Северный и Южный традиционный Китай: парковая культура
Первая статья из цикла “У-син путешествие в Китай весной 2012 года”.
Зародившись в провинции Шаньси, китайская культура равномерно распространялась от центра концентрическими кругами, обретая при этом разную специфику на юге и севере страны. Современная столица Китая находится на севере. Китайское название Пекина переводится как «Северная столица». Южно-китайские диалекты и языки, а их большое количество, непонятны ни иностранцу, ни северянину, а ведь свой наивысший культурный подъём Китай пережил во времена династии Южная Сун, чья столица находилась в городе Ханчжоу, на юге страны. Пекин и Ханчжоу являются двумя концами важнейшей торговой магистрали древнего Китая , самого большого искусственного строения средневековья – «Великого канала».
На обоих концах канала – в Пекине и в Ханчжоу мы побывали во время нашей арт-поездки весной 2012 года. Кроме того, в первой части поездки нам повезло побывать в городе Су Чжоу, который долго являлся парковой столицей Китая, своеобразным Петергофом для китайской знати. Именно с него и началось наше парковое арт путешествие.
Видео Су Чжоу
В одном из парков Су Чжоу мы нашли дворик Бонсаев. Так как мы были там ранней весной, то мы могли видеть, как десятки маленьких мэй хуа в горшочке цветут и это зрелище было невероятной красоты. Ну и, конечно же, маленькие сосенки не могли нас не впечатлить.
Видео Бонсай.
По-китайски слово “Бонсай” звучит, как “Пен Цзин” и переводится, как “деревце в горшке”. Практика выращивания этих растений была перенята знатью эпохи Тан у буддистских монахов и позже стала крайне популярна в японской культуре. Из китайской традиции украшение парка пенцзинами никуда не уходило и мы до сих пор можем созерцать эти чудесные создания, что мы и делали во время нашего арт-путешествия в Китай. Юг и север всегда соревновались друг с другом. Прежде всего, в роскоши дворцов и парков. Первым по размеру и красоте долго считался императорский дворец династии Южная Сун в Ханчжоу, расположенный вдоль берегов знаменитого озера Си Ху, где выращивают и сегодня чай Лун Цзин, что переводится, как “колодец дракона”.
ВИДЕО ХАНЧЖОУ
Императоры Манчжурской династии Цин ревновали к Ханчжоу и учинили недалеко от Пекина строительство одного из самых масштабных парков в истории человечества. Речь идёт о И Хэ Юане, дворце и искусcтвенном озере, вырытом специально по императорскому приказу. Это один из моих любимых парков, там я бывал уже далеко не один раз. Вот ссылки на отчёты о предыдущих посещениях этого парка.
посещение парка И Хэ Юань в апреле 2011
посещение Пекина в апреле 2010
А вот и видеоролик про наши посещения И Хэ Юань.
ВИДЕО И Хэ Юань
Одним из достаточно ярких атрибутов китайского парка являются странной формы камни, которые часто являются центром композиции китайского парка. Эти странные для взгляда европейца камни также являются одним из главных сюжетов китайской традиционной живописи. О том, откуда пошла традиция украшения парка этими камнями мне рассказала моя учительница по традиционной живописи го хуа.
Знаменитый император династии Сун Хуэйцзун был также прекрасным художником, музыкантом и поклонником многих искусств. Его первый министр как-то раз показал ему невероятной формы камни, что располагались по берегам озера Тай Ху. Императору камни очень понравились, так как формой они напоминали те самые горы, которые любили изображать мастера жанра шань-шуй (горы воды). Эти камни и поныне зовутся 太湖石 «камни с озера тай ху».
Император повелел несколько этих гигантских камней переправить к нему в его императорский парк, расположенный за несколько сотен километров от озера Тай ху. Камень, в миниатюре копирующий пейзаж Шань Шуй, был дополнением китайского парка, который в своей целостности должен был символизировать природу в миниатюре. Ведь Пен Цзин (Бон сай) – был гигантским деревом в миниатюре, а камни с озера Тай Ху стали являть собой горный ландшафт в миниатюре. Таким образом, китайский средневековый аристократ, не выходя из собственного дворика, мог наслаждаться столь любимыми горными пейзажами, от которых был оторван по долгу службы.
Задача по транспортировке этих больших камней оказалась достаточно сложной для исполнения. Единственным возможным способом перевезти эти камни была речная транспортировка. Но камни оказались слишком велики, а мосты слишком низки. Кроме того, право на разработку и перевозку этих камней оказались в руках у авантюриста Чжу Мяня 朱勔 который решил, что лучше будет разрушить все мосты, которые ему мешают и на этом неплохо заработать. Мосты по всему южному Китаю были разрушены, но не восстановлены, так как госсредства разошлись по частным карманам, что вызвало, в итоге, экономический кризис на юге Китая, который часто называют одной из причин падения династии Сун. Сам император художник Хуэйцзун закончил свою жизнь в плену у северных варваров Чжурчженей.
Название этого явления花石纲 хуа ши ган стало в китайском – именем нарицательным, несущим в себе негативный аспект неоправданного расточительства. Правнуками Чжурчженей были Манчжуры. Они покорили китайскую империю 500 лет спустя после падения династии Сун. И мода на извилистые камни не прошла. Именно манчжурские императоры учинили строительство двух самых крупных императорских парков Пекина – И Хэ Юань и Бэй хай, где сегодня находится самая большая коллекция камней с озера Тай Ху. Ниже вы найдете видео весеннего парка Бэй Хай 北海, одного из самых знаменитых памятников тантрического буддизма на территории Китая.
ВИДЕО бэй хай.
Продолжение цикла “У-син путешествие в Китай весной 2012 года”.
Несколько раз бывал в Китае. С большой теплотой вспоминаю эту чудесную страну с ее трудолюбие народом, талант которого и трудолюбие стали в разных странах нарицательными. Особенно запомнился в Сычжоу парк “Скромного чиновника” Подборка материалов автора свидетельств о художественном вкусе, доброй и чувственной душе.