Топология цивилизаций (часть 3)
Начало статьи находится здесь.
2. Топология цивилизаций
В предыдущей части «Топология государств» мы освоили простой инструментарий, с помощью которого можно используя триграммы и схемы создать «конструктор государств». Теперь попробуем применить его на новом поле, создав топологию цивилизаций.
Понятие «цивилизация», безусловно, сложнее, чем «государство». В разные времена разные люди определяли его по-разному. Цивилизация включает в себя и культуры и этносы и государства. Мы же стремимся, объединив все определения, выстроить иерархию уровней целостности «цивилизации». Удобной и очень показательной моделью для нас станет ещё одна находка китайской традиции: «гексаграмма» или удвоенная триграмма. Гексаграмма состоит из 6-и черт, каждая из которых может быть разорванной, т.е. носить качество «Инь» или быть сплошной, «Ян» чертой.
Структура гексаграммы отражена на рисунке 10.
Каждая черта такой гексаграммы соответствует определённой функции внутри целостности всей цивилизации:
6-я черта: культурное единство.
5-я черта: лингвистическое и единство.
4-я черта: дипломатия и структура отношений с себе подобными (с цивилизациями).
3-я черта: внутриполитическая структура.
2-я черта: коммуникационное единство.
1-я черта: территориальное единство
Рисунок 10 «структура гексаграммы».
Теперь рассмотрим структуру гексаграммы.
Прежде всего, гексаграмма, – это 2 триграммы: верхняя (цивилизационная) и нижняя (государственная). Каждая из этих триграмм отражает структуру своего уровня. Нижняя, «земная» триграмма – отражает структуру государства или конгломерата государств, входящих в цивилизацию. Ключ к пониманию устройства нижней триграммы дан в первой части статьи «Топология государств».
Верхняя, «цивилизационная», триграмма гексаграммы отражает структуру цивилизации на более высоком, надгосударственном, можно сказать «культурном» уровне. Принципы построения нижней и верхних триграмм – аналогичны.
Мы могли бы даже прорисовать такие же схемы для верхней триграммы, каковые рисовали для пояснения устройства в первых частях статьи «Топология государств». Чтобы это сделать необходимо установить простые аналогии.
Островки территорий в схемах государств мы заменим культурами. Под культурой понимается совокупность социальных ритуалов, задающих структуру поведения общества. Аналогия культур и территорий довольно логична, ведь культуры изначально формировались, как способ наилучшей адаптации людей ко внешней среде.
Именно поэтому каждая культура носит в себе заметный отпечаток той местности, где родилась. Единство на культурном уровне будет значить принадлежность всей целостности к одной культуре. Вместе культурный и территориальный уровни образуют структуру цивилизации. На рисунке 10 качество «Земля», являющее собой «структуру цивилизации» объединяет 1-ю и 6-ю черты гексаграммы. «Земля» это внешняя оболочка цивилизации, её форма, её тело, плоть.
Культуры соединяются при помощи языков. На месте коммуникаций в «триграмме цивилизации» будут языки. Структура лингвистического уровня задаётся наличием/отсутствием языкового единства на данном культурном пространстве. Вместе коммуникационный и лингвистический факторы объединены качеством «Вода», соединяющим на рисунке 10 2-ю и 5-ю черты. Вода – это кровь цивилизации.
Города нижней триграммы будут заменены социумами в верхней, т.е социальными группами в том числе и государствами. Социумы распределены подобно городам по культурным нишам- территориям и связываются между собой при помощи лингвистических коммуникаций. Вместе города и социумы соответствующие 3-й и 4-й чертам задают качество «Огонь». «Огонь» это лёгкие (имеется в виду орган) цивилизации, они отвечают за взаимоотношениям с себе подобными.
Дабы наглядно показать, что «энергетическое тело» цивилизации включает в себя три концентрических круга, соответствующим трём качествам: «огонь», «вода», «земля» мы перевернули верхнюю триграмму так чтобы качество «земля» объединяло 1-ю и 6-ю черту, качество вода объединяло 2-ю и 5-ю, а качество «огонь» объединяло 3-ю и 4-ю, что в сущности не соответствует подходу к гексаграммам изложенному в И-Цзин. Гексаграммы И-Цзин это две триграммы, расположенные одна над другой, без переворачивания верхней триграмы. Структура гексаграммы цивилизации содержит ещё много интересного, к более подробному описанию мы вернёмся, рассказывая о конкретных особенностях каждой цивилизации.
