История китайского искусства Часть 2: матрица конфуцианства и образ бамбука

Позвольте представить вам вторую часть “Истории и философии китайского искусства”. В прошлой лекции мы едва затронули тему влияния идей конфуцианства на искусство, а на сей раз нам предстоит обсудить учение “Жу Цзя” 儒教, как конфуцианство называют в Китае – несколько подробнее.

В этом видео я расскажу о базовых иероглифах конфуцианства культура “вэнь” 文,конфуцианство Жу 儒,ритуал Ли 礼,сыновья почтительность Сяо 孝,Искренность и доверие Синь 信,справедливость И 义,преданность чжун 忠

Чуть подробнее поговорим о поэтической матрице китайских текстов, образе бамбука и послушаем игру на Гуцине господина Пан Мэна – учителя игры на Гу Цинь из города Тунси провинции Аньхой.

Автор:

Образ культуры Вэнь 文 в китайском искусстве

Одним из ключевых понятий в Китайской традиции является “Вэнь” 文, этот иероглиф на русский язык чаще всего переводят как “Культура”. Но Термин Вэнь в действительности значительно шире. Вэнь это так же и письменные знаки, сродственные с узором трещенок на камнях, узором следов птиц на мокром песке и облачными завитками, они тоже “Вэнь” 纹, но в этом случае к исходному иероглифу добавляют слева “шёлк”.

Понятие Вэнь включает в себя не только образованность, но и изящность, утончённость, интеллигентность. Внутренне и внешнее изящество объединяет понятие “Вэнь” 文 с образами бамбука, цапли и журавля.

Этому качеству покровительствует одно из самых почитаемых божеств в Китае, которого зовут Вэнь Чан Ди Цзюнь 文昌帝君 – покровитель учёности, просвещения и каллиграфии.

В этой композиции я постарался увидеть его образ. Для неё я использовал как нефритовый сосуд неолитической культуры “Ци цзя”, так и фарфоровые сосуды династий Сун, Мин и Цин.

Бамбук, Китайская живопись, Вэнь, Китайская культура

Автор:

История китайского искусства часть 1: Вступление, образы Конфуцианства, Даосизма и Буддизма.

Стремлюсь, лечу, спешу поделиться с вами долгожданной новостью. Только что я опубликовал первую часть, первый ролик, который можно было бы назвать “Вступление во введение в историю китайского искусства”. В этом небольшом видео я вкратце осветил то, как основные идеи китайской философии связаны с миром форм искусства поднебесной.

Друзья, это начало большой серии, впереди много интересного!

Автор:

Нефритовая орхидея

Нефрит, почему его так любят и ценят в Китае? Прежде всего из-за того ощущения которое он дарит людям. Расскажу о нём. Камень, содержащий нефрит очень сложно отличить от обычного булыжника. Лишь везение и интуиция позволяет резчику по камню угадать, что внутри серой породы скрывается сочный, маслянистый, зеленовато бледная порода. Момент открытия нефритового сердечника в камне подобен тому, как если бы вы несколько дней подымались по сухим безжизненным скалам, пробрались сквозь расщелину в горе и нашли там прозрачные бирюзовые воды сокрытого в райской лощине озера.
Наполняющие силами, исцеляющие тело, утоляющие жажду глотки чистейшей воды их этого озера подобны действию Нефрита. Нефрит подобен действию стихий Воды и Дерева. Это камень, дарящий весну телу и духу.

Эта композиция, составленная из китайской дикой орхидеи, посаженной в нефритовый сосуд династии Цин, слева и справа от которого располагаются фигурки божеств неолитической культуры Хуншань и танцующие девушки династии Хань.

Надпись состоит из иероглифов 玉兰花, что значит “Нефритовая орхидея”.

