Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 4: шестидесяти частный цикл Цзя цзы 甲子 и его внутренняя структура




В предыдущих двух частях статьи я описал логику построения циклов 10 небесных стволов и 12 земных ветвей. В этой небольшой заметке я хочу познакомить читателя со столь важным для китайцев циклом Цзя Цзы а так же пояснить логику, в соответствии с которой, устроен шестидесяти членный цикл Цзя Цзы 甲子, объединяющий и земные ветви, и небесные стволы.

2341234124124

Прежде чем пояснять структура цикла Цзя Цзы 甲子я хочу несколько предложений сказать о важности этого цикла для китайского религиозно – мифологического сознания. Каждый из шестидесяти лет, шестидесяти пар знаков цикла имеют своего божественного покровителя, при этом каждое из шестидесяти божеств одновременно является генералом-защитником года, призванным для этих целей нефритовым владыкой и в то же время представляет один из шестидесяти ликов божества Тай суй 太岁. Сам Тай Суй 太岁 представляет из себя божество, если и не воплощающее Юпитер, то очень сильно связанное с этой планетой. В большинстве даосских храмов существует павильон шестидесяти божеств Тай суй, каждому из которых прихожане и сегодня стремятся поклониться, так что шестьдесят пар знаков цикла Цзя цзы это не просто игры древнекитайского разума. Многим из этих духов древние китайцы придавали гигантское значение и стремились максимально сонастроить свою жизнь с характерами этих божеств.

Без имени-3

Так новые события китайцы стремились приурочить к началу цикла, к первому году со знаками Цзя Цзы . Самым известным таким делом, пожалуй было Восстание жёлтых повязок 184 года нашей эры. Другой очень известный пример связан cо знаками Гэн Шень 庚申 (металлическая обезьяна). В даосско-конфуцианством трактате Тай Шан Гань Ин Пянь 太 上 感应 篇 (на русский язык можно перевести как «трактат Лао Цзы о причинах и следствиях»). Там читаем:

又有三尸神,在人身中,每到庚申日,辄上诣天曹,言人罪过。月晦之日,灶神亦然。

«Есть три духа по имени Сань Ши, которые обитают в телах людей. Когда наступает день Гэн Шэнь, то они являются в небесный дворец и дают отчет о людских преступлениях и грехах».

То же происходит и в год Гэн Шень 庚申. В китайской исторической традиции есть понятие катастрофы года Гэн Щень. Речь идёт о 1860 годе, который прошёл именно под этими знаками. Это был второй год опиумной войны с Англией и Францией, когда войска «заморских чертей», как их называли китайцы, нанесли поражение войскам правившей тогда династии Цин 清. Эффект от первых поражений может быть был бы и не так велик и не обернулся бы такой катастрофой, если бы в народе не пошёл слух, что высадившиеся почти из неоткуда европейские армии, -это и есть те самые духи-демоны, которые уже слетав на небеса, доложив о прегрешениях царствующей манчжурской династии, вернулись дабы забрать у династии Цин 清 небесный мандат. Итого 1860 год обернулся для правившей тогда династии одним из самых тяжёлых поражений в истории Китая, следствием которой стали т.н. «Неравноправные договоры», открывавшие длинную чёрную полосу в истории Китая.

Так что, отметив гигантское психологическое и символическое значение, которым наделяли в традиционном Китае календарь Цзя цзы 甲子сложно приуменьшить.

Вернёмся теперь к структуре цикла. Небесные стволы и земные ветви – оба этих цикла немного различными словами описывают вегетативный цикл, который можно спроецировать на описание любого процесса, с которым мы сталкиваемся в нашей жизнедеятельности. Что же касается различий, то здесь можно заметить, что цикл из 12 земных ветвей чуть ближе к земле, ведь это описание значительно легче применить и к суточному и к годовому циклу и даже к любимому древнекитайскими астрономами двенадцатилетнему циклу Юпитера. Десятилетний же цикл более абстрактен, оторван от конкретики.

Пять циклов земных ветвей и шесть периодов небесных стволов образуют основной шестидесятилетний цикл китайского календаря. Именно он и называется Цзя Цзы. Цзя Цзы это название первых, стартовых знаком этого цикла: небесного ствола Цзя (Дерево Ян) и земной ветви Цзы (Вода Ян). И далее простым перебором получается шестьдесят пар знаков, каждая из которых описывает энергетику года, месяца, дня или двухчасовки.

