Шесть законов Лю Фа – основа китайской живописи и живописи у-син
В этих трёх небольших видео фильмах Щербаков Андрей и Максим Парнах рассуждают о базовых для китайской живописи шести законах Лю Фа.Текст статьи поясняет суть шести принципов.
Шесть базовых законов китайской живописи были сформулированы в V веке художником и теоретиком Се Хэ. Тогда ещё не было традиции живописи бамбука или сливы мэй, не выделилась ещё в отдельный вид пейзажная живопись гор и вод.
Немного дошло до нас живописных произведений той эпохи:
Шесть принципов Лю фа появились ещё на самом раннем этапе существования традиции китайской живописи, заложив её фундаментальные качества.
Трактат, в котором Се Хэ сформулировал эти принципы, назывался «Гу хуа Пинь Лу», что переводится как «Алмазная сутра древней живописи». Алмазная сутра является основополагающим буддийским текстом, и название трактата подчёркивает фундаментальную роль законов Се Хэ в формировании этой традиции.
С буддистскими сутрами этот текст объединяет и другая забавная характеристика – ритм изложения самих принципов. Принципы Лю Фа изложены подобно буддистской сутре, имеющей шестичленную структуру. Стоит лишь вспомнить самую известную мантру тибетского буддизма Ом Ма Ни Пад Мэ Хум. Каждому слогу буддистской шестислоговой сутры соответствует один из шести принципов Лю Фа. Каждый из принципов включает в себя одинаковое число иероглифов, так что их можно читать нараспев подобно сутре. При том первый принцип «Цикличность Ци рождает движение» соответствует сакральному знаку- звуку Ом, с которого начинаются очень многие буддистские и индуистские молитвы. Ведь мы должны помнить, что буддизм родился в Индии и стал мостиком между индийской и китайской культурой.
Часть теоретиков, например, известный индийский искусствовед Кумарасвами, сопоставляет их с шестью «базовыми принципами» индийской живописи «Саданга». Это сопоставление кажется особенно правдоподобным, если учесть исторический контекст эпохи, в которую жил Се Хэ, когда в среде китайской интеллигенции наблюдалось активное увлечение буддизмом и индийской культурой, его породившей. Современником Се Хэ был индийский монах Бодхидхарма, основавший традицию Чань (Дзэн) буддизма и знаменитый монастырь Шаолинь. Монах Сюань Цзан, знаменитый своим “путешествием на Запад”, в Индию за буддистскими сутрами, жил в ту же эпоху.
Таким образом, шесть законов Лю фа являются базовыми не только для китайской, но и для индийской живописной традиции, объединяя две древнейшие цивилизации Евразии.
Теперь давайте рассмотрим сами шесть принципов и их значение.
1 气韵生动 “Цикличность дыхания (Ци) рождает движение”.
Здесь мы видим непосредственное указание к тому, как созерцать натуру, на что обращать внимание. Прежде всего, на дыхание, именно через дыхание происходит сонастройка с натурой.
Процесс создания картины должен стать танцем кисти, построенным в соответствии с ритмом дыхания и движения.
Например, рисуя бамбук, мы инициируем его рост движениями кисти.
2 骨法用笔 “Структурный метод пользования кистью” или “полагаясь на кости, используй кисть”.
Понимание свойств вещей. У каждого объекта есть свой “позвоночник”, есть своя осевая черта – “кость”. Найди её и то, как создать объект, станет понятнее. Кроме того, следует знать базовые свойства кистей, красок, поверхностей и других материалов.
Также стоит помнить, про “костевидность” основного мазка китайской живописи и каллиграфии – линии “хэн”.
3 应物象形 «Резонируя с вещами, передавай форму».
Умение «резонировать», сонастраиваться с предметами. Здесь нужно полное осознание качеств в окружающих нас сущностях этого мира и свобода кисти, дабы не быть ничем ограниченными в художественном полёте кисти.
4 随类赋彩 «Следуя за категориями, передавай цвет»
Осознание принципов визуального восприятия, колористика. Осознание принципов создания монохромной и колористической композиции из пятен. Умение видеть и ощущать цвет.
5 经营位置 «Действуя согласно законам пространства, определяй положение [объекта на рисунке]»
Управление структурой рисунка. Понимание законов передачи пространства. Умение составлять композиции.
6 传移模写 «Передавая образцы, меняйся в изображении».
Умение резонировать со всем пейзажем сразу. Умение правильно копировать, не впадая в состояние “ксерокса”, а каждый раз пропускать через себя, присутствовать в этом процессе до конца.
Спасибо, пытаюсь осмыслить и прочувствовать) основу китайской живописи…
Однако, в Википедии упоминается о том, что
“Хотя шесть законов существовали с давних времён, было немного людей, которые могли осуществить их все. С древности и до наших дней были мастера искусные в одном или в другом…”
2urgency
Благодарю за интересную информацию.