История китайской каллиграфии.




Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Каллиграфия в Китае всегда считалась важнейшим искусством. В древности создавались иерархические списки “важных искусств” и в них каллиграфия стабильно была на первом месте. Каллиграфия в Китае родилась раньше живописи. Ведь изначально написание иероглифов было магической техникой, которой владели лишь жрецы-шаманы древнего царства Шан-инь (III тысячелетие до н.э.). В те времена они знали, как вызвать дождь написанием соответствующего иероглифа. Иероглифы тех времён действительно напоминают магические знаки, они совсем не похожи на современную нам китайскую письменность. Этот почерк называется “Гу Вэнь”. Меня они завораживают своей первобытной мистической красотой. С тех пор до нас дошла самая мистическая книга Китая – “И-цзин” или “Канон перемен”.

Иероглифы почерком “Гу Вэнь”. Эпоха Шан-Инь (III тысячелетие до н.э.):
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Шань-Инь (III тысячелетие до н.э.):
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Чжоу (II тысячелетие до н.э.):
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Чуть позже иероглифы стали выполнять функцию письменности, которой владели лишь правители, дворяне и первые чиновники древних царств, непрерывно сражавшихся друг с другом. Знание иероглифов и умение их написать стало выдавать в человеке принадлежность к правящей элите. Именно этими иероглифами написаны самые известные нам китайские философские трактаты: Дао Дэ Цзин философа Лао Цзы, притчи Чжуан Цзы, трактат Лунь Юй Конфуция. В те времена не было кисти и бумаги, поэтому иероглифы вырезались на бамбуковых дощечках. Этот почерк называется “сяо джуань”. Эти древние иероглифы сейчас используют лишь для надписей на печатях. Важным событием в истории китайской каллиграфии стал приход к власти Цинь Ши Хуанди (III век до н.э.) – первого императора Китая, который первым объединил весь Китай в одну империю. Империя требовала большого бюрократического аппарата и каллиграфия стала делом чиновника. Тогда же была проведена первая реформа по стандартизации и унификации иероглифов Китая.

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Да Чжуань”. Эпоха Сражающихся царств (VI век до н.э.):
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Иероглиф “Лошадь”, почерк “Сяо Чжуань”. Эпоха Цинь (III век до н.э.):
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Со временем Китай превратился в конфуцианскую империю, в которой всё должно было быть подчинено строгому закону. Именно тогда, в эпоху династии Хань (II до н.э. – II век н.э.), на рубеже нашей эры, родился дошедший до нас закон написания книг (в китайском слово “каллиграфия” дословно переводится именно так). В эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) была изобретена бумага. Теперь иероглифы начали писать кистью при помощи туши. Тогда и был изобретён почерк “Ли шу” – связующее звено между современной нам каллиграфией и древним почерком “Джуань”.

Иероглиф “Лошадь” почерк “Ли Шу”:
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Уже в эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) начал зарождаться уставный почерк “Кай Шу”, при помощи которого мы сейчас учим китайскую каллиграфию. Иероглифы в этом стиле сведены к 8 -10 базовым чертам. Именно с изучения этих черт, вот уже 2000 лет, начинается обучение новичков каллиграфии. С него же начнём и мы на курсе китайской каллиграфии в Школе живописи У-син. Этот почерк стал особо популярен в государственном делопроизводстве Китая в эпохи Тан и Сун. Далее “Кай Шу” был принят за норму в работе с официальными документами Китая. В то же время в Китай проникают идеи буддизма. Написание иероглифов стилем Кай Шу становится одной из практик китайского Чань буддизма.
Дело в том, что в стиле Кай шу невозможно выразить индивидуальность, единственное, что ты можешь – просто безупречно, без привязок и вовлечения создавать заданные уставом формы. Эта идея была крайне близка китайским Чаньским и позже японским Дзен-монахам и практика каллиграфии была интегрирована в быт буддистского монаха.

Иероглиф “Лошадь” – почерк “Кайшу” до реформы Мао Цзэдуна:
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Китайская цивилизация достигла апогея своего величия во времена династий Тан и Сун (VIII – XII века). В те годы китайское искусство поднялось на невероятные высоты. Эпоха Династий Тан и Сун, связана с таким явлением в Китайской культуре, как “неоконфуцианство” – философское течение, которое попыталось подвести общий знаменатель под разными частями китайской культуры. Именно тогда живопись, каллиграфия, поэзия и искусство создания печатей объединяются в единое целое.

Неоконфуцианство объединило не только живопись и каллиграфию. Были попытки объединить воедино и более масштабные части китайской культуры, такие как даосизм, конфуциаонство и буддизм. Неоконфуцианство также создало образ “Сюнь цзы” китайского джентльмена, человека, который может всё. Этому образу стремилась соответствовать вся китайская элита, не исключая императора. В число благодетелей Сюнь цзы были так же включены владение живописью, каллиграфией и стихосложением. Объединив живопись и каллиграфию воедино, мастера эпохи Тан Сун существенно обогатили оба вида искусства. Каллиграфы стремились привнести в ранее академичную живопись понятие каллиграфического приёма и начали писать картины лишь оттенками туши, они создавали объекты на рисунках при помощи быстрого движения кистью. Приём рисования ствола бамбука был построен по аналогии с приёмом написания базовых каллиграфических черт: вертикали и горизонтали.

В то же время и каллиграфию многие начали воспринимать в качестве творчества. Именно тогда настал золотой век китайской скорописи и полускорописи. Эти 2 стиля позволяли каллиграфу выразить свою индивидуальность через творчество написания иероглифов. Скоропись и полускоропись у каждого автора была своя, и часто с трудом напоминала исходный иероглиф, поэтому автору скорописной надписи приходилось часто на тыльной стороне работы подписывать пояснение. Особенно, если речь шла о “бешеной” скорописи, где целый столбец иероглифов мог быть написан одним движением, одной линией.

Иероглиф “Лошадь” – полускоропись:
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Иероглиф “Лошадь” – скоропись:
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

В течение последующего тысячелетия никаких серьёзных перемен и инноваций в китайской каллиграфии не произошло. Перемены пришли вместе с XX веком и эпохой революций. Революция принесла и реформу китайской письменности эпохи Мао Цзэдуна, которая упростила многие иероглифы, в том числе, и иероглиф “Лошадь”, на примере которого мы с вами изучали эволюцию китайской каллиграфии. Реформа китайского языка, проведённая в середине XX века была крайне глубока. Китайцы отказались от традиционного способа написания книг сверху вниз, справа налево и перешли на строчное написание слева направо с применением европейской пунктуации.

При этом, такие страны, как Тайвань и Гонконг, эту реформу не приняли и пишут до сих пор китайскими традиционными иероглифами.

Иероглиф “Лошадь”. “Кайшу” после реформы Мао Цзэдуна:
Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Именно реформированный в XX веке стиль “Кайшу” стал основой для современных печатных китайских иероглифов. Однако до сих пор умение писать иероглифы красиво кистью и тушью крайне высоко ценится в Китае.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                             

Автор:

Один комментарий на «История китайской каллиграфии.»

  1. […] Более подробно ознакомиться с историей китайской каллиграфии можно в статье Школы живописи У-син :        http://usinart.ru/istoriya-kitajskoj-kalligrafii/ […]

Ваш комментарий