Китайская пейзажная живопись в эпоху Цин 清
Династия Цин, как и династия Юань – была варварской династией. Но если Юань – монгольская династия, то Цин – манчжурская. Господство Манчжуров длилось около 250 лет, с 1644 по 1911 и представляет из себя крайне неоднозначный и трагичный период. Её история начинается с завоевания Китая династии Мин манчжурами, начавшегося в 1644 году. В течение 30 лет Манчжуры смогли завоевать весь Китай а также Монголию, Тибет и часть Средней Азии. XVIII век стал золотым веком Манчурской династии Цин. Но последовавший за ним XIX век стал одной из самых страшных и унизительных для Китая эпох, связанных с разграблением Китая опиумными, разрушительными народными восстаниями, полной деградацией власти и европейской колонизацией.
И здесь снова повторим тезис о том, что затяжной политический кризис способствовал выходу искусства на новый этап развития. Живопись эпохи Цин невероятна богата на различные стили и творческие эксперименты. Творчество пейзажистов этой эпохи крайне разнопланово.
Большинство художников первой половины династии Цин, в той или иной степени, ориентировались на стиль художника эпохи Мин Дун Ци Чана董其昌. Но каждый из цинских художников стремился охватить как можно более широкий стилевой диапазон пейзажей.
Достаточно типичным для цинской эпохи служит творчество 4-х пейзажистов, каждого из которых звали Ван, именно поэтому эту группу художников называют «4 Вана».
Это Ван Ши Мин王时敏
Ван Хуэй王翬
Ван Юань Ци王原祁
Ван Цзянь王鉴
Творчество 4-х Ванов является частью более широкой группы 6 мастеров ранней династии Цин, включающей, кроме творчества Ванов, художника стиля цветы-птицы Ю Шоу Пина и ещё одного известного пейзажиста У Ли吴历.
Картины У Ли吴历:
Жизнь У Ли достаточно примечательна, его биография – свидетельство одной очень важной точки, к которой прошла многотысячелетняя история Китая. К тому времени уже как 100 лет весь мир был вовлечён в эпоху географических открытий. В середине XVII века контакты Китая с европейскими путешественниками, торговцами и миссионерами приняли уже регулярный характер. Именно тогда и начались первые шаги двух культур навстречу друг другу.
У Ли 1631—1718 родился и жил в эпоху перемен. Династия Мин переживала катастрофу, вокруг полыхали крестьянские восстания, манчжурские завоеватели двигались с севера, покоряя город за городом, провинцию за провинцией. Срединную империю охватил хаос. Такое случалось и не раз до этого, как только империя вступала в сложный период, многие знатные и образованные люди стремились найти прибежище в искусстве и религии. Таковым был и художник У Ли с одним лишь исключением – в качестве прибежища он избрал не даосизм или буддизм, а христианство. В 1675 принял крещение с именем Симона Ксаверия и в 1688 был рукоположен в священный сан и стал первым епископом-китайцем.
Впрочем, на первых порах взаимодействия интерес двух культур друг к другу был взаимным. Об этом нам рассказывает биография другого, весьма известного в Китае художника, по имени 郎世宁 Лан Ши Нин (1688 — 1766). Это имя он получил в 1715 году. Его имя при рождении было Джузеппе Кастильоне, он родился в Милане, где получил прекрасное художественное образование, но избрал жизнь иезуитского миссионера и именно в этом качестве попал в Китай в 1715. Творчество Джузеппе очень понравилось Императору Сюанье 玄燁, правившему под девизом Каньси 康熙, его наследникам и приближённым. Джузеппе активно изучал китайскую традиционную живопись и стал первым художником, соединившим европейскую и китайскую живописные традиции.
Творчество Джузеппе крайне разнопланово и включает как работы в стиле “цветы и птицы”, так и портреты императорской семьи. Но здесь приведём лишь его пейзажные работы:
Джузеппе также известен благодаря тому, что привнёс в китайскую пейзажную культуру жанр батального пейзажа, столь любимый европейскими королями той эпохи:
Джузеппе также стал архитектором первого китайского императорского дворца в европейском стиле. Некоторые свои работы он отправлял в Европу, чтобы создать гравюры. Именно благодаря ему Европа познакомилась и полюбила китайскую живопись и архитектуру, именно с него начинается знаменитый европейский стиль подражания китайской культуре, так называемый «Шинуазри».
