Джун го хуа (中国画) или просто го хуа (国画), так называется традиционная китайская живопись. Сам термин “го хуа”, означающий дословно «государственная живопись» возник сравнительно недавно, в конце 19 – начале 20 века. В это время в Китай начала массово проникать традиция западной культуры и понадобилось ввести термин, который бы отделил исконно китайскую живопись от западной.
Знакомясь с произведениями китайской живописи, возникает ощущение непривычной реальности, отличной от той, которую мы привыкли видеть на полотнах западных художников. В чем же состоит это отличие, явно ощутимое с самого первого взгляда, и все же быстро ускользающее при попытке его объяснить?
На мой взгляд, самое первое и принципиальное отличие го хуа от западной живописи состоит в той задаче, которую она призвана решать.
Если главной задачей западной живописи является пробудить в зрителе чувство (прекрасного, радости, горя, сострадания,печали, любви …), то китайская живопись выполняет задачу прямо противоположную – она гармонизирует все чувства и зритель приходит в состояние внутреннего баланса, равновесия и покоя.
Дело в том, что в соответствии с китайской концепцией мироустройства, любое качество одновременно рождает и свою противоположность. Из этого следует, что большие радости рождают большие печали… Самым безопасным в этой связи является состояние срединной гармонии, как говорили древние китайцы, “не Инь, не Ян, но Дао”. Это очень ресурсно.
Однажды, в то время, когда я еще практически ничего не знала про китайскую живопись, мне случилось познакомиться с картиной “Ранняя Весна” известного художника эпохи Северная Сун Го Си. Глядя на нее, мне удалось почувствовать необыкновенное умиротворение и покой. Не было никаких ярких эмоций, впечатлений, не было вообще ничего и одновременно было все.
Картины классических китайских художников часто приглашают зрителя в путешествие, путешествие вглубь. Зритель становится внимательным, постепенно он начинает видеть все детали , он уже не сторонний наблюдатель, он участник, он соавтор картины.
Для того, чтобы это произошло, классики го хуа писали картины только в особом умиротворенном и возвышенном расположении духа, поскольку хорошо понимали, что дисгармоничное состояние художника через картину таким же образом повлияет на зрителя. Великие китайские художники были ответственными и старались не наполнять мир страстями.
Здесь мы видим еще одну особенность китайского сознания, которое воспринимает действительность в соответствии с принципом фрактала. Имеется в виду, что в мире действует абсолютное подобие микро- и макро-уровней. Если спокойствие и гармония внутри, то она будет и снаружи, равно и наоборот.
Для того, чтобы зритель смог почувствовать плавность пульсации энергии ци (气), художник задавал в картине ритм, посредством гармоничного взаимодействия проявлений Инь/Ян. Пустое и наполненное, сухое и влажное, светлое и темное, внутренне и внешнее, быстрое и медленное взаимодействовали в картине, уравновешивая друг друга. Сам процесс создания картины происходил подобно танцу.
Особую ритмичность китайской живописи придает ее родство с китайской каллиграфией. Именно эта особенность наполняет китайскую живопись пластичностью и музыкальностью. В китайской живописи, точно также как и в каллиграфии главной “художественной единицей” является линия. Живая линия передает пульсацию энергии. В процессе работы художник старается не отвлекаться и не останавливаться, чтобы не выпасть из пойманного потока энергии.
Кисть в китайской живописи является своеобразным проводником энергии Неба и Земли. Человеку лишь нужно без усилий, естественно подключиться к этому потоку. А вот для того, чтобы так подключится, художник много тренируется, пишет каллиграфические тексты, оттачивает силу линии, изучает свойства кисти и туши.
В китайской живописи много интересных технических приемов, которые позволяют создать образ посредством минимального количества движений. В традиционной китайской живописи используются особенные материалы: рисовая (и не только рисовая) бумага, специальный шелк, тушь, особые минеральные краски и различные кисти и натурального ворса.
Китайскую картину сопровождает обычно стихотворная надпись, выполненная специально подобранным для данной картины стилем каллиграфии. Все в картине должно соответствовать друг другу, дополнять друг друга, создавая ощущение целостности и единства противоположностей.
В китайской традиционной живописи выделяется два основных стиля “гун би” (工笔) и “се и”(写意). Стилю гун би свойственна тщательная проработка деталей картины и послойное цветное тонирование.
Живопись в стиле се и напротив часто посредством лишь нескольких движений передает основную идею картины. Этому стилю свойственна лаконичность и быстрота исполнения. В какой-то мере эти стили тоже уравновешивают друг друга, как Инь и Ян.
Занимаясь китайской живописью, мы начинаем делать много интересных открытий в самих себе. Обучение го хуа дает нам возможность не только научиться новой технике живописи, но и посредством постоянного баланса проявлений Инь/Ян помогает нам придти к внутреннему равновесию. Находясь в гармоничном состоянии, мы можем привнести его в окружающий мир и сделать его чище.
В статье использованы картины Ма Юаня, Чжень Бяньцао, Го Си, Ши Тао, Сюй Бэйхуна, Ци Байши, Да Ньена и других китайских художников.