XX век в китайской пейзажной живописи




Последние 60 лет правления династии Цин были настоящей катастрофой для Китая. Многочисленные войны с европейскими колонизаторами и Японией были проиграны. Большая часть населения Китая пристрастилась к курению опиума, завозимому в Китай Британией. Разделённый между европейскими странами на зоны влияния, Китай превратился в полуколонию. Голод и нищета стали повсеместной реальностью для крестьян. Страна была унижена и разорена. Многие люди были недовольны, близилась Синхайская революция 1911 года, принёсшая конец китайской империи и старым порядкам, просуществовавшей много тысячелетий.

С Синхайской революции, надломленная китайская культура начинает период активного поиска новой опоры, новых решений, новых образов. Революция была кризисом для культуры срединного царства, но именно благодаря ей многие талантливые выходцы из низов получили известность.

Таковым был самый известный китайский художник XX века Ци Бай Ши 齐百石1864 – 1957. Он был выходцем из бедной семьи, достаточно долго пас скот, помогая своей семье по хозяйству, но упорная работа и талант сделали его неординарный подход к китайской живописи известным и популярным. Ци Бай Ши часто называют китайским Пикассо за его интереснейший стиль, связанный с характерным для эпохи модерна упрощением формы и богатством колористической палитры. Ци Бай ши работал во всех жанрах, известных в китайской традиционной живописи. Его кисти принадлежит немало пейзажей.


Символом новой эпохи в истории Китая стал новый бурно растущий город на юге Китая. Это был Шанхай, порт-детище победы западных держав над Китаем в первой Опиумной войне в 1844. В конце XIX – начале XX века именно Шанхай стал основным торговым портом Китая, местом встречи Востока и Запада. Влияние западных держав росло и Шанхай всё расширялся. Расположенный недалеко от традиционных центров культуры Китая на юге – Сучжоу и Ханчжоу, Шанхай очень быстро стал центром притяжения китайских художников и деятелей культуры желающих как познакомиться с ценностями западной культуры, так и просто преуспеть. Множество именитых китайских художников конца XIX – начала XX века жили и работали в Шанхае. Одним из самых известных представителей шанхайской школы был徐悲鸿 Сюй Бэйхун 1895-1953.

Господин Сюй работал во многих жанрах. В жанре китайского пейзажа он известен благодаря его технике монохромных пейзажей «от пятна», но в его творчестве присутствуют и несколько колористических пейзажей.


Сюй Бэйхун учился не только в Китае. Значительная часть его жизни связана с изучением европейской живописи во Франции. Ниже приведены несколько его пейзажей в европейском стиле.

Многие известные китайские художники XX века учились живописи заграницей, пытаясь в своём творчестве сочетать дальневосточное и европейское искусство. Одним из самых ярких представителей таких художников стал关良 Гуань Лян 1900–1986, учившийся европейской живописи в Японии и воспринявший новейшие веяния модерна.

Другим известным китайским мастером XX века, который провёл значительную часть жизни, изучая европейскую традицию стал 張大千 Чжан Да Цянь 1899-1983. Он известен благодаря своему неповторимому стилю, совмещающему традиционный китайский сине-зеленый пейзаж с техникой европейского модерна. Сегодня картины Чжан Да Цяня крайне востребованы и конкурируют по стоимости с картинами Пикассо.

XX век китайского искусства знал и других мастеров, нашедших себя модерновой часто колористической интерпретации традиционного пейзажного жанра гор и вод. Одним из самых замечательных примеров такого творчества являются наполненные яркими смелыми цветовыми решениями картины 朱屺瞻 Чжу Ци Чжаня 1892-1996

Ещё одним важным веянием XX века стало стремление многих художников рисовать пейзаж от пятна, без контурного наброска, предпочитая экспрессию мазка более традиционной для традиционного пейзажа проработанности деталей. Таковым является один из самых ярких представителей шанхайской живописной школы, художник 林曦明 Лин Си Мин, родившийся в 1926 году.

Ещё одним ярким представителем данного стиля живописи является китайско-японский художник 王農 Ван Нун, 1953 года рождения. Если раньше мы говорили о совмещении европейского и китайского подхода к изображению пейзажа, то Ван Нун примирил в своём творчестве две традиции, вышедшие из одного источника – японскую и китайскую.

История Китая в XX века крайне непроста и трагична. Это и падение тысячелетних устоев с Синхайской революцией 1911 года, и анархия, и голод, и наркомания, и гражданская война 20-30-х годов, закончившаяся адом кровавой 12-и летней войны с Японией, ставшей частью Второй Мировой Войны и ещё более сложные события, времён установления господства Китайской Народной Республики, правления Мао Цзэдуна и культурной революции.

Многие художники были вынуждены иммигрировать, как поступили Чжан Да Цянь и Ван Нун, другим пришлось смиряться с реалиями социалистической культурной революции, стремящейся поставить аристократическое, по своему происхождению, искусство китайского пейзажа на службу народу. Именно так в китайский пейзаж 70-х годов XX века пришли электростанции, плотины, линии высоковольтного напряжения, рабочие, пионеры и красноармейцы с красными флагами и даже сам великий кормчий Мао. Приведём картины:


Многие представители китайской интеллигенции, во время культурной революции, окончательно и бесповоротно иммигрировали в другие, “некитайские” страны мира. Особенно много таких китайцев «осело» в США. Среди гигантской по численности китайской иммиграции в США есть и художники, которые уже при помощи средств, которые им даёт европейская традиция живописи, могут выразить идею китайского пейзажа гор и вод. Одним из самых ярких представителей таких художников можно назвать известного американского художника китайского происхождения, известного в США под своим кантонским именем как Hong leung Хун Леун.

