Вторая ступень живописи у-син – курс «Цветок и сосуд»
Первая ступень живописи у-син посвящена знакомству со свойствами пяти первоэлементов древнекитайской алхимической традиции. В качестве проводника в этом изучении выступают пять движений, пять мазков живописи у-син. Также на первой ступени живописи у-син мы изучаем, как при помощи мазков у-син можно создавать простые композиции.
Мы учимся писать бамбук, орхидею, деревья и другие сюжеты. Как правило, это композиции, связанные с миром китайской живописи. Следует помнить, что не рисование растений мы изучаем на первой ступени и даже не сюжеты китайской живописи. Суть живописи у-син – в постижении основ мироздания.
Вторая ступень продолжает линию первой, при этом добавляя свои особенности. С августа 2015 за основу второй ступени живописи у-син взят курс «Цветок и сосуд».
Важно понимать, что вовсе не цветы и кувшины в центре композиции курса, а изучение закона сочетаний, который позволяет сформировать целостную композицию из растений и сосудов разных эпох и народов. Постижение этого закона создаёт мостик к глубинному пониманию живописи, искусства и вообще мироздания.
Так что опять же мы возвращаемся к познанию законов бытия через живопись.
Рассмотрим примеры с занятий уже завершившихся курсов второй ступени «Цветок и Сосуд».
Вся композиция может быть зарисована лишь при использовании одного мазка «Почва». Как выше приведённый Бонсай. Сосна – тяжёлое медленное дерево, подобное дракону, дремлющему в горах. Таков же и горизонтальный керамический сосуд. Но кроме того он ещё и тёплый, открытый, «тактильный», шероховатый. Ствол сосны, керамический сосуд, крону сосны объединяет «составное сыпучее движение», именно это и позволяет написать их мазком почвы.
Особенно интересно на этом курсе исследовать тему взаимных переходов пяти первоэлементов у-син. Переход Дерево-Огонь можно очень красиво показать, изобразив райский цветок стрелицию в бамбуковом сосуде.
Но переход этот происходит под воздействием элемента Металл, который контролирует дерево и подавляется Огнём. Образом воздействия этого элемента могут быть подобные колючей проволоке чёрные бамбуковые «колючки» на пути «реализации» Стрелиции.
Композиция из веточки в вазе показывает переход пяти элементов по закону порождения Почва-Металл-Вода-Дерево-Огонь-Почва:
Круглая ваза написана мазком Металл, опирается на подставку, написанную мазком Почва. Ваза «порождает» изогнутую ветвь, основание которой написано мазком Вода, переходящим ближе к веточкам в Дерево. Дерево порождает Огонь, что проиллюстрировано Листьями, рождающимися из веток. И заканчивается круг порождения мазком Почва, которым написаны плоды рядом с листьями.
Одна из задач курса раскрыть качества, которые в себе несут разные цветы у каждого цветка – своя индивидуальность. Подбирая кувшин для цветка, мы глубже осознаём эту индивидуальность. Аристократичная, неспешная Лилия может быть усилена сдержанным, холодным, гладким фарфоровым, кувшином династии Сун.
Очень многие цветы превратились в символы, которые могут различаться внутри культур. Но кроме символа, у цветка есть ещё и образ, значительно точнее отражающий его реальный характер.
Одним из базовых сюжетов китайской живописи является Дикая Орхидея. В китайской традиции Дикая Орхидея – это символ скромности, как одного из достоинств благородного мужа. Но что же содержит в себе образ Дикой Орхидеи? Если присмотреться, то в этом цветке мы найдём утончённого, незаметного, изящного охотника-убийцу, подобного знаменитым японским ниндзя.
Именно поэтому её достоинства может подчеркнуть тонкостенный фарфоровый сосуд или её двойник – скрытный воин-богомол, затерявшийся среди листьев и цветов орхидеи. Но вот богомолы – это уже другой курс – «Цветы и птицы, травы и насекомые».
Растение и сосуд, соединившись, могут дать целостный образ. Так ветка сосны, в зеркальном гладком кувшине из глазурированного фарфора Селадона, даст образ Осени, времени когда сильна энергия Металл, – энергия собирания, движения внутрь, «закукливания».
Конечно же, при выборе сосудов и цветов, приоритет за историей китайского искусства. Вот, например, Осенние листья в обливных фарфоровых сосудах эпохи Тан.
Однако не только сосудами китайскими жив наш курс. Одними из самых увлекательных были уроки, на которых мы работали с цветами в вазах французского керамиста и алхимика XVI века Бернара Палисси. В основе его сосудов лежит водная, болотная и морская тематика. Тем самым его сосуды могут быть прекрасным воплощением образа стихии «Вода». Если в такой сосуд мы поставим роскошный Пион, ещё один представитель стихии Вода, то увидим как они будут усиливать, продолжать друг друга.
А если поставить в такой сосуд Лотос, то мы получим образ перехода Вода – Дерево, образ чистого Лотоса – рождающегося из болотных пучин.
А как-то раз в качестве сосуда был выбран витражный витиеватый сосуд эпохи Ар-Нуво. Для того чтобы поместить туда Лотос, пришлось серьёзно поработать со стилем изображения Лотоса, сделать его витражным.
На прошедших уже курсах по цветам, в сосуде было сделано множество других замечательных работ. Некоторые из них представлены ниже:
1immature
Как научится китайской живописи? И какая цена обучения?
Напишите мне на Вотсапп +79671575398 Андрей Щербаков