Регулярные группы постоянного самосовершенствования по Сакральной китайской каллиграфии
На регулярной основе в школе живописи у-син проходят занятия «сакральная каллиграфия» Ведёт занятия Щербаков Андрей. На занятиях мы знакомимся с философскими, мистическими и даже магическими основами китайской каллиграфии.
Слоганом этого «курса» вполне может стать выражение 妙笔回根 «Волшебство кисти возвращает к истокам» (другой вариант: «мастерская кисть возвращает к истокам»).
Занятия каллиграфией в Школе живописи у-син призваны привести через путь кисти к сокровенному. Через написание иероглифов мы приходим к той самой внутренней истине, которая понятна, лишь когда мысли и слова уходят.
Эти занятия невозможно свести к простому написанию китайских иероглифов или оттачиванию техники работы с кистью. Всё это безусловно приходит, но это глубоко вторичный эффект практики.
Задача курса – проникновение в тайны магической тайнописи китайской культуры, в осмыслении кисти, как проводника между миром обыденного и мистическим пространством сакрального. Именно для этих целей когда-то использовалась каллиграфия. Ведь изначально искусством писания иероглифов владели лишь жрецы и шаманы древнего Китая и лишь затем уже иероглифы стали использоваться в качестве официальной письменности. Считалось, что иероглифы – небесные символы и их написание – есть сакральный ритуал облечения небесной воли в земную форму. Именно поэтому всю историю Китая сопровождает крайне трепетное отношение, как к иероглифам, так и к каллиграфии.
Иероглифы извечно являлись священной ценностью для китайской цивилизации, священным даром древних «совершенномудрых». В течение пяти тысячелетий искусство писания иероглифов являлось центром композиции как светской, так и мистической культур. Именно письменность китайцы считали основой культуры, ведь по-китайски культура это «вэнь хуа» 文化, что можно привести, как «перемены в письменах».
Теперь о конкретике. Что же мы изучаем на уроках «сакральной каллиграфии»?
- Прежде всего, это приближение к состоянию внутреннего покоя, и повышение чувствительности. Без познания этих аспектов невозможно писать по-настоящему.
- Конечно же, мы учимся работать с кистью, тушью и бумагой. Учимся правильной позиции тела.
- Мы изучаем 5 основных способов написания китайских иероглифов 篆书 чжуань шу, 隶书 ли шу, 楷书 кай шу, 行书 син шу, 草书 цао шу. При этом, начинаем мы с самого древнего почерка «чжуань шу».
- Пишем иероглифы центральных понятий китайской культуры: 寿 долголетие-бессмертие, 福 благополучие, 道 дао, 徳 дэ и т.д
- Мы пишем фрагменты таких древних сакральных трактатов и притч, как древний канон перемен И-Цзин 易经, основополагающий даосский трактат Дао Дэ Цзин 道德经 мудреца Лао Цзы 老字, Лунь Юй论语 Конфуция孔子 и т.д. Также изучаем столь важные тексты для китайского буддизма, как Сутра Сердца 心经 Мы пытаемся постичь суть древних учений, через путь кисти.
Очень интересная статья, Андрей! Видно, что ты очень увлечен этой темой. Желаю глубинного познаний и творческих открытий!
Кисть,небесные символы,проникновение…- и мир божественный нам дарит откровение.Спасибо.