Как правильно сидеть и держать кисть




Сегодня мы начинаем ежедневную публикацию видеоматериалов из раздела, ранее бывшего доступным только по оплате. Пользуйтесь, учитесь и приходите к нам в Школу для систематического обучения.

Живопись у-син имеет много общего с другими практиками внутренней алхимии, большинство из которых мы привыкли называть Ци Гун 气功, Нэй Гун 内功 или Дао Инь. В живописи у-син, как и во многих других практиках внутренней алхимии, большое внимание уделяется успокоению ума, освобождению от внутреннего диалога и концентрации на состоянии «Здесь и сейчас».

Внимание человека, практикующего живопись у-син, должно быть направлено не только на процесс творения произведения, но и на следующие аспекты: Дыхание, Положение тела и то, как держать кисть.

Как правильно сидеть на стуле:

Как правильно сидеть в позе лотоса:

Как правильно сидеть на коленях:

Как правильно держать кисть:

Дыхание

Следует чувствовать и осознавать, как именно вы дышите здесь и сейчас, стараться «опустить» дыхание в живот, расслабив его. То есть дышать больше диафрагмой, чем легкими. На вдохе – расслаблять мышцы живота, на выдохе – едва напрягать, постепенно «выталкивая» воздух. Также следует отмечать разницу температур вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на кончике носа.

Постарайтесь синхронизировать ваше дыхание и движение кистью, почувствовать целостность момента творения. Хотя жестких рекомендаций по соотнесению движений кистью и дыхания я не знаю, советую на первых этапах соотносить мазки с выдохом, а паузы между ними, необходимые для набора туши или краски, – с вдохом. Со временем от такой жесткой привязки можно отказаться.

Положение тела

В даосском представлении мир делится на 3 уровня: уровень земли 地, уровень человека 人 и уровень неба 天. Так же существует субстанция Дао 道, пронизывающая все три уровня. В священном даосском трактате Дао Дэ Цзин сказано: 人法地, 地法天, 天法道, 道法自然 «Человек подчиняется Земле, Земля подчиняется Небу, Небо подчиняется Дао, а Дао руководствуется естеством (другой вариант: Дао – самотаково)».

В живописи у-син считается, что человек не является автором той картины, которую пишет. Удел его – лишь быть гармоничным проводником энергии между Небом и Землей, слушать Небо и быть чувствительным к Земле, тем самым следовать естеству.

Базовые позы для занятий живописью у-син – это базовые позы медитации в трех традициях. Даосская традиция рекомендует медитировать сидя, лицом на север. Очень важно чтобы бедра были расслаблены, угол изгиба ноги в колене достигал 90 градусов, ступни должны быть расслаблены. Спина должна быть прямой, плечи расслаблены и вместе с локтями тяготеют вниз. В то же время, должна ощущаться некая «подвешенность» за макушку. Следует попытаться почувствовать серебряную нить, спускающуюся с неба в нашу макушку и проходящую через позвоночник до копчика. В то время, как плечи и локти стремятся вниз, эта нить тянет вверх.

В течение всего вашего занятия живописью, не стоит забывать о прямой спине и горбится, тем более неверным было бы сидеть «нога на ногу» или пытаться поддерживать голову рукой. Особое внимание обратите на поясницу, следует ее привести в расслабленное, но при этом, прямое вертикальное положение.

Второй известной позицией для занятия медитацией и живописью у-син является сидение «в лотосе», при котором желательно стопы держать повернутыми к небу. Такая позиция ног автоматически закрепляет позвоночник в правильной вертикальной позиции.

И последней популярной позицией для занятия живописью у-син и медитацией, является сидение в традиционной японской позиции, употребляющейся также для сидячей медитации Дза Дзэн. Какую бы вы позицию не избрали, очень важно, чтобы тело, в момент занятий живописью у-син, чувствовало себя комфортно. В то время как первое внимание направлено на то, что делает кисть, второе – на то, как себя чувствует тело. Если вам удалось отследить напряжение в теле, попытайтесь расслабить этот участок, давая внутреннюю команду на расслабление и выводя напряжение вместе с выдохом.
Как держать кисть

В живописи у-син кисть держат также, как и в традиционной живописи го хуа и в китайской каллиграфии. В европейской традиции, как нас учили в школе, стоит ориентировать кисть и ручку от плеча и придерживать ее между указательным и средними пальцами, дабы подчеркивать, что именно автор и никто другой является источником творческого действа. В восточной традиции все немного иначе, кисть здесь – проводник творческой энергии между небом и землей. Роль того кто держит кисть – лишь воспринимать некие творческие потоки Неба, и правильно проецировать их на Землю, тем самым угадывая путь естества.

И хотя в процессе творчества кисть нередко отклоняется от вертикали, стоит стремиться к углу в 90 градусов между черенком кисти и бумагой, дабы черенок кисти смотрел в небо, а ворс кисти – в землю. Но опять же, стоит заметить, что это правило многократно нарушается, ведь самым важным является почувствовать путь естества.

Пальцы, при держании кисти в традиции живописи у-син, складываются в жест «пасть тигра» 虎口: Большой палец – расслаблен, остальные будто веером сложены так, чтобы кончиками ориентироваться на острие кисти. Запястье ориентировано нижней частью к бумаге. При этом держании, кисть ладонь изнутри как бы обхватывает небольшой шар, то сжимая его, то разжимая его. Ведущую роль в таком держании кисти принимают на себя безымянный и средний палец.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

           

Автор:

Один комментарий на «Как правильно сидеть и держать кисть»

  1. Наталия пишет:

    Спасибо! Прекрасные и понятные уроки, возможность творческой релаксации это как-раз то, чего сейчас не хватает в нашей современной жизни.

Ваш комментарий