Композиция
Всеобщих правил для создания композиции не существует. Для каждой картины художник сам выбирает те правила, которые будут определять композицию.
Художник воспринимает природу, как сочетание двух принципов: ритм и разнообразие. Чтобы воплотить это сочетание, создавая живописное или графическое произведение, он использует:
- распределение объектов, пятен на плоскости картины, (а также подбор формата, соответствующего сюжету),
- сопоставление элементов по форме, цвету и тону.
По плоскости картины (1) распределены ритмично стоящие сосны, разнообразие которых показано их сопоставлением по яркости, величине и форме (отклонения от прямизны и вертикальности). Художник может сделать композицию равновесной (2) или динамичной (3), может выделить центр композиции (4) или объединить элементы картины геометрической фигурой, например, треугольником или кругом (5).
Композиция может быть контрастной, чтобы подчеркнуть свойства изображаемых предметов. Чтобы показать что-то далёкое, надо изобразить близкое. Чтобы, например, показать, что дом или дерево находятся далеко, надо изобразить цветы или траву на переднем плане. Чтобы показать что-то крупное, надо рядом изобразить мелкое, например, крупные и мелкие цветы(6). Обратите внимание – на картине (7) ветка с листьями на переднем плане, а в отдалении — дерево.
Цвет дальнего дерева, разумеется, менее ярок, чем цвет ближних листьев. Но главное: листья на ближней ветке изображаются приёмом ОГОНЬ, а листва (даже слово другое!) удалённого дерева — приемами ВОДА («сливается») и ПОЧВА (много мелкого). Изменение приема, благодаря восприятию глубины пространства, — это тоже проявление разнообразия.