Как и монголы династии Юань, для китайцев манчжуры были варварами. Не желая служить завоевателям, многие представители китайской интеллигенции ушли в монашество. Если У Ли нашёл убежище в стенах христианской церкви, то многие другие предпочли более традиционные для Китая буддизм и даосизм.
История искусства Китая знает четыре великих художника-монаха династии Цин.
Это Чжу Да朱耷 (1626- 1705), Хун Жень弘仁 (1610—1663), Ши Тао石涛(1642 -1707) и Кун Цань 髡殘 (1612-1674)
Из всей четвёрки мастеров–монахов наиболее известен Чжу Да朱耷 (1626- 1705) часто его называют под псевдонимом Ба Да Шан Жень. Он был отпрыском императорской фамилии династии Мин и в 1648 укрылся от наступавших манчжурских войск в буддистском монастыре. Они известен своим эксцентричным поведением, говорят, большую часть жизни он провёл в обете молчания и общался с миром лишь при помощи картин, написанным в очень ярком, ни на что не похожем стиле.
Ниже Вы можете увидеть пейзажи Чжу да.
Биография другого известного мастера-монаха эпохи Цин Ши Тао石涛(1642 -1707) имеет ту же основу, что и жизнь Чжу Да. Кстати, Ши Тао дружил и много лет состоял в переписке с Чжу Да. Часто один посылал другому незаконченную картину, чтобы тот завершил целостность. Ши Тао происходил из дворянского рода династии Мин. Весь этот род погиб в борьбе с манчжурами, его спас слуга, отнёсший Ши Тао в буддистский монастырь, где художник и провёл первые годы жизни. Но ближе к концу жизни перешёл в даосизм, и остаток жизни прожил в одинокой хижине в горах.
В своих пейзажных произведениях Ши Тао доходил до предела изобразительных возможностей, которые даёт китайская живопись. Ши Тао старался как можно экспрессивнее выразить основные идеи чань-буддизма и даосизма.
Творчество и жизнь художника и буддистского монаха Хун Женя弘仁 (1610—1663) часто сопоставляют с мастером эпохи Юань Ни Цзанем倪瓚 (1301–1374). Оба они жили в эпоху перемен, связанных с иностранным завоеванием, оба отрешились от дел, предпочтя монашеский скит «миру красной пыли», оба нашли прибежище в живописи пейзажей, наполненной пустотой, тишиной и спокойствием. Хун Жень выработал свой неповторимый стиль, базировавшийся на работах мастеров чаньской живописи эпохи Южная Сун:
Ну и последним из четвёрки знаменитых мастеров–монахов эпохи Цин является буддист Кун Цань 髡殘 (1612-1674). Если Хун Жень и Ши Тао в своём творчестве ориентировались на художника эпохи Юань Ни Цзаня, то Кун Цань предпочитал мастера той же эпохи Юань Ван Мэна
Конечно же, среди интеллигенции нашлись и те, кто согласился встать на службу завоевателей-манчжуров. Они стали придворными художниками. Пейзажи, написанные светскими художниками династии Цин отличаются большим вниманием к архитектуре и к проработке деталей. Приведём примеры работ Чен Цзо陈卓 и Юань Цзян袁江:
Время правления династии Цин вполне можно назвать эпохой китайского импрессионизма в живописи, в том числе, и в пейзажной. Художники начали отходить от традиционной для китайского пейзажа и вообще для китайской живописи проработки и стали писать значительно экспрессивнее, охотнее идти на творческие эксперименты.
Именно во времена династии Цин начался рассвет эпохи китайского пейзажного имперссионизма. Хотя корни этого художественного явления можно найти в более ранних произведениях мастеров последних десятилетий правления династии династии Мин.
Приведём примечательную картину художника Лань Ин 蓝瑛; (1585—1666). Пейзаж написан крайне экспрессивными мазками, с применением смелой цветовой палитры.
