Пекин. В гостях у художников
Начало рассказа тут.
Целью нашего арт путешествия было не только рисование в горах Циюншань, но и знакомство с китайскими художниками. В этом отношении Китай уникален. Ведь там можно увидеть «вживую» те промыслы, которые тысячелетиями создавали славу стране. Многие из них сосредоточились на знаменитой художественной улице Пекина Лю Ли Чан 琉璃厂. Мы провели на этой улице не один день, посещая музеи и выставки, зависая в многочисленных художественных магазинах и магазинчиках, наблюдая ювелирную работу каллиграфов, художников и камнерезов, разглядывая и пробуя в действии различные кисти и другие художественные атрибуты.
Прямой противоположностью улице Лю Ли Чан является улица современной живописи «798». Если на Лю Ли Чан вы найдёте прошлое китайской живописи, то на 798 – её настоящее. Вся улица «усеяна» небольшими творческими мастерскими современных художников. В одной из них мы познакомились с художницами, крайне заинтересовавшимися нашей живописью У-син. Художницы показали нам свою трёхэтажную арт-галлерею. Самая главная продемонстрировала искусство игры на китайском инструменте Гу Цинь古琴. Китаянка также сообщила мне, что принципы создания мелодий на Гу цинь так же соотносятся с 5-ю элементами У-син.
Затем она мне сказала, что мне обязательно надо встретиться с её учителем, который живёт за городом. Она сообщила, что учитель – мастер по ушу (тайцзицюань), скульптуре, живописи, каллиграфии, чайной церемонии, поэзии, архитектуре, лепке и т.д. Перспектива встретиться с таким человеком меня крайне заинтересовала. До этого я не встречал китайца, который одновременно практикует столько разных искусств, обычно современные китайцы – мастера лишь в чём-то одном, а тут столько всего сразу. К тому времени я уже привык, что в Китае ничего бесплатно не бывает и спросил, сколько будет стоить аудиенция у мастера. Оказалось – бесплатно, мастеру просто интересно пообщаться с европейцами, увлечёнными изучением китайских традиций.
На следующий день мы были в доме у Мастера Фэн Джун Юнь 冯钟云. Это было целое поместье, находящееся в стадии реконструкции. Архитектором и автором проекта этого величественного поместья выступил сам Мастер. Судя по тому, что мы видели, форма отношений у мастера с учениками – традиционно китайская. Когда мы приехали в гости, на участках поместья работало множество человек. Они сажали саженцы бамбука, мэй-хуа, хризантемы, сосны, ухаживали за молодыми бонсайчиками, подготавливали прудики для императорских карпов.
Мастер подозвал двух молодых людей, – это были его ученики. Один уже стал мастером Тайцзи цюань, второй преуспел в искусстве игры на флейте и других духовых инструментах. Вместе они показали такое! Лучше вам это увидеть вживую.
Флейта:
…и Тайцзи:
За чаем мы неспеша провели несколько часов рассуждая о живописи, боевых искусствах и о том, как всё это переплетается посредстам философии пяти элементов У-син.