Гексаграммы будут нашим «конструктором цивилизаций». Однако следует заметить что цивилизация – это целостный организм, который никак не сведёшь к простой сумме составляющих. Надо иметь в виду эффект синергии, эффект образования нового качества. В китайской культурной традиции и на этот случай есть прекрасный инструмент: 5 элементов У-син. Расскажем немного об этой системе 5-и элементов У-Син. Это: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Каждый из этих элементов являет собой определённое качество, качество движения, качество энергии.
Дерево – неутомимый рост
Огонь – взрывная мимолётность
Земля – основательность и структурность
Металл – успокоение и разделение
Вода – погружение и объединение
В системе У-Син 5 качеств энергий связаны друг с другом при помощи последовательности порождения: Дерево- Огонь – Земля (Почва) – Металл – Вода – Дерево и последовательности подавления: Дерево – Земля (Почва) – Вода – Огонь –Металл – Дерево.
Эти 2 цепи изображает пентаграмма на рисунке 11.
Рис.11. Круг порождения обозначен синими стрелками, звезда подавления- красными.
Рис 12. 5 элементов расположены в форме креста, вокруг «центрального» элемента «Земля».
Существует и другой способ связать 5 элементов. На рисунке 12. представлена схема «креста» или колеса времени, на которой «Земля» или «Почва» это центр колеса, а остальные 4 элемента закреплены в противоположных точках окружности. В этой схеме элементы дерево, огонь, металл, вода являют собой 4-е стадии развития какой либо системы, а сама система обозначена в виде центрального элемента «Земля»- «Почва». Так в годичном цикле Дерево являет собой Весну, Огонь – Лето, Металл – Осень, Вода – Зиму, Земля же это момент «Сейчас». Так же просто эта система проецируется и на пространство: Дерево – Восток, Огонь – Юг, Металл – Запад, Вода – Север, Земля – Центр. Мы же попробуем рассмотреть при помощи этой схемы развитие каждой цивилизации.
Каждому из 4-х элементов будет соответствовать определённая стадия развития рассматриваемой цивилизации, определённое состояние, представленное в виде гексаграммы. Каждому из пяти элементов в системе У-Син соответствет определённый цвет: Дерево – бирюзовый, Огонь – красный, Земля – жёлтый, Металл – белый, Вода – чёрный. В соответствии с этой традицией поля, на которых будут расположены гексаграммы, стадий развития цивилизации будут окрашены в соответствующий цвет.
Но какие цивилизации мы рассмотрим, ведь в истории было немало цивилизаций? Здесь нам так же поможет система У-Син. Мы выделили 5 основных типов цивилизаций, соответствующих каждому из 5-и первоэлементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода.
Теперь расскажем о том, как 5 качеств У-Син проецируются на историю цивилизаций.
ДЕРЕВО – рост, этнический фактор.
Рис.13
Дерево это первый из 5-и элементов в кругу порождения, Дерево это Весна и Утро время рождения. Цивилизации Дерева – это самые молодые социальные образования, возникшие на заре истории человечества. Отношения в обществе, как и большинство политических систем, находились тогда на родоплеменной стадии, самом первом этапе своего развития, подобно малым росткам дерева, только пробившимся на свет божий. Это были племена охотников и собирателей.
Основа этой целостности в привязанности к одному небольшому региону, одной природной ячейке. Именно это иллюстрирует первая Гексаграмма на рис 11. Единственная «Ян» черта в которой – нижняя, первая, знаменующая собой территориальную целостность. В жизни любого человека было детство и в истории любой цивилизации есть стадия «Дерева», для которой характерны бурный рост населения и самоутверждения среди соседей, формирование основы для последующего развития.
Весна человечества давно миновала. Сегодня геополитические воплощения энергии Дерева локализованы в регионах джунглей Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Индонезии и островов Тихого Океана. Именно там яркое щедрое экваториальное Солнце и обильные тропические дожди создают наилучшие условия для роста дерева.
Росток дерева мал, но силён настолько, чтобы пробить слои асфальта, мешающие увидеть Солнце. Энергия «Дерево» это буйный неуправляемый естественный рост. На этой стадии развития любой цивилизации присуща крайняя агрессивность. Энергия Дерево несёт в себе эмоцию гнев.
Любое из качеств, присущих конкретным цивилизациям можно экстраполировать и на весь процесс развития человечества. В истории человечества лишь один процесс полностью отождествляется, как с постоянным ростом, так и с природной естественностью: прирост самого человечества. Дерево являет собой этногеографический фактор.
