, которое ждет нас.

“Про кайф от творчества”
М.П.
Вот то, что Андрей говорил, подтверждает то что вот в живописи у-син есть именно, когда человек берёт в руки кисточку, действует, на физическом уровне, рука послушно выполняет всё, что ему надо. Он действует на физическом уровне, потому что ему в кайф и потому что знает всю эту систему. Вот посмотрите, что я упомянул только что: физическое умственное и чувственное. И вот в этом он получает долгожданное единство. А иначе получается, я это знаю по другим художникам. Самый кайф у художника получается тогда, когда он взял в руки бумажку, нарисовал набросок и всё… кайф кончился. А дальше началась ремеслуха, которая длится дни и месяцы, и всё, он уже просто ремесленник. Он с таким же успехом может делать что-то другое. Такое же отсутствие кайфа у него было бы если бы он улицу подметал. То есть творчество на наброске кончилось. А тут оно всегда.
А.Щ.
Вечный кайф!
М.П.
Ну не вечный. Но всё же я знаю, на какой системе это строится, умею это воплотить. Но здесь я чувствую. Рука дрогнула! О! Ну и хорошо! Какая то природная сила толкнула под локоть! А я толкал под локоть своих учеников!
А.Щ.
То есть поработали в качестве природной силы. :)
М.П.
Ну да, ведь многие работают ведь за богов: «Вот я устрою тебе сейчас наказание божье». Ну а я вот за природную силу решил тут поработать: «ну что ты не осилишь никак сделать взлёт кисти?» Раз его под локоть: Ну вот, видишь, – травинка! Для нас важно, что вот нет этого прекращения Кайфа. Вот я задумал картину, задумал, что картина будет хорошей и всё, творчество кончилось и дальше по накатанной, следуя ремесленным каким-то ходам. А у нас нет, у нас в живописи у-син – не так. Даже неудача где-то может быть моментом творчества.
А.Щ.
Вот эти все картины, которые вы видите на заднем плане (показываю на «императорских карпов»). Они все были написаны, так что я не представлял до последнего момента что же там будет, эскиза не было. И каждый раз я удивлялся: «Ничего себе, такое получается!». Как-то было, что пишу картину всю ночь, тишина, 5 часов утра, уже 5-й час в тишине и тут домофон жутко разорался. И тут я кляксу раз да и поставил. А её как раз и не хватало. Божественное присутствие обозначило себя.

“Про каллиграфию”
Посетитель:
А эти картины вы написали? А вот текст сопровождающий, иероглифы?
А.Щ.
Да, это я тоже написал. А, в смысле, откуда взял? Ну вы понимаете, у меня кайф свой специфический. Первый кайф я беру от того, что пишу картину спонтанно, а второй кайф, – он другой, специфический, китаистический. Я его нахожу в том, что я беру очень древние, редкие произведения китайской литературы, написанные на языке древнем, таком что даже и китайцы с трудом понимают. Нахожу интересные фрагменты, подбираю интересный почерк и пишу их. Здесь каждое из высказываний, которое вы видите, оно либо из стиха китайского, либо из какой-то священной даосской книги взято. Это мне нравится, я ещё и за такой кайф.

Знаете зачем это мне? Я просто всегда любил историю. А в китайской традиции это очень ценно – прикосновение к истории. И китайская традиция очень бережно хранит контакт с очень глубоким архетипическим прошлым. Если мы с Вами его немного утеряли, у нас было несколько революций: принятие христианства, октябрьская революция, то китайцы все это сохранили сильнее. Тем более, древность у них куда более архетипическая – 5-6 тысячелетий до н.э. И они эту свою культуру бережно хранят. И до сих пор можно, при помощи трёх словарей, прочитать то, что хотели сказать люди, жившие 4000 лет назад. Она хранит не только то, что они хотели сказать, она хранит то, как они это сделали, как они написали эти иероглифы.

И те кто занимаются практиками специфическими, знают, что если ты знаешь способ, при помощи которого был сделан магический талисман, то ты сам можешь инициироваться с его сущностью. То есть это буквально – приобщение к очень древним, глубоким источникам, вот что было для меня важно когда я подбирал эти надписи.

М.П.
Я вот детей иногда этим пугаю чуть чуть. Вот у него это не получается, особенно противно когда, ученик чего-то не делает, когда уверен, что это у него плохо получится, потому что это он умеет, а это – не умеет, и вот и не берется. И я могу его спросить, а как же ты читать научился, ведь не умел никогда, как же взялся за это, ведь не умел никогда? Страх свой преодолел, может и сейчас преодолеет? Но это один способ.
Есть и другой и я ему говорю – “а что об этом говорят мудрецы древнего Китая”? Они говорят «подгоняй, что отстаёт».

А вот и притча:
Тянь Кайчжи однажды беседовал с правителем Чжоу, Вэй-гунем, и царь спросил его:
— Я слышал, ты учился у Чжу Шэня. Что ты узнал от него?
— Что я мог узнать от учителя? Я просто стоял с метлой у его ворот!
— Не уходи от ответа, — сказал правитель. — Я хочу знать, чему ты научился.
— Ну что ж, — отвечал Тянь Кайчжи, — учитель сказал однажды так: «Умеющий взращивать жизнь подобен пастуху: присматривает за отстающими овцами и подгоняет их».
— Что это значит? — спросил царь.
— В царстве Лу жил человек по имени Дань Бао. Он обитал в глухом лесу, пил ключевую воду и ни с кем не делился своей добычей. Прожил он на свете семь десятков лет, а обликом был как младенец. На его беду ему однажды повстречался голодный тигр, который убил его и сожрал.
Жил там и Чжан И, который обитал в доме с высокими воротами и тонкими занавесями и принимал у себя всякого. Прожил он на свете сорок лет, напала на него лихорадка — и он умер.
Дань Бао пестовал в себе внутреннее, а тигр сожрал его внешнее. Чжан И заботился о внешнем, а болезнь сгубила его внутреннее. Поэтому и говорят «подгоняй то, что отстает».

Продолжение

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Комментариев (2) на «Заключительная беседа с Щербаковым Андреем и Максимом Парнахом»

  1. Елена Касьяненко пишет:

    Классная беседа! Ты, Андрей, и Максим – очень символично… Мне нравятся философские беседы. Думаю тем, кто присутствовал, поступила новая информация о жизненных процессах, которая, возможно, поможет взглянуть на происходящее другими глазами и что-то изменить.

    • Да, мне тоже кажется, что интервью было очень содержательным и хорошо, что было кому его снять, ведь столько интересного было сказано…

Ваш комментарий