Отчет о первом занятии курса пейзажной живописи
В субботу 2 –го ноября состоялось первое занятие по пейзажной живописи у-син. Ниже вы увидете работы учеников этого курса, сделанные на первом занятии. На этот раз курс пейзажного самосовершенствования мы начали с исследования стилистических и графических основ пейзажной живописи. Наша задача была такова: нарисовать всю картину при помощи одного типа линий. Это была линия древнего почерка чжуань, которая также употребляется для изображения гексаграмм книги перемен И-цзин.
Начали мы с изображения одной из самых благоприятных гексаграмм Книги перемен – 11-й гексаграммы 泰 «тай». Сама по себе эта гексаграмма является пейзажным символом. Три верхние черты (самые янские позиции) – разорваны и являют собой максимально иньскую триграмму «Кунь» (Земля), а три нижние черты (максимально иньские позиции) – непрерывны и являют собой максимально янскую триграмму «Цянь», – небо. Тем самым эта гекстаграмма являет собой – классический китайский пейзажный образ – «земля выше небес», «горы над туманом».
Кроме того, этот знак часто ассоциируется с творчеством и расцветом, ведь две части этой гексаграммы максимально стремятся сблизиться друг с другом. Верхняя триграмма Кунь – опуститься вниз, а нижняя триграмма Цянь – воспарить в небеса. Рисование гесаграмм помогает также наработке каллиграфического и художественного мастерства, ведь при изображении этих древних знаков следует обращать внимание не только на сами черты, но и на расстояния между ними.
Далее, при помощи того же типа линий мы изобразили древним стилем Чжуань шу 篆书 иероглифы 山 гора и 水 вода. Вместе эти два иероглифа являют собой названия пейзажного жанра китайской живописи 山水 шань шуй – «горы воды». При этом интересно, что у иероглифа Шань (Гора), который находится сверху в древнем его написании, центр композиции смещён вниз, а у нижнего иероглифа Шуй (Вода) всё наоборот – композиционный центр наверху. Тем самым каллиграфическая надпись отражает суть гескаграммы Тай.
При рисовании иероглифов стиля Чжуань, особое внимание стоит обращать на расстояния между линиями и следить, какова динамика пустот между линиями в иероглифе.
Точно также мы поступили и с линиями, изображающими горное дерево. Мы отследили динамику. В кроне витраж линий максимально дробный, а у ствола – расстояния между линиями максимальны.
Абсолютно так же можно построить геометрию гранитной горы, нарисованной при помощи всё той же линии каллиграфического стиля Чжуань шу. Так и получается, что если смотреть на расстояния между линиями, и воспринимать рисунок не как совокупность изображений объектов, а просто как сетку из линий, можно увидеть много интересного и понять, как строится стиль целостного произведения искусства, включающего в себя и пейзаж, и каллиграфию.
Рисунки, которые вы видите, были сделаны на бумаге Сюань горчичного цвета, привезённой мной в мае из Китая.
Очень классно и познавательно!
Да, согласна. Очень интересно!
Рад, что понравилось. С каждым новым пейзажным курсом я познаю эту тему всё глубже и каждый раз пейзажи звучат по-разному…
+
Хорошая группа на пейзажи собралась – Такие умнички :_