Чаньские пейзажи по субботам – отчёт о занятии
29 июля, в субботу прошло очередное занятие по монохромным пейзажам. Вот 2 картины, нарисованные Федотовой Светланой и Желябовой Аллой. На этом занятии мы рисовали известный сюжет китайской живописи – речку с лодочками. Этот сюжет, в контексте чань-буддистской философии понимается, как “переправа через реку страданий. И именно из этого буддистского символа и родился данный вид пейзажа.
Среди произведений мастеров эпохи южная Сун, известной, как расцвет чаньской монохромной живописи, сюжет лодочек в тумане встречается часто. Приведу примеры:
Интересно заметить, что непременным атрибутом этих картин является пустота и туман. Лодочки часто отчаливают от берега явного, прорисованного, дабы раствориться в туманной пустоте. Таким образом чаньские художники иллюстрировали буддистский символ переправы через “реку страданий”, которая происходит каждый раз, когда человек успокаивает возбуждённый ум при помощи медитации “дхаяны”, что с китайского переводится как “чань” и обозначается иероглифом 禪. Японское прочтение этого иероглифа – дзен.
На картинах написан стих “гатха” шестого патриарха Чань Хуэй Нэна, возвращающий нас к одной из самых известных притч. Перескажу эту притчу.
Как-то пятый патриарх Чань буддизма Хун Жень выбирал себе преемника. Он попросил учеников написать стихи о сути Чань. И чей стих будет лучше передавать суть этого понятия, тот и станет следующим патриархом.
Старший ученик Шеньсю сочинил следующий стих:
Тело есть древо просветления (древо бодхи),
Сознание подобно светлому зерцалу на подставке.
Мы должны постоянно трудиться, протирая его,
Чтобы на нем не было пыли!
Стих был действительно глубоким, но когда Хуэй Нэн, который был простым чернорабочим при храме, ознакомился с этим стихом, он попросил записать его ответ. Ответная гатха звучала так:
Корень просветления Будды изначально не имеет древа,
А светлое зерцало не имеет подставки.
Все вещи в мире состоят из пустоты,
Откуда взяться пыли?!
Поздно ночью 5-й Патриарх Хун Жень смотрел гатхи учеников. Он посмотрел на эти 2 гатхи и попросил привести Хуэй Нэна к нему в келью.
5-й патриарх вручил ему рясу бодхидхармы и печать дхармы – символы патриаршества. Так Хуэй Нэн стал 6-м патриархом Чань, даже не будучи обрит, то есть не будучи посвящён в монахи. 5-й патриарх порекомендовал Хуэй нэну ехать к себе домой, на юг Китая и проповедовать там.
Хун Жэнь проводил будущего 6-го патриарха Чань до берега реки и перевёз его на своей лодке на другой берег, что символизировало “переправу на другой берег реки страданий”.
Именно эту знаменитую гатху Хуэй Нэна, сделавшую его 6-м патриархом Чань, я и написал на картинах.
Интересно, что обе работы в этом посте похоже что действительно были глубоко прожиты авторами. Обе лодочки стараются плыть ПРОТИВ течения. Перед первой стена препятсвий из зарослей тросника и камней. У второй путь немного легче – между камнями и травой есть просветы, но путь извилистый…. Я от всей души желаю авторам этих работ преодолеть реки своих страданий, пройти сквозь препятствия и выплыть на читую широкую воду свободного, легкого творчества!
Андрей, спасибо за притчу. Размышлений возникает много после ее прочтения…
Спасибо,интересно и поучительно.
3profundity