В предыдущих частях статьи я уже писал, что китайская натурфилософская матрица фрактальна, то есть для разных уровней её целостности применимы одни и те же философские концепции. В этой небольшой заметке я хотел бы новь вернуться к этой теме и рассказать о структуре шестидесятеричного цикла Цзя Цзы и скрытых в нём закономерностях.

Прежде всего заметим, что годы, месяцы и двухчасовки внутри китайского шестидесятичеленного цикла чередуются согласно принципу Инь/Ян. То знаки одного года не могут совмещать в себе скажем янский небесный ствол и иньскю земную ветвь, оба знака всегда относятся к одной полярности. Поэтому годы, месяцы и двухчасовки китайского календаря идут парами. Например, Янский 2014 год со знаками Цзя У , то есть год деревянной лошади был янским и инициировал перемены, а последовавший за ним 2015 год, год деревянной коз, то есть год И Вэй был принимающим. Именно поэтому, как на алтаре, так и на картинах божества Тай Суй 太岁, покровительствующие годам цикла всегда рассажены парами. Янский год представлен Гражданским чиновником, иньский год – военным чиновником.

1000 (1)

Сделав шаг назад, и ещё раз окинув взглядом весь шестидесятилетний цикл, мы увидим, что он чётко делится на две половины по 30 лет, что так же соответствует концепции Инь-Ян.

При этом начинается цикл на границе знаков Гуй Хай 癸亥 (водная свинья) и Цзя Цзы(деревянная крыса), а достигает апогея в знаках Гуй Сы (водная змея) и Цзя У (деревянная лошандь). Отметим здесь, что в знаках, с которых цикл начинался стихии небесного ствола и земной ветви либо совпадают и обе являются Водой , либо небесный ствол находится на позиции порождаемого, то есть стихия ветви Цзы – Вода, а стихия небесного ствола Цзя – Дерево, но и в том и в другом случае и небесная ветвь и небесный ствол находятся в конце предыдущего и начале нового цикла и следовательно они поддерживают друг друга, между ними противоречий нет.

А вот в середине цикла – обратная ситуация. Середина цикла с одной стороны представлена летними, полуденными ветвями Сы (Огонь Инь) и У (Огонь Ян), которые представляют апогей Янской энергии, а вот небесные стволы у них из иной фазы цикла. Это всё те же Гуй (Вода Инь) и Цзя (Дерево Ян), те самые стволы которыми завершается один цикл и начинается другой. Получается, что в полном соответствии с сюжетными традициями художественной литературы, в середине цикла накал страстей – максимален, противоречие и даже противостояние энергий небесных стволов и земных ветвей достигает высшей точки.

циклы 0

То есть китайский 60- летний цикла устроен таким образом, что в первой его янской половине энергии небесных стволов и земных ветвей с каждым шагом всё более рассинхронизируются, а затем, во второй половине цикла их звучание снова, постепенно становится всё более близко друг к другу. И в итоге, в последнем двенадцатилетии энергии земных ветвей и небесных стволов соединяются. Именно в этой, последней, пятой фазе цикла мы встречаем такие пары, как Жэн Цзы 壬子 (водяная крыса), Цзя Инь 甲寅 (деревянный тигр),И Мао 乙卯 (деревянный кролик), Дин Сы 丁巳 (огненная змея), Сы Вэй 己未 (земляная коза), Гэн Шень 庚申 (металлическая обезьяна),Синь Ю 辛酉 (металлический петух). Во всех выше приведённых случаях стихия земной ветви идентична стихии небесного ствола.

Это очень похоже на музыкальное произведение с двумя инструментами, скрипкой и пианином, например. В этом произведении партии, которые они в начале играют в начале соединены, лишь затем с течением времени, мелодии расходятся, инструменты играют разные, но поддерживающие друг друга мелодии, и лишь в конце вновь сходятся в едином порыве, усиливая эмоциональный эффект.

