Серия МК «Цветы. Лепим и рисуем» («Роза», «Орхидея», «Ветка Мэй-Хуа», «Букет»)
Серия состоит из 4х мастер-классов, каждый из которых объединяет в себе две части. Первую мы посвятим развитию восприятия и формированию более глубокого и полного ощущения цветка научившись его лепить. Вторую половину используем для развития личностного творчества и формирования своего опыта творчества, воплотив свой чувственный образ цветка в рисунке.
Вдохновили меня на эти занятия два человека: Оля Петрова, которая познакомила меня с волшебством лепки из японской полимерной глины CLAYCRAFT от DECO©, и Александр Александрович Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, главный редактор журнала “Искусство в школе”, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, лауреат Премии правительства в области образования и член Союза художников РФ, труды и книги, которого я сейчас с огромным интересом изучаю.
По итогам МК вы забираете с собой цветок и картину.
Для чего будем лепить?
Ощущения и восприятие – наши чувственные образы, они составляют начальный, исходный момент в процессе познания мира человеком.
Первичным звеном познания являются именно ощущения. Ощущения имеют огромное значение в нашей жизни, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром и являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому помогают сохранять наше тело в здоровом состоянии.
Со времен Аристотеля выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей его среде: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. На занятии по лепке мы уделяем в большей степени внимание осязанию и его развитию, дополнив это запахами, наблюдением, а иногда вкусом и звуками.
Именно этот букет ощущений мы привыкли называть восприятием. Восприятие это наш с вами познавательный процесс отражения предмета или явления в его целостности, формирующий нашу внутреннюю картинку мира. Результатом процесса восприятия становится построенный нами образ, или другими словами наше субъективное видение реального мира. Получив такой образ человек способен реагировать и действовать, и чем шире и разнообразнее, чем активнее процесс нашего восприятия, тем больше у нас выбора действия или свободы.
Расширить эти границы можно, расширяя и пополняя новым опытом букет своих ощущений, развивая свою чувствительность.
В самом раннем возрасте дети большую часть информации воспринимают тактильно, для чего же нам терять такой эффективный канал получения новой информации, когда мы вырастаем? Ведь не утеряв или воспитав в себе тактильную чувствительность, мы приобретаем навык более свободной ориентации в мире.
Еще в древнем Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Наши руки – это множество рефлекторных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, например, массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Научно доказано (можно прочесть работы Бехтерева В.М.), что простые движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “наш ум находится на кончике пальцев”.
Надеюсь, приведенные выше аргументы сформировали понимание не только «для чего нам лепить?», но и «как это работает?», ведь только осознанное действие – развивает человека. Такое занятие, как лепка, поможет нам активизировать мелкую моторику рук и обогатить наш тактильный опыт, а также, что не менее для меня важно, даст глубинное понимание формы цветка, его структуры, характера, особенности его формирования, его сути.
Для чего будем рисовать?
Мне на моих занятиях часто приходится преодолевать два предрассудка. Первый: большинство людей убеждены, что рисовать нужно и можно только профессионалам, а всем остальным не так уж и нужно, т.к. в обыденной жизни это особо не применить. Второй: мнение, что рисовать не всем дано, а кому дано так сразу с самого рождения. На мой взгляд это тотальное заблуждение.
Наше современное общество однобоко ориентировано на развитие рационально-логического мышления, об остальном люди либо забывают, либо бесконечно откладывают на потом. Привыкнув к разделению, последовательному выстраиванию систем своих представлений, большинство людей совсем разучились использовать второй способ постижения мира, отношения к миру, целостно-образный или чувственный. Гармоничному развитию соответствует баланс этих двух граней, ведь нам с вами нужно и то и другое.
Если развивать только рациональную сторону, то это ущербное развитие, и ущербность скажется не только в том, что человек не станет живописцем, музыкантом или актером, это скажется на всей его жизни. Ведь часто можно наблюдать, что у человека «голова работает», но он душевно недоразвит. И в глубине ему самому не хорошо, хотя на вид и нет на то причин, но душа знает все, и то, что про нее забыли тоже. Если человек душевно недоразвит, и ему чужды человеческие ценности, то чем он более компетентен и успешен, чем лучше он разбирается в своей профессиональной отрасли, тем он опаснее и страшнее.
Напичканный всевозможными знаниями и навыками, он не имеет ориентира, который направляет эти знания либо во благо, либо во зло и для самого человека, и для общества, и для мира в целом. Несомненно, иногда, вопреки статистике, можно вырасти духовно развитым и отзывчивым даже в таких условиях, но в большинстве своем современное общество запрограммировано на бесчувственность и эмоциональную тупость.
Занятия искусствами, живописью в частности, развивают чувственное, отзывчивое, нравственное восприятие мира, помогают не утратить или возродить интерес к окружающему миру. А ведь именно чувственное восприятие это то самое звено, связывающее нас с окружающей реальностью, в которой мы существуем и за которую несем свою долю ответственности. Живопись позволяет сформировать отношение к природе как к живому существу, показывает единство и целостность проявления закона жизни. Когда приходит такое понимание, все начинает решаться естественным путем.
Любому человеку творчество необходимо. Это не уникальная способность, а нормальное состояние здорового человека. Большинство депрессий и неврозов возникают из-за того, что блокируется естественная потребность творчески выразить воплотить внешне то, что внутри. Жить, как один мудрый человек сказал, «изнутри наружу», а не только реагировать на то, что приходит извне. Если эта естественная творческая потребность не получает выхода, то либо творческий дар угасает и это приводит к болезням, либо человек взрывается как бомба замедленного действия асоциальным и уродливым, бессмысленным действием.
Человек растет изнутри, с такой же мощной созидающей силой, как растет трава, которая ломает асфальт у себя на пути. Человеческий потенциал, как энергия дерева требует естественного выхода, трансформации. Такую трансформацию каждый из нас способен осуществить сделав первый шаг, становясь автором собственной картины, например. Так живопись может послужить катализатором творческого проявления человека. Опыт создания картины очень утончает восприятие окружающего мира и способность воплотить что-либо самым простым и доступным для нас образом. Это будет сказываться во всем, что мы делаем в нашей обыденной жизни и как мы это делаем. Ведь, любое наше действие происходит «изнутри наружу», а значит, является творчеством.
Записаться на мастер-классы можно у администраторов школы. При записи на несколько занятий – скидки.
Лера! Очень искренне, тонко и щедро, познавательно. Благодарю за такой подарок – вдохновение