В предыдущей статье «топология государств» мы раскрыли структуру государства, как триединства территориального, коммуникационного и политического уровней. В отличие от государства, этнос – имеет двухступенчатую структуру. Этнос это кровное родство + территориальное единство. Цивилизация, подобно матрёшке включает в себя как целостность государства в трёх нижних своих чертах, так и целостность этноса в двух самых первых своих чертах. Кровное родство внутри этноса поставлено в зависимость от наличия коммуникаций. Возможно, именно по этому первые масштабные этносы начали рождаться в земледельческих государствах, связанных при помощи рек-коммуникаций.
2-я черта в гексаграммах этой цивилизации везде носит качество «Инь». Коммуникационная связанность крайне слаба. Именно по этому карта этносов экваториальных районов настолько пестра. Внутри целостности первобытных цивилизаций этносы складывались крайне медленно именно из-за отсутствия хороших коммуникаций между деревнями в рамках даже одной природной ячейки.
Чем старше дерево, тем крепче оно привязано корнями к земле. Так и племена охотников: чем дольше они обитают на своей территории, тем крепче привязаны к своей природной ячейке. По мере существования в границах своего ареала охотники настолько сплетаются воедино с окружающим их миром, что становятся неотделимы от него. Роль корней играет мифологизированное восприятие мира, жёстко прикреплённое к местной природе. Постоянное пребывание на одной территории делает эти первобытные цивилизации крайне устойчивыми. Именно по этой причине во 2-й, 3-й и 4-й гексаграммах данной цивилизации мы видим сильную 6-ю черту, знаменующую собой культурное единство.
Эта устойчивость дополняется обретаемым по мере постоянного соседства лингвистического единства с живущими рядом племёнами. Факт обретения такого единства отображён в наличии сильной (сплошной) 5-й черты в 3-ей и 4-й гексаграмме на рисунке 13. И сегодня уже после многочисленных войн и переселений историки говорят о родстве этносов именно на основе анализа лингвистического единства разных народов.
Восприятие своей истории людьми первобытными мифологизировано и циклично. Циклы повторяют друг друга, подобно развитию дерева, растущего от этапа к этапу, от кольца к кольцу, в заданном годичным циклом порядке. Племена почти не обладают исторической памятью, они живут внутри этих природных циклов.
Цикл жизни первобытной цивилизации может также включать периодическое объединение на политическом уровне внутри одной природной ячейки. Во 2-й гексаграмме 3-я черта, отождествляемая с функцией внутриполитического единения – сплошная. Однако такое политическое единство не может существовать долго в условиях отсутствия хороших коммуникаций внутри ячейки. Вскоре первобытные государства приходят в упадок.
Так что все процессы объединения на культурном, лингвистическом и политическом уровнях у данного типа цивилизаций поставлены в зависимость от стабильности окружающей среды субрегиона, в котором ведут свою жизнь данные племена. Это отражено в результирующей гексаграмме на рис. 13, где лишь первая черта сплошная. Иметь единство на территориальном уровне, – вот что самое главное для данной цивилизации.
Дерево порождает Огонь. Древесина – лучший корм для пламени. Следующая за Деревом энергия по кругу порождения – Огонь.
ОГОНЬ – трансформация, политический фактор
Рис.14
Огонь это носитель трансформации, перехода от одного состояния к другому. Огонь вспыхивает моментально, горит мощно, давая много энергии, после чего, истлев, затухает, оставив после себя лишь уголья и пепел. Огонь, рождённый искрой, может породить пожар. Случайная искра недовольства порой становится причиной революций и войн. Огонь в геополитике это трансформация.
Огонь, как стадия развития цивилизации знаменует собой экспанисю на политическом уровне. А следовательно активность на уровне 3-ей и особенно 4-й черт. Для всех цивилизаций на стали огня характерна экспансивность на этих уровнях. В этот период агрессия, накопленная на стадии дерева, получает выход в виде завоевательных походов.
Огонь это палящий зной пустынь, степей и гор, – регионов, где Солнце безжалостно выжигает гигантские пустоши не давая живительной влаге надежды.