Выше я рассказал Вам про особенности взаимодействия земных ветвей с небесными стволами в последнем двенадцатилетии цикла, а что же с остальными этапами и сколько их? И здесь снова вспоминаем свойство фрактальности китайской календарной системы. Дело в том что пять двенадцатилетий полного цикла взаимодействия стволов и ветвей соотносятся си с пятью первоэлементами у-син и с пятью типами связей, которые есть между элементами этой системы.

Как вы помните, в китайской системе У-син элементы связаны как взаимным порождением 相生, так и взаимным преодолением. Таким образом между первоэлементами системы у-син существуют пять типов отношений в парах, а именно:

1 Если Ваш знак относится к элементу Почва , то другие знаки Почва будут для Вас находиться в позициях партнёрства, либо Би цзянь 比肩«дружеское плечо», либо Цзе цай 劫财«грабитель богатства».

2. Для того же знака знак Почва , знаки стихии Дерево будут для вас относиться к группе, имеющих над вами «власть», контролирующих Вас. Это будут либо Чжен Гуань 正官 «начальствование», либо Ци Ша 七杀, что переводится как «Седьмой[по счёту от вашего знака] убийца».

3. Для нашего знака Почвызнаки элемента Воды будут находиться в позиции приносящих богатство Цай 财 либо истинного богатства Чжен Цай 正财, либо косвенного Пянь Цай 偏财.

4. Знаки Огня относительно вашей Почвы находятся в позиции «Печать» Инь 印. Это та самая печать, которую и сегодня ставят на документы, дабы придать им легитимности. Печать, как и богатство бывает истинным и косвенным.

5. Знаки Металла , относительно вашего знака Почвы будут находиться в позиции творческой реализации и удовольствия Ши Шень 食神, а так же иногда в позиции нападения на вашу власть Шан Гуань 伤官.

01afc1e2da184a66b62391a044035fd8

 

Зная это, теперь мы можем лучше понять содержание пяти двенадцатилетних фаз шестидесятилетнего цикла.

циклы 1

Элемент Дерево . Детство цикла. Период Дерева открывается и закрывается небесными стволами этой стихии. Первая двенадцатилетняя фаза начинается со знаков Цзя Цзы (деревянная крыса) и оканчивается знаками И Хай (деревянная свинья). В течение этого периода стихии большинства небесных стволов находятся к земным ветвям в отношении порождаемых. Небесные стволы здесь опережают, разгоняют рост и развитие земных ветвей, провоцируя их на творческую активность и вместе с тем истощая.

циклы 2

Элемент Огонь . Юность цикла. Этот период открывается и закрывается небесными стволами стихии Огонь Бин и Дин . Начальная и конечные знаки соответственно это Бин Цзы (огненная крыса) и Дин Хай (огненная свинья). Дабы огонь горел, его необходимо подпитывать и большинство небесных знаком этого цикла находятся к земным ветвям в отношении их богатства, что является одновременно и причиной яркого цветения и большой конкуренции с себе подобными.

циклы 3

Элемент Почва . Апогей цикла, здесь цикл проходит свой экватор. Данное двенадцатилетие открывается знаком У Цзы (земляная крыса) и закрывается знаком Цзи Хай (земляная свинья). На этой стадии большинство земных ветвей испытывает со стороны небесных стволов контролирующее воздействие власти. Именно на этом этапе для перемен, инициированных в начале цикла, наступает час истины, здесь перемены проходят испытанием властью.

циклы 4

 

Элемент Металл . Зрелость цикла. Двенадцатилетие начинается и завершается со знаков небесные стволы которых относятся ко стихии Металл, знаков Гэн Цзы и Синь Цзы. Большинству земных ветвей небесные стволы обеспечивают «Печать», мандат на проявление, поддерживая тылы, но при этом здорово тормозя развитие.

циклы 5

Элемент Вода . Конец старого цикла и зарождение нового. Начало и конец этого двенадцатилетнего периода, о котором я уже рассказывал выше инициировано знаками воды Жэн цзы 壬子и Гуй Хай 癸亥. Большинство небесных стволов и земных ветвей этого периода поддерживают друг друга, находясь друг относительно друга в позиции поддерживающего плеча. Это период межвременья, цикл беремен переменами, но они ещё не показали внешних признаков.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Один комментарий на «Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 4: шестидесяти частный цикл Цзя цзы 甲子 и его внутренняя структура»

  1. Anton пишет:

    Цзя Цзы.

Ваш комментарий