На заднем плане озеро из долины Цзюйжайгоу 九寨沟, провинция Сычуань.Дикая Орхидея

Автор:

Композиция- притча

Друзья, сегодня я хотел бы познакомить Вас с композицией- притчей, которая в свою очередь намекает на известную китайскую пословицу 螳螂捕蝉,黄雀在后 táng láng bǔ chán huáng què zài hòu “богомол хватает цикаду, а позади него воробей”.
Приведу всю притчу:
«Государь царства У [Фу Ча] решил идти походом на владение Чу и объявил своим приближенным: «Кто осмелится возражать, того ждет смерть». Среди придворных был некий Шао Жуцзы, который и хотел бы выступить с возражениями, но не решался. Тогда он запасся ловушкой для птиц и стал бродить по дворцовому саду. Роса промочила его платье, поскольку он всю ночь провел в саду. Так продолжалось три дня, пока уский ван не спросил: «Где ты так сильно промочил свое платье?» Шао Жуцзы ответил: «В саду был камыш. На нем сидела цикада. Цикада сидела высоко, жалобно пела, пила росу и не знала, что сзади притаился богомол. Тот уже изогнулся всем телом, собираясь схватить цикаду, не ведая, что рядом с ним притаился воробей. Воробей вытянул шею, намереваясь заглотнуть богомола, не подозревая, что его поджидала моя клетка. Все трое желали выгоды для себя, не обращая внимания на угрожавшую им опасность». Уский ван сказал: «Хорошо», после чего отменил свой поход».

Эта композиция составлена из бронзового сосуда из царства У, камышей, цикады, богомола, воробья и китайской антикварной клетки для птиц.

Фоном служит картина императора династии Сун Хуэй Цзуна.

 

Автор:

композиция, посвящённая мифу о сотворении корейского народа

Когда я опубликовал первые несколько видео о разнице культур Японии и Китая, которую можно почувствовать при созерцании их искусства, сразу же появились запросы на Корею. В чём же состоит корейская специфика? Видео на эту тему я ещё не подготовил, но готов дать ответ при помощи так полюбившихся мне коллажей.

Это не просто коллаж произведений корейского искусства, в эту композицию зашифрован миф о сотворении корейского народа.

Согласно легенде, у Властелина Неба Хванина (кор. 환인, 桓因) был сын Хванун (환웅), который хотел жить на земле среди долин и гор. Хванин позволил сыну с 3000 последователей спуститься на гору Пэктусан, где тот основал Синси (신시, 神市), Город Бога. Вместе со своими министрами дождя, облаков и ветра Хванун установил законы и моральные нормы для людей, научил их различным ремеслам, медицине и возделыванию земли.

Тигр и медведица молились Хвануну чтобы стать людьми, услышав их, Хванун дал им по 20 долек чеснока и стебельку полыни, сказав им есть только эту священную еду и избегать солнечного света в течение 100 дней. Тигр не выдержал и вышел из пещеры после 20 дней, однако медведица осталась и вскоре превратилась в женщину. Женщина-медведица, (Уннё, 웅녀, 熊女), была благодарна и сделала подношения Хвануну. Но вскоре Уннё стала грустить и просила возле священного дерева Синдансу (신단수, 神檀樹) чтобы у неё был ребёнок. Хванун, тронутый её просьбой, взял её в жены и вскоре она родила сына, названного Тангун Вангом (단군왕검). Тангу́н Ванго́м (кор. 단군왕검?, 檀君王儉?) — легендарный основатель государства Кочосон (Древний Чосон), считающегося первым корейским государственным образованием. На коллаже присутствуют все персонажи этой легенды: любимый корейцами Тигр, Медведица, Чеснок. Присутствие Тангуна символизируют два корейских иероглифа 단군.
Тигр, Медведь и Тангун

Тигр, Медведь и Тангун

Автор:

Китай vs Япония часть 2

Во второй части видео про сравнение Китая и Японии мы поговорим прежде всего о ключевой разнице двух культур, обусловленной тем, что и “основные акторы” творения культуры различались. Этот выпуск можно было бы назвать китайский чиновник vs японский самурай.

Автор: