Серия картин 13 Щербакова Андрея “Императорские Карпы”. Как создавались картины




Это один из 3-х постов посвящённых серии картин “Императорские карпы” Щербакова Андрея:
- Видео ролики с картинами серии “Императорские карпы”
- Рассказ о том, как создавались картины серии “Императорские карпы” (Данный пост)
- Фотографии картин серии “Императорские карпы”

Китайская живопись, го-хуа, Золотые карпы, у-син, Живопись у-син, китайские карпы

В мае 2011 года я закончил новую серию из 13 картин, посвящённую карпам. Она написана на свитках высочайшего качества. Рисунки, сделаны на китайской «рисовой» бумаге xuan и обрамлены в золотой шёлк. Размер картин: более 1.5 метра в вышину и около 0.5 метра в ширину. Картины выполнены при помощи живописи у-син, также я использовал приёмы китайской традиционной живописи го-хуа. Каждая картина украшена каллиграфической надписью, созданной с применением разных стилей китайской каллиграфии.

Я крайне благодарен Оле Кинёвой, арт директору нашей школы за прекрасные фото и дизайн фотографий картин этой серии. Дело в том, что сделать так, чтобы фото картины передавало всю красоту оригинала – не проще, чем написать саму картину. В деле фотодизайна – крайне много деталей. Видео, в котором демонстрируются картины, нам помог сделать Александр Смольянинов.

Читайте ниже о том, как создавались эти картины:

Почему карпы?

Императорский Карп – одно из самых любимых животных на Востоке. В Китае их начали разводить в императорских прудах ещё в эпоху династии Тан (6-9 век н.э.). И до сих пор вы найдёте в Китае и Японии множество парков, где можно полюбоваться карпами самых диковинных расцветок. Там же можно и покормить этих чудо рыб, наблюдая за тем, как они резвятся у поверхности воды.

В апреле 2011 года, во время нашей месячной поездки в Китай, мы побывали не в одном таком парке. Часто карпов разводят в буддистских монастырях. В апреле 2011 года, во время нашей месячной поездки в Китай мы побывали в Шанхайском храме Нефритового Будды. В этом храме, у небольшого прудика с лотосами я встретил самых дружелюбных карпов. Они давали гладиться, будто коты и кушали прямо с рук, чуть выныривая из воды. Как после этого не влюбиться в этих чудесных рыб?

Какова символика Карпов в китайской живописи?

Изображая любое растение или живое существо, китайский художник всегда имеет в виду его символическое значение. Данная традиция связана с привычкой китайцев воспринимать картину, как фен-шуй талисман, наделённый своей функцией в общей энергетической конструкции жилища.

Карп это очень многозначный, но целостный символ. В общем случае, он символизирует достижение успеха и материального благополучия. 2 Иероглифа 鯉魚, обозначающие “карп”, читаются как li yu, что созвучно иероглифам «сила» и «благополучие». Это соответствие даёт нам первый ключ к расшифровке символики карпа.

В древности китайцы заметили, как карпы, идущие на нерест, восходя по Хуан Хэ, перепрыгивали пороги. Умение идти против течения и преодолевать препятствия на своём пути наделило этих рыб в глазах китайцев невероятной силой. Издревле известна легенда, согласно которой карп, перепрыгнувший порог, превращается в дракона (дракон был всегда символом императора и верховной власти). Такие пороги в китайской традиции начали называть «вратами дракона». В средневековом Китае экзамен, который чиновники проходили, дабы получить более высокий ранг называли «вратами дракона», а сами чиновники отождествлялись с карпами, у которых был шанс превратиться в дракона. Именно по этой причине рисунок карпа, выпрыгивающего из воды, является благопожеланием успеха при прохождении испытания.

В связи с этим, в китайском языке даже утвердилось благопожелание состоящее из двух иероглифов: 成 cheng – успех, успешная трансформация  и 龍 long – дракон. Вместе это значит “превратиться в дракона”. Именно эти 2 иероглифа составляют китайское имя известного актёра и ушуиста Джеки Чана. Если вы прочтёте биографию этого человека, то поймёте, что он полностью реализовал предначертание, данное ему именем и выбился “из грязи в князи”, преодолев все испытания.