Регионы степей и пустынь обширны, рамки одной природной ячейки порой в сотни раз превосходят аналогичные ячейки в джунглях, отождествлённых нами с местом развития цивилизаций «Дерево». Чтобы стать Огнём дерево должно претерпеть трансформацию. Цивилизации «Дерева» породили цивилизации «Огня» на этническом уровне. Степи, Саванны и Пустыни населили выходцы из джунглей и их потомки, ставшие кочевниками.
Кочевники в отличие от собратьев из Джунглей гораздо менее привязаны к конкретной территории. На рисунке 14, во 2-й и 3-ей гексаграммах, соответствующим политическому расцвету цивилизаций этого типа первая черта носит «Инь»- характер. Чем далее развивается цивилизация кочевников, тем меньше становится привязанность к родной земле. Многие кочевые племена от арийцев до гуннов так никогда и не вернулись на родину. Они были поглощены более сильными на культурном уровне цивилизациями, которых кочевники чуть раньше завоевали.
Пожар в поле рождается из малого огонька. Также из малых племён рождались и великие азиатские орды и империи кочевников, властвовавшие над гигантскими территориями. «Ещё недавно никто не подозревал об их существовании, но пожар очередного нашествия уже бушует над всеми городами Евразии». Подобных примеров история знает много: Ассирийцы, Персы, Гунны, Арабы, Тюрки, Хазары, Монголы и многие другие. В большинстве гексаграмм этой цивилизации 3-я и 4-я черта, знаменующие политическое единство и внешнеполитическую активность носят Ян характер. Именно эти 2 качества помогли кочевникам создать столь гигантские империи в одночасье.
Но даже самый сильный огонь живёт недолго, чем больше жар, тем быстрее тухнет пламя. Все эти великие цивилизации потерпели крах, просуществовав максимум несколько веков, а порой и десятилетий. Причин тому несколько. Первая и самая главная – отсутствие связанности на коммуникационном и лингвистическом уровнях. 2-я и 5-я черта в гексаграммах этой цивилизации носят «Инь» характер.
В дополнении к этому на культурном уровне эти цивилизации принимают энергию, 6-я черта носит «Инь» характер в первых 2-х гексаграммах. А значит, устойчивость на культурном уровне целостность обретает через приобщение к чужой культуре. Как правило, такой культурой бывает культура завоёванных ими цивилизаций, которые таким образом поглощают своих завоевателей.
Примеров много: Арийцы, Тюрки, Гунны, Монголы, Манчжуры и прочие завоеватели Индии и Китая, которые вскоре после завоевания сами были поглощены этими великими цивилизациями таких случаев много и в Европейской истории, особенно в средневековье. Так Западная часть Монгольской империи обрела единства благодаря мусульманству, а восточная благодаря буддизму, а большинство европейских кочевников стали христианами. Приобщение к цивилизации завоёванных и дальнейший распад исходной цивилизации как раз отражены в гексаграммах 3 и 4.
Есть правда и исключения. Лишь одна великая цивилизация кочевников даже после распада и ныне горит священным огнём в сердцах верующих мусульман от Атлантики до Тихого Океана: Арабский Халифат – государство, рождённое в пламени ближневосточных войн. Для этой цивилизации так же подходят гексаграммы на рисунке 13. Только 6-я сильная черта для данной цивилизации означает – собственное, мусульманское культурное единство. Такова же и история Мексики до и после конкисты, которая в древние времена обрела единство лишь благодаря культу кукулькана-кецалькоатля, а затем благодаря католичеству.
Бескрайние просторы цивилизаций кочевников объединяет ещё одна черта и эта черта 3-я в наших гексаграммах, – это внутриполитический фактор. Во всех таких цивилизациях всегда есть мощный центр. Такой как Вавилон-Ктесифон-Багдад, Мехико-Теночтитлан. Для таких цивилизаций характерен мощный авторитарный правитель, такой как Чингисхан, Аттила или Тимур. Если правитель слаб, – империя а за ней и цивилизация распадаются.
Интересно, что даже после распада цивилизации кочевников кипят и разрываются от конфликтов. 4-я черта, знаменующая внешнеполитическую активность, у всех гексаграмм этих цивилизаций носит Ян характер и является основным признаком их отличия. И сегодня Ближний восток и средняя Азия взрываются от конфликтов, а Латинская Америка бурлит революционными брожениями. То что основной характерной способностью данного типа цивилизаций являются Ян качества 3-й и в особенности 4-й черт говорит о том что ключевая роль в жизни таких образований принадлежит политическому фактору, который объединяет в себе внешне и внутреполитическое единство.
