Метафорическое значение символа Школы живописи У-син




живопись, живопись У-син, китайская живопись, тушь, знак, школа живописи У-син
Знак Школы живописи У-син – это стилизованный иероглиф 畫, “hua”, “живопись”, написанный в древнем стиле “Чжуань”. За много тысячелетий своего существования иероглиф “живопись”, претерпел значительные изменения. Сегодня существует, как минимум пять способов написания этого иероглифа. Вот фрагмент из каллиграфического словаря:
hua, живопись, живопись У-син, знак, китайская живопись, тушь, школа живописи У-син

Знак Школы живописи У-син, производный от самой древней версии иероглифа “живопись” (2-й справа), он подобен ребусу, имеющему множество уровней смысла, о которых мы попытаемся рассказать ниже.
Этот иероглиф включает в себя 2 ключевых иероглифических ключа: “bi” (Кисть), размещённый в верхней части иероглифа:
живопись, живопись У-син, знак, китайская живопись, тушь, школа живописи У-син
и стилизованный под крест 5-и стихий у-син иероглиф “tian”, “поле” в нижней части иероглифа:
tian, живопись, живопись У-син, знак, китайская живопись, тушь, школа живописи У-син

Оба эти символа важны для живописи У-син. Кисть – это инструмент, при помощи которого мы рисуем, и с ним всё ясно. При чём же здесь поле? Иероглиф “поле” на русском обычно озвучивают, как “тянь”, этот иероглиф – один из двух, которые образуют знакомое многим понятие “даньтянь”. Дань тянь – это название энергетических центров человека, которых, в соответствии с представлениями современных даосов, у человека 3: верхний, нижний и средний. Но самые древние даосские тексты упоминают лишь о первом, нижнем “дань тяне”.

Дословно “Дань тянь” можно перевести, как “киноварное поле”. Киноварь – это такая паста красного цвета, цвета крови. Кровь в Китае отождествлялась с жизненной силой. Тянь – это поле. Считалось, что даосское самосовершенствование непременно связано накоплением жизненной силы, а сам процесс самосовершенствования сравнивался с выращиванием урожая на поле. Успешная работа на этом поле давала свои плоды. Среди них самым важным была “пилюля бессмертия” – цель даосских практики внутренней алхимии.

Эта пилюля рождалась в области живота тогда, когда человек синхронизировал в себе Янские и Иньские энергии, энергии неба и земли. Работа с “верхними энергиями” была связана с развитием ума и сознания. Нижний же центр развивался при помощи постоянной практики. Поэтому и образ для него был выбран понятный любому крестьянину – поле, на котором надо постоянно пахать.

Знание этих общих принципов даосской внутренней алхимии и даёт нам ключ к пониманию символа живописи У-син. Верхняя часть иероглифа, каллиграфический ключ “кисть” даёт нам полную разгадку. Этот символ содержит в себе послание: “Работа кистью в живописи у-син -это инструмент накопления жизненной силы, это инструмент внутренней алхимии”. И действительно, именно самосовершенствование в процессе создания художественного произведения является самым важным для художника, пишущего в жанре живописи У-син. Результат уходит на второй план.

В этом чтении символа можно увидеть явные пересечения с первым из 6-и основных принципов (лю фа) китайской живописи, сформулированных знаменитым китайским художником Сэ Хэ в 6-м веке н.э. Этот принцип гласит: “Ци рифмуется с движением” или ещё один вариант перевода: “Ритм дыхания рождает движение”.

Знак Школы живописи У-син – красного цвета, будто нарисован киноварью или является киноварным оттиском печати. Это обстоятельство намекает именно на однозначное прочтение иероглифа поле “тянь” в контексте понятия “дань тянь”. При этом стилизация ключа “поле” имеет важную функцию в понимании всего символа. Если вы присмотритесь, то увидите в нижней части иероглифа крест, расходящийся в 4-х направлениях от центра, что является древним символом Усин – 4 направления света и центр. В данной стилизации иероглиф тянь, даже больше похож на свастику, чем на крест. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у-син (wu xing) можно перевести как 5 движений, 5 энергий, что говорит о динамичной, а не статичной природе 5-и китайских стихий. Динамика вращения выбрана – по часовой стрелке, она – янская, созидающая. И в этом нет ничего удивительного, ведь живопись – это созидание.

Так что знак живописи у-син, ставший логотипом нашей Школы живописи У-син, имеет глубокую символическую природу, и может быть прочтён, как послание: “Занимаясь живописью, практикуй искусство внутренней алхимии, синхронизируйся с 4-я сторонами света и 5-ю стихиями у-син”.

Авторы идеи логотипа Школы живописи У-син: Щербаков Андрей, Оля Кинёва.
Воплощение идеи, дизайн логотипа: Оля Кинёва.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Комментариев (6) на «Метафорическое значение символа Школы живописи У-син»

  1. Юлия Зима пишет:

    Андрей, очень интересная статья! Как раз решила попрактиковать каллиграфию, а эта статья очень вдохновляет к более осознанному занятию этим искусством. Надеюсь, что теперь иероглиф “живопись” будет получаться у меня все более и более гармоничным :)

  2. Kiera пишет:

    Очень здорово, что у Школы появился свой символ! Мне кажется, это очень важно. Когда рождаются такие цельные и гармоничные знаки, мне кажется, это говорит о том, что направление для движения выбрано верное :))

  3. начинающий каллиграф пишет:

    Очень красивый и наполненный смыслом знак получился .

  4. Арткадр пишет:

    Какая красота и слава богу так далеко от политики. Спасибо.

Ваш комментарий