Именно этими 2-я иерогифами 成龍 украшены 2 картины серии “Императорские карпы”, изображающие карпов в стремнине:

“Стать драконом” картина первая,Стать драконом” картина вторая

Карп одет в блестящую чешую, что часто отождествляли с воинской кольчугой. Поэтому рисунок карпа, перепрыгивающего через порог, считают благопожеланием успехов на поле брани. Картина “Путь воина”, изображающая карпа, выпрыгивающего из воды, украшена иероглифами, содержащими фрагмент сунь-цзы – известного древнего наставления военноначальнику. Эта картина является благопожеланием победы в противостоянии.

Когда я вернулся из Китая в мае 2011, то столкнулся с тем, что мой мир сильно изменился. Я попал в стремнину перемен и чувствовал необходимость выйти на новый уровень, перепрыгнув врата дракона, подобно карпу. И возможно именно это побудило меня написать серию картин с карпами. Сразу скажу, что всё удалось, и после написания этой серии состоялся успешный выход на новый уровень: карп превратился в дракона. Теперь перейдём ко второй части символа.

Символ карпа – это также и «благополучие».

Для большинства населения Китая карп всегда был символом материального благополучия. По всему Китаю до сих пор карпов разводят в небольших озерцах, как источник питания. Мясо карпа всегда считалось деликатесным. Как и любая другая рыба, карп мечет икру в больших количествах, что можно считать символом плодородия и щедрости. Цвет чешуи намекал на драгоценное золото – гарант благополучия. Именно эту идею благополучия отражают 2 картины серии про императорских карпов: “Благожелательные карпы” картина первая и Благожелательные карпы картина вторая

Если карпов рисуют с лотосами, то это явный буддистский символ. Рыба в воде свободна от ограничений и является символом буддистского освобождения из колеса сансары. Лотос также отождествляется с пробуждением. Так что изображаемые в паре карпы и лотос являются символом успеха в духовных исканиях. Эту символику отражают 2 картины: Встреча под лотосами картина первая и Встреча под лотосами картина вторая.

Карпы образуют устойчивые пары и поэтому также являются символом любви. Эту идею отражают 3 картины:
Парное счастье
Встреча под лотосами картина первая
Встреча под лотосами картина вторая

Лично для меня карп также является достаточно важным символом. Ведь по западному гороскопу я рыба и с детства чувствую большую тягу ко всему, что связано с водой. С ранних лет я полюбил плавание. В детстве я часто ходил с дедом на рыбалку и очень любил играть с пойманными рыбами. В школьные годы принял участие в морской яхтенной экспедиции, во время которой много дней провёл в открытом море без берегов. И до сих пор я очень люблю любые водные процедуры. Отдыхая, всегда первым делом стремлюсь искупаться в местных водоёмах, будь то горные алтайские озёра с ледяной водой или португальское побережье Атлантики.

Кроме того, рыба всегда для меня была символом установления контакта с пренатальной энергией, символом погружения в глубины моего личного океана бессознательного, на дне которого я всегда находил громадный ресурс. Возможно, именно поиски этого ресурса меня привели к исследованию способов изображения воды в разных её состояниях. 2 картины серии я украсил самым моим любимым фрагменом Дао Дэ Цзин: “Высшая добродетель подобна воде”, именно так я и назвал 2 картины серии:
“Высшая добродетель подобна воде ” картина 1 и “Высшая добродетель подобна воде” картина 2. Данная серия также содержит картину “Мудрая черепаха” с другой цитатой из Дао Дэ Цзин “Знающий людей – мудр. Занющий себя – просветлён”.

Ещё одной причиной, побудившей меня написать эту серию, были интерьерные фэн-шуй соображения. Вернувшись из месячного путешествия в Китай, я увидел на стенах нашего Центра Живописи у-син, на Чистых прудах, суровые монохромные зимние пейзажи. А на улице уже зарождалась робкая московская весна. Я всем телом чувствовал, как зимние пейзажи диссонируют с окружающей меня энергией. Хотелось чего-нибудь тёплого, позитивного, динамичного. Императорские карпы на золотых свитках как раз подошли.

Также обращу ваше внимание, что большинство картин содержит 3 печати: Первая – моя именная, содержит иероглифы моего китайского имени, вторая – содержит надпись “У-син” – название нашей техники и третья печать содержит всё ту же мной любимую фразу “Высшая добродетель подобна воде”.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                    

Автор:

Комментариев (3) на «Серия картин 13 Щербакова Андрея “Императорские Карпы”. Как создавались картины»

  1. Ирина пишет:

    Спасибо,символический мир притягателен и хранит много тайн.Поиск символического значения карпа в ин-те (после рисования карпов на занятии) привел меня к Вашим постам.))

Ваш комментарий