Иначе говоря, конкретная кочевническая цивилизация существует пока живёт государство, основавшую данную цивилизацию, а то, что особой значимостью в результирующей гексаграмме наделена именно 4-я черта, говорит о том что рассвет данной цивилизации привязан ко времени расширению границ. В реальной истории это выражалось в том, что кочевнические цивилизации для поддержания своей нормальной жизнедеятельности должны были вести постоянные войны. Так в древней Персии каждый новый царь должен был завоевать всю обширную империю, переданную ему своим отцом – заново. В ещё более ранние времена кочевнические цивилизации поддерживали свою стабильность регулярными грабительскими походами на территорию сопредельных государств.
Но в результирующей гексаграмме 6-я черта так же носит Ян характер. Это указывает на ещё один путь установления стабильности для цивилизаций огня. Этот путь – обретение культурного единства. По этому пути мусульман направили арабские кочевники. В таком случае цивилизация может так и не достичь более никогда политической целостности, но существовать благодаря единой культуре.
Обратим так же внимание на то, что обе сильные черты в результирующей гексаграмме (рис. 14) принадлежат верхней «цивилизационной» триграмме. То есть данные цивилизации в сущности почти не привязаны к географическому и этническому факторам. В отличие от цивилизаций Дерева.
Пламя пожирает дерево, превращает его в пепел и уголь, которые обогащают землю. Огонь кормит Землю.
ЗЕМЛЯ – структура, культурный фактор.
Рис 15.
Земля это энергия упорядочивания, стабильности и структуризации. В геополитике Земля отождествляется со структурными факторами. В политике Земля становится энергией бюрократизации. Ведь бюрократизация – это структурирование социума, разделение функциональных обязанностей среди социальных групп, разделение потоков благ между различными слоями общества. Хорошо простроенная функциональная структура – стабильна. В том числе и по этой причине цивилизации «Земли» отличаются от других стабильностью. Это видно и по набору гексаграмм на рис 15. От других цивилизаций их отличает большое число сильных черт.
На рис. 15, 1-я и 2-я черта, означающие за территориальное и коммуникационное единство «Янские» во всех гексаграммах. Это не удивительно, ведь носители энергии Земля, возникли и развивались в бассейнах великих рек, таких как Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ. Река – это естественная коммуникация, объединившая цивилизацию, а её берега, – это однородная территория, с единым климатом. Так что именно реки обеспечили эти цивилизации единством на уровнях первой и второй черт.
Единая территория и коммуникация породили лингвистическое и культурное единство внутри цивилизации, что изображено на гексаграмме 1, где 5-я и 6-я черты непрерывны. Цивилизации «Земли» образовывались не только вдоль рек. Это могли быть так же компактные земледельческие «царства», на подобии Иудейского, сложившегося на одной из самых оживлённых торговых коммуникаций древности, в рамках небольшого палестинского региона.
Длительная устойчивость на уровне 1-й и 2-й черт создаёт условия для формирования единой культуры этой цивилизации: 6-я янская черта так же является характерной особенностью для цивилизаций Земли.
Все эти факторы стали причиной того, что среди представителей Земли столь много «цивилизаций-долгожителей». Это Индия, Китай и Древний Египет история которых составляет от 4-х до 6-и тысяч лет. Нет на земле цивилизаций старше.
Но привязанность к естественным коммуникациям и исходной территории имела и другую сторону. Цивилизациям Земли крайне сложно раздвигать свой ареал. За всю свою многотысячелетнюю историю Индия и Китай выросли максимум в 5 раз по сравнению с исходным размером. Сравните это с масштабами роста Западной цивилизации, родившейся на островах Эллады и ныне поглотившей треть суши нашей планеты.
После взгляда на рисунок 15, причины столь медленного роста становятся сразу ясны. На 2-й, самой «Янской» гексаграмме верхняя триграмма имеет всего одну сильную черту – 4-ю, ассоциируемую с внешнеполитической активностью. В то же время 5-я и 6-я черты становятся при экспансии слабыми. Цивилизация Земли при поглощении других регионов теряет культурную и лингвистическую целостность, и следовательно изначальную стабильность. И если новые регионы не удалось «встроить» в единую культурную, лингвистическую систему империи, то с распадом этого объединения цивилизацию ждёт период упадка. Так было с Древним Египтом, который поглотил в своё время Палестину и Сирию, но не сумел их «переварить». И вскоре Выходцы их Ассирии уже властвовали над древней Нильской империей.