Китайская пейзажная живопись в эпоху Мин 明
Эпоха Мин, установившаяся с падением династии Юань, стала новым периодом расцвета Срединной империи. Как и в прошлые эпохи, этот расцвет сопровождался гигантскими строительными проектами. Именно в эту эпоху была возведена большая часть Великой Китайской стены, дошедшей до нас сегодня, был возведён Пекин и его знаменитый Запретный Город, очищен и продлён гигантский Великий Канал длинной в 2470 километров.
Период правления династии Мин (1368 – 1644) совпадает по времени с эпохой Ренессанса в Европе. Исторический и культурный контекст перемен, имевших место в ту эпоху в Европе был созвучен аналогичному в Китае.
Историческим фоном европейского ренессанса были парусные экспедиции в Индию и Америку. За 100 лет до экспедиций Вазко да Гама и Колумба, в 1405 году Китай предпринял собственную, морскую экспедицию Чжэн Хэ, дошедшую до берегов Индии и Африки. Многие историки часто говорят, что у Китая эпохи Мин был большой шанс опередить Европу в её колониальных устремлениях.
Ренессанс в Европе всегда связывали с появлением интереса к человеческому телу и эротическому жанру в живописи и литературе. В Китае эпохи Мин также можно найти эти проявления. Ниже вы видите пример эротических картин эпохи Мин:
Эти эротические картины писались в сопровождении к эротическим романам, популярным в ту эпоху. Подобно расцвету литературы, сопровождавшему европейский ренессанс, эпоха Мин также стала временем написания крупнейших и самых известных китайских романов: «Путешествие на запад», «Троецарствие», «Речные заводи». Ренессанс в Европе связан с возвращением культуры к её античным истокам, в культуре эпохи Мин, также достаточно ярко звучал мотив «возвращения к корням».
Многие полотна древности переписывались с учётом контекста «нового времени». Вновь стал популярно изображение придворных дам – жанр, который не привлекал внимания живописцев со времён династии Тан. Ниже вы увидите фрагмент картины художника Цю Ина «утро в ханьском дворце» (всю картину целиком
Достаточно характерно выглядит «ремейк» знаменитой картины эпохи Мин «праздник чистоты и ясности над рекой». Сравните 2 варианта. Эпохи Сун и эпохи Мин:
Желание возродить прошлое и придать ему новое звучание отразилось и на пейзажной живописи эпохи Мин. Крайне известны и популярны были сине-зелёные пейзажи. Признанным мастером этого жанра в эпоху Мин стал вышеупомянутый художник Цю Ин, апеллировавший в своих работах к сине-зелёным пейзажам эпохи Тан.
Также известным мастером сине+зелёного пейзажа был Лань Ин:
Династия Мин воцарилась в 1368, окончательно укрепившись на троне лишь в начале XV века. Со времён падения династии Южная Сун уже и прошло более 100 лет и столица империи давно переместилась на север, в Пекин. Но за это время местоположение культурных столиц не изменилось. И на закате династии Мин это были 2 самых главных города Южной Сун – Ханчжоу и Су Чжоу. Именно выходцы из этих двух городов и были ведущими художниками эпох Сун, Юань и Мин. Безусловно, между этими двумя культурными столицами существовала определённая конкуренция, вылившаяся в формирование двух основных художественных школ династии Мин. Речь идёт о школах У пай 吴派 и школа Чже пай 浙派.
Название этих школ произрастает от названий провинций, центром каждой из которых были 2 культурные столицы Китая: Хань Чжоу (провицний Чже Цзян) и Су Чжоу (столица бывшего царство У).
Школа Чже, происходила из бывшей столицы династии Южная Сун, города Ханчжоу. Школа в основном представлена произведениями художника Дай Цзиня 戴進(1388—1462) и его подражателей. Дай Цзинь и другие мастера школы У писали в стиле мастеров эпохи Южная Сун, совершенствуя и оттачивая полюбившийся к тому времени всем стиль.
Блестящим примером мастерства Дай Цзиня является работа «пейзаж с ветром дождём и лодкой». В этой работе Дай Цзинь оживляет достаточно статичный стиль мастеров эпохи Сун Ма Юаня и Ся Гуя, крайне живо передавая природное явление:
Работы Дай Цзиня как бы перекидывают мост от живописи мастеров Южной Сун и эпохи Юань к работам более поздних эпох. Другим замечательным примером создания такого моста являются работы Ван Лю 王履 – даоса, врача и отшельника, чья жизнь равномерно делится между эпохами Юань и Мин. Мы уже говорили о его творчестве в главе, посвящённой пейзажной живописи эпохи юань. Ван Лю знаменит своими пейзажами священных гор Хуашань.
Художники школы Чже обеспечивали связь поколений, предпочитая придерживаться стилей старых мастеров, но наступление новой эпохи Мин требовало новых стилистических решений. Прелюдией к созданию нового стиля пейзажа стали пейзажи художника, писавшего на закате эпохи Юань. Его звали Ван Мэн и он известен, благодаря своим скрупулезно выписанным пейзажам, наполненных деталями «до краёв». Эти пейзажи замечательны своей колористикой. В пейзажах предыдущих эпох мы встречали либо монохромный пейзаж, либо сине-зелёный, но Ван Мэн в начал применять разные цвета, «расцвечивая» монохромный пейзаж совершенно разными красками.
Опираясь на стиль Ван Мэна и других мастеров, знаменитый художник эпохи мин Шень Чжоу沈周 создал новое направление в китайской пейзажной живописи. Именно он известен как основатель школы У.
Пожалуй, колористический стиль пейзажа именно этой школы стал титульным для эпохи Мин. Помимо Шань Чжоу основными мастерами школы У считаются Тан Инь, Ци Ин, Лань Ин
В более поздний периода династии Мин, уже ближе к её концу на базе идей пейзажной школы У выросла новая, так называемая «Хуатинская школа», по названию города в южном Китае, который сейчас является районом Шанхая. Основной фигурой этой школы является известный пейзажист и художественный критик эпохи Мин Дун Ци Чан 董其昌.
Будучи последователем живописи интеллектуалов (вэньжэньхуа), Дун Цичан развивал теории, созданные в период Юань и Мин, связывая творческий процесс с духовными практиками чань буддизма. Вокруг Дун Ци Чана сформировалась целая плеяда замечательных мастеров: Сун Сю (1525 — после 1605), Сунь Кэхун (1532-1611), Чжао Цзо (ок. 1570 — после 1633), Шэнь Шичун (работал ок. 1607—1640 годов) и другие.
Приведём их картины
Zhao Zuo, 董其昌 Чжао Цзо
wen zhe ming 文徵明 Вэн Чже Мин
Sun Kehong Сунь Кэ Хун
Chen Ji ru Чень Цзи жу
Спасибо.Интересно!
Неожиданным оказались вкрапления эротических мотивов в пейзажную живопись))
А всё таки в эпоху Мин пейзаж стал более такой чувственно колористический, как считаешь, Ир?
Согласна.
Спасибо Андрею за такую гигантскую проделанную работу. Буду ждать еще))