Если Хун Леун попытался осмыслить китайский пейзаж при помощи масляной техники и яркой колористики, то вот художник Лю Маошань Liu Maoshan известен своим «китайским акцентом» в европейском городском пейзаже.


К концу XX века пейзажный жанр гор и вод начал обретать и переосмысливаться во всё больших формах. Одну из самых интересных форм китайскому классическому «снежному» пейзажу дал художник Ван Цзы Сю в своих замечательных монохромных снежных пейзажах:

XX века принёс в китайскую живопись также и новые технологии. Речь, прежде всего, идёт о мультипликации. Именно в XX веке китайский пейзаж впервые ожил благодаря мультипликации. Приведём здесь мультик 山水请 – «пейзажные чувства».

Ещё одним замечательным изобретением XX века была фотография и фотомонтаж. И опять же, жанр пейзажа гор и вод не остался без внимания китайских фотохудожников. Наиболее известны стали работы двух из южного Китая, перебравшихся во времена политических потрясений в
Лан Цзинь Шань 郎靜山 (1891-1995):

И его ученик китайско–вьетнамского происхождения, известный под своим вьетнамским именем – Don Hong Oai:

XX век в истории Китая выглядит как контрастный душ перемен, за эпохой нищеты и потрясений времён культурной революции проследовала эпоха экономического развития Китая, сделавшая его самой динамично развивающейся страной мира. В китайских городах выросли небоскрёбы, Китай стал одной из самых компьютеризированных стран мира. И опять же, традиционный пейзаж с горами и водами перевоплотился ещё раз. На сей раз в пейзаже выросли небоскрёбы. Приведём творчество китайского современного фотохудожника Ян Йонглиан 杨永良 Yang YongLian


За полтора тысячелетия своего существования, китайская пейзажная живопись гор и вод эволюционировала не раз, каждый раз отражая те перемены, которые происходили внутри китайской культуры.

К концу XX века мировая глобализация и рост популярности китайской традиционной культуры привёл к тому, что многие люди за пределами Китая и Японии прониклись философией пейзажа гор и вод. Это привело к огромному числу вариаций на тему. К переосмыслению китайского шань шуй подключились и многие некитайцы.

Огромное число вариаций на тему горного пейзажа в тумане, родившееся в мировом искусстве за последние несколько веков, немного «замылило глаз» и отвлекло от изначальной смысловой наполненности жанра шань шуй, пропитанного языком взаимодействия базовых категорий даосской натурфилософии: инь и ян, пять элементов у-син и т.д.

Вернуться к изначальному, вновь увидеть пейзаж через призму понятий даосской натурфилософии и призывает живопись у-син, которой мы занимаемся в нашей школе.

Этой живописи посвящён нижеследующий видео ролик:

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

                       

Автор:

Комментариев (10) на «XX век в китайской пейзажной живописи»

  1. Юлия Зима пишет:

    Большое разнообразие техник, много цвета, экспрессии. Безусловно обогащенная европейским влиянием, китайская пейзажная живопись получила бОльшую броскость и привлекательность, а если учесть еще китайское трудолюбие, то можно смело сказать, все технические приемы европейской живописи они освоили просто безупречно.
    Но по мне ‘”настоящий китайский пейзаж” только тот, который возвращает “домой”, к самому себе, а такие пейзажи могли написать только те, кто сам умел возвращаться …

  2. Ирина пишет:

    Salut!

    “Зависла” я в статье,остановились домашние дела…
    По статьям о пейзажной живописи можно изучать историю Китая,с которой я мало знакома.
    В этой статье как-то особенно взволновал синтез культур,сочетание китайской и европейской пейзажной живописи, слияние японской и китайской манер в пейзажах Ван Нуна.
    Чудесный мультфильм Пейзажные чувства”,очень проникновенный…
    На время приостановила изучение статьи,чтобы не перелилось через край).

    Merci mille fois!

    • Щербаков Андрей пишет:

      Ира, когда я писал эту статью, самому удалось по новому взглянуть на китайский пейзаж. Раньше ценил только старых, сунских авторов, но теперь открыл для себя XIX и XX века в китайской живописи. Да, синтез, – это всегда очень интересно!

  3. Алиса (администратор) пишет:

    Андрей, какая плодотворная работа. Спасибо за эти обзоры, экскурсы в не проявленное для кого-то доселе знание )))

  4. Екатерина пишет:

    Большое спасибо за такую подробно иллюстрированную статью. Читается на одном дыхании а потом бесконечно пересматривается и перечитывается.

    • Щербаков Андрей пишет:

      Екатерина, не забудте прочесть предыдущие 7 частей этой статьи, они все в новостях на сайте. Скоро вывесим их и в “статьи”.

  5. юлия кошелева пишет:

    отличная статья

Ваш комментарий