Цветоведение
Всё цветовое разнообразие видимого мира строится на трёх основных цветах. Это красный, жёлтый и синий. Эти цвета невозможно получить смешиванием каких-либо красок. Смешивая попарно эти три цвета, мы получаем дополнительные цвета. Красный при смешивании с жёлтым даёт оранжевый, жёлтый при смешивании с синим — зелёный, синий при смешивании с красным — фиолетовый. Обратите внимание: на цветовом треугольнике эти цвета образуют контрастные пары. Напротив красного оказывается зелёный, напротив жёлтого — фиолетовый, напротив синего — оранжевый.
Вспомним схему взаимодействия стихий. Стихии ДЕРЕВА соответствует синий цвет, стихии ОГНЯ — красный, стихии ПОЧВЫ — жёлтый, то есть основные цвета. Стихии МЕТАЛЛА и ВОДЫ — соответственно белый и чёрный цвета.
Добавляя к каждому из шести цветов спектра белую или чёрную краску в разных пропорциях, мы получим цвета с высветлением (по горизонтали) или затемнением (по вертикали).
Теперь каждый цвет — в пяти вариантах. Количество вариантов бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (исходный цвет плюс чёрная или белая).
Кроме основных и дополнительных, есть ещё промежуточные цвета: красно-оранжевый, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Количество промежуточных цветов также бесконечно. Всё зависит от пропорционального количества смешиваемых красок (основных и дополнительных цветов).
В процессе работы с красками живописец подбирает цвет в соответствие с различными параметрами: локальный цвет предмета или его части, освещение и светотень, удалённость предмета, цветовые рефлексы.
Он может смешивать любые краски, добавлять чёрную и белую, соблюдая необходимые количественные пропорции. Художник знает, что при смешивании контрастных цветов, например, красного и зелёного, получаются «грязные» оттенки. Приходится также учитывать свойства краски как вещества.
Например, при смешивании синей и красной красок чистый фиолетовый цвет не получается; в составе оранжевой краски жёлтой больше, чем красной; при добавлении чёрной краски к жёлтой получается зеленоватый оттенок. Если краска сильно разбавлена водой (или растворителем), то она ложится более тонким слоем. Проявляется прозрачность краски, и сквозь неё просвечивает бумага (или другой материал) или краска, положенная ранее. Цвет при этом, разумеется, меняется.
Пятно 1 получилось при помощи смешивания красной, жёлтой, чёрной и белой красок. Определите, из каких красок составлено пятно 2.
***
Тёплые и холодные цвета
Любой цвет может быть тёплым или холодным. Только зрительные ощущения позволяют отличить тёплый цвет от холодного. Рассмотрите предлагаемые образцы цвета в галерее и определите, какой образец тёплый, а какой холодный в каждой паре:
Сравните, например, жёлтый тёплый с холодным («лимонным»), красный тёплый с холодным («малиновым»), зелёный тёплый с холодным («изумрудным»). Смешивая гуашевые краски, трудно добиться синего тёплого цвета, однако можно создать цвет более тёплый, чем просто синий. Чтобы создать холодный оранжевый, необходимо смешать лимонный с малиновым. Тёплый фиолетовый цвет — смесь тёплого синего с красным — приобретает серый оттенок, однако он теплее просто фиолетового цвета.
Изображая предметы при естественном освещении, художник следует правилу: цвет с освещённой стороны холодный, в тени — тёплый, не зависимо от локального цвета самого предмета.