Одним из первых представителей китайского пейзажного импрессионизма называют художника Сюй Вэя徐渭, жившего также во времена династии Мин и позже ставшего вдохновителем знаменитого мастера XX века Ци Байши.
Продолжением идей китайского импрессионизма стали произведения мастеров династии Цин. Мы уже видели крайне неординарный стиль пейзажной живописи мастеров-монахов Ши Тао и Чжу Да, но у их дела нашлись продолжатели. Те, кто дал китайскому пейзажу новое звучание.
Речь пойдёт о крайне известной группе художников эпохи Цин из города Янчжоу, так называемых «Восьми чудаках из Янчжоу».
揚州八怪 «Янчжоу ба гуай» (Восемь чудаков из Янчжоу) – это имя, которым более поздние историки китайской живописи нарекли творчество череды художников из города Янчжоу, писавших в крайне экцентричном стиле. Почти все они были выходцами из бедных семей и представляли класс мастеровых художников, писавших на продажу.
Группа восьми чудаков Янчжоу не имеет четкого состава и определенных хронологических рамок. Художники писали в разных сюжетах и стилях. Кто-то предпочитал живопись цветов и птиц, кто–то пейзаж. Членами череды восьми чудаков традиционно считаются художники:
•Ван Шишэнь (汪士慎) (1686—1759);
•Гао Сян (高翔) (1688—1753);
•Ли Фанин (李方膺) (1655—1755);
•Ли Шань (李鱓/李鳝) (1682/1686—1755/1757);
•Ло Пинь (罗聘) (1733—1799);
•Хуан Шэнь (黄慎) (1687—1768);
•Цзинь Нун (金农) (1687—1763/1764);
•Чжэн Се (郑燮) (1693—1765/1766).
Из этой группы своими пейзажными работами прославились следующие художники:
Цзинь Нун (金农)
Ван Ши Шень (汪士慎)
Гао Сян (高翔)
Хуан Шэнь (黄慎)
Чем ближе приближался конец династии Цин, тем выразительнее становился китайский пейзажный импрессионизм. Империя испытывала большие сложности, традиционная китайская культура переживала кризис. Вся культура переориентировалась на поиск новых решений, в том числе, и пейзажная живопись. Будучи современниками Ван Гога и Дега, китайские художники конца XIX века всё чаще предпочитали яркие краски и упрощение формы.
Приведём работы нескольких художников позднего периода династии Цин.
Цянь Ду 钱杜
Жень Сюн 任薰
Ой,читать-не перечитать,смотреть-не пересмотреть…
Интересно!Спасибо.
Читала,что за схожесть судеб Сюй Вэя называли “китайский Ван Гог”.
Ира, да это так! Сюй Вэя часто с Ван Гогом сравнивают. А так вообще, да… Большое разнообразие картин нам дала эпоха Цин. Но впереди XX век и эпоха модерна в китайском пейзаже
Да, Андрей, очень большая исследовательская работа! Очень интересно! Если созерцать по одной картине в день, то как раз наверное на год хватит В большом массиве картин главное не “перекушать” глазами, созерцать с чувством, толком и расстановкой. Я не знаю может быть ты и знаком с трактатом Ши Тао о живописи, вот на всякий случай ссылка, мне понравилосьhttp://usinart.ru/62811e/XEVHSQMWS+bdt7fihxvps7TmGFBRRAZTGxhdT0MLWERbQVpKUBQXXgxLQ1NeG1BHCA4=/ написано возвышено и очень глубоко.
Похоже ссылка неправильно отобразиласьhttp://usinart.ru/62811e/XEVHSQMWS+bdt7fihxvps7TmGFBRRAZTGxhdT0MLWERbQVpKUBQXXgxLQ1NeG1BHCA4=/
Похоже ссылку здесь нельзя опубликовать, вот название “Беседы о живописи монаха Горькая Тыква» («Хуа юй-лу хэшан Ку-гуа»), принадлежит кисти крупнейшего художника и теоретика искусства конца XVII — начала XVIII в. Ши-тао.
Юля, спасибо! Класс, будем читать Ши Тао. очень интересно. Цзин Хао, кстати, – изумительная в своё время статья была тоже про живопись.
Юля,опубликуйте,пожалуйста,ссылку в Фейсбуке.