Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 3: двенадцать земных ветвей 地支
Если про небесные стволы у нас мало кто знает, то про 12 земных ветвей слышали почти все, только мы обычно знаем их под кодовыми названиями двенадцати зверей китайского календаря, либо двенадцатью месяцами года, либо двенадцатью двухчасовыми периодами в сутках. Рассмотрим эту систему подробнее.
В предыдущей статье мы рассмотрели цикл из десяти небесных стволов, представляющих из себя дуальной философии Ян/Инь и пентоники у-син. Теперь понаблюдаем, как соединение тех же двух систем уже в проекции не на небо, а на землю даст несколько иной результат.
Небо и земля сшиты из нитей первостихий у-син, но узор неба и земли разный. По традиционным китайским представлениям небо – круглое, а земля – квадратная. Поэтому для описания небесных стволов 天干 подходит схема, где элементы связаны по кругу взаимосвязями порождения, а по звезде их связывает взаимное преодоление. С землёй – иначе. Схема взаимного расположения земных ветвей в основе своей представляет крест, каждый из концов которого ориентирован на свою сторону света. Стихия Почвы в этом кресте занимает центральное положение.
Однако фигура креста не совсем подходит в качестве системы счёта, так как система счёта земных ветвей предполагает непрерывную последовательность из 12 знаков. Древние мудрецы здесь нашли следующий выход. Как и в системе небесных стволов, в земных ветвях Дереву 木, Огню 火, Металлу 金 и Воде 水 соответствует по 2 знака. Каждая пара знаков являет собой янский и иньский аспекты первостихий у-син, а Почва же здесь разнесена на 4 знака, выполняющих функцию связующего материала между четырьмя основными стихиями. В китайской календарной традиции каждый из знаков почвы завершает цикл своей стихии. Итак получается, что земных ветвей двенадцать.
Теперь рассмотрим описания земных ветвей.
1.Ветвь 子 Цзы соотносится с Водой Ян 水阳. Среди 12 животных соответствует Крысе 属鼠
Месяц Цзы китайского календаря длится примерно с 9 декабря по 6 января и включает зимнее солнцестояние, которое иногда называют точкой великого Инь и точку начала роста светлого времени в сутках. То же самое и в суточном цикле, двухчасовка Цзы 子длится с 23.00 по 01.00 и включает момент полуночи. Крыса стала символом этой ветви из-за того что является одним из немногих животных, активных в полуночное время, когда остальные спят.
В тексте из Лунхушань к данному знаку приведена надпись:
孳也, 阳气始萌
«Знак Цзы 子поясняется иероглифом 孳, который так же читается Цзы «размножение», Янская Ци начинает прорастать».
Сам по себе иероглиф Цзы в его древнем написании символизирует родившегося младенца, простирающего руки к небу.
Смысл ветви Цзы 子поясняется при помощи гексаграммы 24 复Фу, «Возвращение». Из шести черт этого знака лишь самая нижняя, первая черта –янская, что символизирует пробуждение теплоты жизни в холодном царстве сна. Перемены ещё не заметны, но уже начались в самой глубине.
2.Ветвь 丑 Чоу соответствует Почве Инь 土阴. Среди 12 животных связана с Быком 属牛
纽也,寒气自屈曲也。
«Знак Чоу поясняется иероглифом Нюй 纽«Узелок», Холодная Ци изгибается и гнётся, заплетается в узел». Месяц ветви Чоу 7 января – 3 февраля.
Образ ветви Чоу раскрывается при помощи гексаграммы 19 临линь «посещение», в которой по сравнению с предыдущей янская Ци отвоевала себе ещё одну нижнюю черту, теперь нижние 2 черты янские, остальные иньские. В комментарии к данной гексаграмме Ю.К.Щуцкий пишет: «когда удаётся освободиться от предвзятых мнений, то возможно сближение с объектом познания, это и называется посещением». Вообще символика этой ветви непростая. С одной стороны начался новый день и новый год, но старый период ещё властен над этим знаком. Чтобы выбраться из пут прошлого необходимо внутреннее усилие, подобное силе буйвола, вспахивающего поле.
