Пейзажи Щербакова Андрея в стиле эпохи “Южная Сун”-2
Почти все пейзажи, написанные в эпоху Сун – монохромны. Хотя первые образцы китайской пейзажной живописи были наполнены цветом. Пример тому – один из самых древних пейзажей, написанных в эпоху Тан 618-907. Речь идёт о знаменитом пейзаже Ли Чжадао “Путешествие императора Минхуана в Шу”, изображающей бегство императора династии Тан Сюань Цзуна от восстания Ань Лушаня.
Восстание Ань Лушаня и стало одной из причин большого культурного разворота как в китайской, так и во всей дальневосточной традиции.
Великий поэт и каллиграф эпохи Тан Ван Вэй 王維 (699 – 759 гг) вынужден был укрываться от восстания Ань Лушаня в чань-буддийском монастыре. Там он, выходец из высшего света, несколько лет пребывал в аскетичном быту буддийского монастыря и познал все прелести этой простой жизни.
В один из зимних вечеров Ван Вэй взялся за кисть, он хотел написать священную сутру, но горный пейзаж в снегу был столь прекрасен, что Ван Вэй предпочёл при помощи туши и каллиграфических приёмов изобразить этот аскетичный пейзаж, который заменил ему сутру.
Так и родилась традиция аскетичного монохромного пейзажа, равносильного священной сутре. Когда Ван Вэй вернулся в свет, после нескольких лет нахождения в монастыре, он воспел неприхотливый быт буддийского монаха в своих стихах и картинах.
Так исключительно буддистские практики: чаепитие, создание миниатюрных деревьев-бонсаев и многое другое, стали проникать в жизнь китайского светского общества. Многие стали равняться на Ван Вэя, его стиль живописи и стихосложения.
Мой самый любимый стих Ван Вэя написан на картине, которую вы можете увидеть ниже.
Сижу один
в бамбуковой глуши
И вторю свистом
циневой струне.
В лесу густом
не знает ни души,
Что посветить
луна придёт ко мне.
перевод Бориса Мещерякова
Этот стих описывает столь любимое многими китайскими поэтами и художниками состояние созерцания тишины наедине с природой, где-то на горном склоне, под сосной или бамбуком…