Максим Парнах о сути живописи у-син
Идея пяти стихий (у-син) — это матрица, на основе которой строится жизнь в природе, обществе, семье и государстве. Действия пяти стихий мы увидим в традиционном китайском календаре, в медицине, в восточных единоборствах и практике фен-шуй. Читая стихи китайских поэтов, рассматривая живописные свитки, вспомните о пяти стихиях, и вы обнаружите новые смыслы и чувства в этих произведениях.
Рассмотрите схему. Слова «дерево», «огонь» и т. д. – это обозначения характера, действия стихии. «Дерево» – рост, развитие структуры. «Огонь» – выход энергии, кульминация, проявление себя, самоотдача («пожар сердца» – В. Маяковский). «Почва» – многочисленность, неустойчивое объединение из мелких элементов (крона дерева, куча песка, семена), зарождение нового. «Металл» – чёткость и постоянство формы (кристалл, трава, иголки сосны, крылья бабочки). «Вода» – изменчивость формы (облака, дым), подчинение формы внешним воздействиям.
Только один пример.
Дерево породит Огонь, то есть стебель или ветка дорастут до появления листьев и цветения. «Преодоление» Деревом Почвы означает, что Дерево возьмёт у Почвы энергию, воспользуется её качествами: лепестки цветка мельче стебля, листьев больше, чем веток.
Пять стихий — это пять стилей, действий, этапов. В живописи это — пять действий художника, пять разных движений руки с кисточкой. Почва — отпечатывание кисточки, первичное, элементарное действие, кисточка только прикладывается к бумаге (аналогично точке в геометрии).
Дерево — передвижение кисточки от точки к точке (аналогично отрезку).
Металл — кисточка ставится в исходную точку и в процессе скольжения по бумаге взлетает, оказываясь над бумагой по окончании движения (аналогично лучу в геометрии).
Огонь — кисточка, совершая дугообразное движение в воздухе, на лету проскальзывает, чиркает по бумаге. Ни начальной, ни конечной точки на бумаге нет.
Вода — кисточка, не задерживаясь ни в одной точке, крутится вдоль своей оси и оставляет на бумаге неровный, непредсказуемый след. Каждое из этих действий исходит из движения определённого сустава руки, держащей кисточку.
Металл. Кисточка может совершить движение по прямой, по дуге, быть длинным или коротким, что достигается локтевым суставом. Но основа «металлического» стиля — взлёт кисточки, исходящий из плечевого сустава. Запястье и пальцы не двигаются.
Дерево. Движение руки с кисточкой исходит из локтевого сустава. Запястье и пальцы неподвижны. Плечевой сустав работает пассивно.
Огонь. Дугообразное движение в воздухе происходит благодаря запястью.
Вода. Пальцы вращают кисточку. Кисточка катается между большим пальцем, с одной стороны, и средним и указательным, с другой стороны.
Почва — отсутствие действия. Кисточка только прикладывается к бумаге в выбранной точке.
Во всех трёх случаях (Огонь, Вода и Почва) плечевой и локтевой суставы только перемещают кисточку над плоскостью картины.
Пять стихий в живописи стали приёмами — способами движения руки с кисточкой, и каждый приём исходит из своего сустава руки.
Металл исходит из плеча, Дерево из локтя, Огонь — из запястья, Вода — из пальцев. Почва — мелкие движения всей рукой.
Значит, в руке художника — все формы и явления природы, все предметы, созданные человеком, и в основе этого единства — у-син, пять «стихий», действий, этапов, стилей жизни.