3. 寅Инь соответствует Дереву Ян 木阳. Среди 12 животных связана с Тигром 属虎
寅:演也,津也,寒土中屈曲的草木,迎着春阳从地面伸展。
Развитие, переправа, в холодной почве переплетённые корни трав и растений распрямляясь начинают к весне тянуться.
В качестве поясняющей гексаграммы в тексте выбран один из самых позитивных знаков книги Ицзин, 11-я гексаграмма 泰 Тай «сочетание», в которой нижняя триграмма состоит из янских черт и символизирует Небо, а верхняя из иньских и соответствует Земле. Небо стремится подняться, а Земля – опуститься, таким образом у обеих частей данной гексаграммы максимальный интерес друг к другу и ситуация содержит большую потенцию развития.
Зарождается Весна, Зарождается День. Ветвь соответствует предрассветной двухчасовке с 03.00 по 05.00. Месяц Ветви Инь 寅 это февраль, а вернее – период с 4 февраля по 5 марта. Это время наступления китайского Нового Года.
Как для древних китайцев, так и для остальных земледельческих народов это был один из самых сложных периодов, когда очень многие умирали от голода. Именно по этой причине его назвали месяцем Тигра, ведь этого времени китайцы боялись так же как тигра.
4.卯 Мао соответствует Дереву Инь 木阴. Среди 12 животных эта ветвь связана с Кроликом 属兔
卯:茂也,日照东方,万物滋茂。
Значение ветви Мао 卯 поясняется иероглифом процветание 茂, который так же читается Мао, солнце восходит на востоке, 10 тысяч вещей обильно растут.
Ветвь 卯 Мао соотносится со временем весеннего равноденствия и часом восхода. Среди 64 гексаграмм книги перемен ей соответствует 34 гексаграмма 大壯 «да чжуан» или «Мощь великого», две верхние иньские черты будто бы выталкиваются четырьмя чертами Ян снизу вверх, основной комментарий книги перемен гласит «Мощь великого. Благоприятна стойкость, символом этой ситуации выступает козёл, прокладывающий себе дорогу при помощи мощного толчка вооружённого рогами лба».
Что же касается образа кролика, то комментаторы вроде учёного эпохи Цин 清 по имени Лю Сянь 刘献 в своих Записках из Гуань Ян 《广阳杂记》 указывают, что ветвь Мао потому ассоциируется с кроликом, что время весеннего равноденствия и восхода не только способствует размножению всех сущностей, но и содержит в себе энергию лунного нефритового зайца, ведь на восходе на небосводе часто ещё видна луна. А в месяц весеннего равноденствия ещё может прийти холод.
5.辰 Чень соответствует Почве Ян 土阳. Среди 12 животных эта ветвь связана с Драконом 属龙
辰:震也,伸也,万物震起而生,阳气生发已经过半。
Возбуждение, расширение, десять тысяч вещей приходят в возбуждение, развитие Янской Ци достигло половины.
Энергия ветви Чень, соотносится с гексаграммой 43 夬 (guài) «выход». Здесь все черты кроме верхней – сильные. Комментарии к этой гексаграмме так же указывают на выход на новый уровень, который может произойти на этой стадии развития ситуации.
Всё тот же самый комментатор Лю Сянь сообщает, что этот период в Китае отождествляют с драконом не только из-за силы скрытой в этом знаке, но и иза за того, что месяц Чень, который обычно приходится на 5 апреля – 5 мая, соответствовал времени обильных осадков, которые в свою очередь являлись одним из образов дракона.
6. 巳 Сы соответствует Огню Инь 火阴. Среди 12 животных соотносится со змеёй 属 蛇
巳:巳也,阳气毕布已矣。
Ветвь Змеи
Сы, Янская Ци Достигла предела
Ветвь Сы соответствует самой Янской и первой всех Гексаграмм книги перемен, знаку 乾 Цянь, состоящему лишь из сильных черт. Это апогей цикла.
Среди 12 месяцев ветвь Сы примерно соответствует маю, среди 12 двухчасовок – времени с 9 до 11 утра. Обратим здесь внимание, что апогеем цикла здесь называется именно май, а не июнь и двухчасовка предшествующая полуденной, а не сам полдень, когда янская ци растёт и расширяется но ещё не убывает.
Записки из Гуань Яна гласят что временем змеи знак сы 巳 стал по нескольким причинам. Первая из них, что период с 7 мая по 7 июня – время, когда в растущей буйно траве больше всего змей. Второй причиной является, то что знак сы 巳 является четвёртым по крестьянскому календарю месяцем (начиная с февраля), а число четыре 四 Сы омофонно как ветви сы 巳, так и слову смерть, которая так же сы 四. Ну а укус змеи человеку приносит, как правило именно смерть. Так что с этим самым янским периодом своего календаря китайцы призывают обращаться очень аккуратно.
7. 午 У соответствует Огню Ян 火阳. Среди 12 ветвей соотносится с лошадью 属马
午:仵也,万物丰满长大,阴阳交相愕而仵,阳气充盛,阴气开始萌生。
«У» 10 000 вещей наполнены ростом, Инь-Ян не в равновесии, Ян преобладает над Инь и доходит до своего предела, Инь начинает расти.
Ветвь У соответствует времени Летнего солнцестояния и полудня. Среди 64 гексаграмм это 44 гуа 姤 Гоу, «Переченье», где 5 янских черт вверху подкошены нижней слабой чертой. Достигшее зенита солнце начало опускаться, Луна, достигнув полнолуния начала убывать.
С лошадью этот знак ассоциируется у китайцев в том числе и потому что лошадь хоть и взмывает в галопе будто парит, но тут же возвращается к земле.
8.未 Вэй соответствует Почве Инь. Среди 12 животных соотносится с козой 属羊
未:眛也,日中则昃,阳向幽也。
Ветвь Вэй поясняется иероглифом 眛 «ослепнуть». Солнце, пройдя зенит, стремится к Западу, Ян стремится раствориться в сумраке.
Данной ветви соответствует 33 знак 遯Дунь «Бегство» или «Отступление». В данном знаке уже 2 нижние черты иньские, что знаменует «затвердевание» Ян, постепенное обретение формы, проявление результата успокоение движения.
С козой в умах китайцев этот период связан не только из-за некоей упёртости этого животного, но и из за того, как считают комментаторы, что именно в час козы, который длится с 13.00 до 15.00 лучшее время для них щипать травку.
9.申 Шэнь соответствует Металлу Ян 金阳. Среди 12 животных соотносится с Обезьяной 属猴
申:伸束以成,万物之体皆成也。
Расширение успешно завершается, форма десяти тысяч вещей сотворена.
Знаку Шэнь соответствует 12 гексаграмма книги перемен 否«Застой» Пи. Вся нижняя часть знака это Земля Кунь, верхняя – Цянь – Небо. Ян и Инь оказались на своих местах, акт творения свершился и впереди застой.
Ветвь примерно соответствует Августу и времени с 15.00 – 17.00. Этот период связан с обезьяной, не только потому что именно в этот период они кричат громче всего, но и из-за духа озорства и сумасшествия, который, как считают комментаторы соответствует периоду Шэнь申.
10. 酉 Ю соответствует Металлу Инь 金阴 . Среди 12 ветвей соотносится с Петухом 属鸡
酉:就也,万物成熟。
Ю, продвижение, десять тысяч вещей созрели.
Сам иероглиф酉 в древности был изображением сосуда, для хранения зерна и всего того. Что удалось собрать осенью.
Этой ветви соответствует 20 Гексаграмма 觀 Гуань – «Созерцание». Из 6 черт янские только 2 верхние, остальные – иньские.
Мы видим как нижние иньские черты всё более выталкивают янские на каждом из 6 этапов второй части цикла 12 ветвей. Здесь уже становятся зримы результаты всего прошедшего цикла. Косточка, посаженная на этапе первой ветви, превратилась в плод.
Ветвь Ю соотносится с временем Осеннего равноденствия и временем Заката.
Комментарий Гуань Яна указывает, что двухчасовка Ю, время заката солца так же есть и время восхода Луны, которая воплощает в себе образ металлического петуха.
11. 戌 Сю соответствует Почве Ян. Среди 12 животных соотносится с собакой 属狗
戌:灭也,万物灭尽。
Сю, потухание, десять тысяч вещей окончательно потухли.
Знаку 戌 Сю соответствует Гексаграмма 23 剝 Бо «Разрушение».
Из 6 черт только верхняя, уходящая сильна, остальные – слабые, иньские. Цикл подходит к завершению. Это октябрьская ветвь, ветвь соответствующая переходу от сумерек к тьме в период с 19.00 до 21.00.
Всё в том же неоднократно процитированном выше комментарии говорится что знаком Сю является не просто Собака, а беззубая собака, неспособная укусить и потому обречённая на смерть, как и все вещи в этот период.
12. 亥 Хай соответствует воде Инь. Среди 12 животных соотносится со свиньёй 属猪
核也, 万物收藏, 皆坚核也
Текст гласит: Хай подобна косточке плода. Десять тысяч вещей скрыты в нём.
Среди гексаграмм Ицзин ей соответствует составленная из всех «слабых» иньских черт вторая гексаграмма книги перемен, 坤 –Кунь. Эта гексаграмма символизирует нераспаханное поле, внутренне наполненную форму, которая ещё не проявила себя.
Ветвь Хай соответствует в годичном календаре промежутку приблизительно с 8 ноября по 8 декабря. В сутках это двухчасовка с 21.00 по 23.00 . Это период торжества тёмного, скрытого, таинственного начала инь. Заметим так же что ребёнок по-китайски это Хай цзы 孩子, первый из иероглифов этого слова состоит из знаков ветвей: двенадцатой ветви Хай 亥и первой ветви Цзы 子. Комментарий Гуань Яна называет два свойства часа Свиньи. Первое – именно в этот период свиньи кушают, второе – это время покрыто мраком тайны.
Теперь, ознакомившись с духом каждой из 12 земных ветвей, постараемся посмотреть на эту систему, чуть отойдя от деталей и ища общие тенденции. Прежде всего обратим внимание на то, что цикл из 12 ветвей чётко делится на 4 группы по 3 знака. Эти троицы в китайской традиции называются Сань Хуэй 三会.
Каждая из групп связана со своим сезоном и своим качеством перемен. В Зимней группе происходит зарождение перемен, старое уходит и новое приходит. Зимняя группа включает в себя двенадцатую ветвь Хай 亥 (ветвь свиньи), первую ветвь Цзы 子 (ветвь крысы) и вторую ветвь Чоу 丑(ветвь буйвола). Именно в этот период закладывается зёрна нового процесса, которые уже дадут всходы в весенний период. Весенняя группа представляет собой качество становления, здесь перемены, заложенные на предыдущей фазе, должны выдержать испытание ростом. Весенняя группа содержит в себе ветви Инь 寅 (ветвь тигра) Мао 卯 (ветвь кролика) и Чень 辰(ветвь дракона). Летняя группа готовит переменам, заложенным зимой, испытание изобилием энергии, подобное испытанию наездника дикой лошади. Летняя группа включает в себя ветви Сы 巳 (ветвь змеи), У 午 (ветвь лошади) и Вэй 未 (ветвь козы). Осенняя группа из трёх ветвей Шэнь申 (ветвь обезьяны), Ю 酉 (ветвь петуха) и Сюй 戌(ветвь собаки) готовит нас к пожинанию плодов всего цикла, а кроме того к заготовлению запасов на следующий год.
В принципе ничего сверхъестественного в таком распределении нет. Любопытной особенностью мышления китайцев является регламентированное в календаре стремление подготовиться к началу процесса ещё за шаг до того, как этот процесс обрёл внешние проявления. Именно следуя такой логике, весну китайцы встречают в начале февраля, за полтора месяца до весеннего равноденствия, осень – в начале августа, а к обновлению годичного цикла они начинают готовиться ещё в начале ноября. И это не случайно, ведь «То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего ещё нет…» и здесь мы добавим, что управлять переменами можно только тогда, когда они ещё не обрели внешнюю форму.
Эта особенность китайской календарной логики нам будет очень важна в наших последующих исторических изысканиях.
2emblazoned