Китайская сакральная каллиграфия – курс Щербакова Андрея




Дорогие друзья, приглашаю Вас присоединиться к группам по китайской сакральной каллиграфии и вместе исследовать таинственные, мистические и загадочные глубины одного из самых древних искусств в мире, которому на сегодняшний момент около четырёх тысячелетий. Речь идёт об искусстве писать китайские иероглифы.
TiUc6CZn7uc
Вот уже около 7 лет я изучаю китайскую каллиграфию. За это время учился у многих мастеров этого искусства, как китайцев, так и русских. У каждого из мастеров свой подход к преподаванию китайской каллиграфии.

Кто-то делает акцент на технике владения кистью, кто-то на изучении китайского языка. Когда я начал преподавать каллиграфию, долго искал, какой именно аспект следует донести в первую очередь, что именно поставить в центр композиции курсов по китайской каллиграфии. И естественно, этот поиск был связан с внутренним вопросом – что мне самому интересно в китайской каллиграфии?

Китайская каллиграфия содержит в себе очень много аспектов:
- Знакомство с состоянием внутреннего спокойствия, внутреннего равновесия
- Особая техника владения кистью, овладевая которой каллиграф становится просто асом в этом деле, кисть в руке после этого просто танцует
- Целостное восприятие абстрактного образа, т.е. умение видеть иероглиф, как целостность из чёрных линий и пустот между ними
- Лингвистический аспект, изучение китайского языка
- Путешествие во времени. Когда мы пишем иероглифы так, как их писали тысячелетия назад, мы прикасаемся к ткани времён давно минувших
- Возвращение к архетипу, познание «истинных понятий», зафиксированных в иероглифах. Пишем иероглиф Дао – познаём, что есть Дао. Пишем иерглиф Дэ – познаём Дэ.

Мои долгие поиски увенчались успехом, когда аспирант пекинского художественного вуза Ли Ся, преподававшая мне каллиграфию, произнесла фразу: «В высших учебных заведениях китайцы начинают изучать каллиграфию с древнейших почерков». Так я и решил построить курс – начинать с иероглифов древних эпох и затем приходить постепенно к изучению других стилей. Итак, мы начинаем с изучения древних, самых архетипического стиля Чжуань, пишем иероглифы так, как их писали тысячелетие до нашей эры.

Обычно мы начинаем с искусства писать при помощи кисти самые архетипические для китайской цивилизации знаки – спирали древних узоров и знаки одного из древнейших письменных памятников в истории человечества – книги перемен И Цзин 易经.

И здесь мы касаемся одного из самых важных аспектов китайской каллиграфии, нивелированного со временем. В Китае к иероглифам относятся совсем не так, как в Европе – к буквам. Ещё в начале XX века, иероглифы было запрещено выбрасывать. Вышедшие из употребления плакаты и книги сжигали в центре города по специальным ритуалам, тем самым возвращая на небеса божественные письмена. Истоки иероглифов – в древних шаманских магических символах. Многие иероглифы в базе своей – амулеты.

Такие иероглифы часто называют «благопожелательными».
Самые известные из них:

壽 долголетие, пожелание доброго здравия (бессмертие)
福 благополучие
祿 знатность
富 богатство
成(功) успех
囍 счастье для двоих
順 пребывание в потоке
樂 пожелание радости
吉祥 удачи

Именно на изучение этих иероглифов, их разных способов написания мы и направляем наше внимание в первую очередь. Прежде всего, изучаем их в древнем почерке Чжуань 篆, которым писали иероглифы до II века до н.э..

Китайская каллиграфия крайне богата на различные стили написания иероглифов.

После изучения почерка Чжуань, мы берёмся за другие стили:
Ли Шу 隶书, который использовался во времена династии Хань II век до н.э.- II век н.э.;
Уставный почерк Кай шу 楷书, ставший основным после прихода к власти династии Тан в VI веке;
Художественные почерки Син Шу 行书 и Цао Шу 草书.

В течение нашего курса мы также затрагиваем ещё один любопытный аспект искусства писать иероглифы – искусство чувствовать иероглифы, искусство воспринимать их глубинный посыл.

Это может быть интересно всем, кто изучает Живопись у-син, ведь когда пишешь иероглифы пяти первостихий, постигаешь их качества на глубинном уровне. Что добавляет глубинного понимания очень многих аспектов мироздания.

Дабы Вы могли прикоснуться к теме китайской сакральной каллиграфии и качествам инь ян и пяти стихий, публикую нижеследующие видеозаписи.

Базисом современного стиля каллиграфии “кай шу” являются 8 черт иероглифа “юн” 永 вечность, об особенности написания этих черт так же есть видео урок.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Комментариев (6) на «Китайская сакральная каллиграфия – курс Щербакова Андрея»

  1. Татьяна пишет:

    Спасибо большое!!! Хотелось бы продолжения. Есть ли возможность пройти он-лайн курс или преобрести записи. Возможно у вас есть рекомендации о литературе или видео материале на русском языке?
    Татьяна.

  2. Sabira пишет:

    Андрей, скажите пожалуйста, можно писать на любой бумаге? Или надо специальную для каллиграфии?

    Спасибо,
    Сабира

    • Андрей Щербаков пишет:

      Сабира, конечно же когда есть аутентичные материалы (китайская бумага для каллиграфии которую у нас называют рисовая) – это хорошо, но в отсутствии их используйте писчую бумагу номер 2 сероватая она, если и этой нет, ну что же… используйте обычную мелованную для принтера.

  3. Анна пишет:

    Андрей, а можно как-то обучиться китайской каллиграфии? Актуальны ли у вас в настоящее время курсы?

Ваш комментарий