Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 2: десять небесных стволов 天干




Концепция, которую мы изложили в предыдущих публикациях связана с крестообразным расположением пяти Стихий у-син, есть и другое расположение. Это расположение, где Дерево , Огонь , Почва , Металл и Вода связаны по кругу взаимным порождением 相生и по звезде взаимным преодолением 相克.

h9URUtGhecA

Рассмотрим такое расположение элементов на примере цикла из 10 небесных стволов, столь важного для понимания китайского календаря.
10 небесных стволов 天干 это цикл из 5 пар знаков, каждый из которых соотносится с определённым элементом У-син. Китайской натурфилософии присуща фрактальность: внутри каждого из элементов структуры скрыта новая структура, подобная исходной.


В предыдущей статье я писал, что каждый из пяти первоэлементов у-син соотнесён с определённой фазой перехода Инь в Ян и обратно. Теперь же, благодаря 10 небесным стволам мы узнаём, что у каждого из пяти первоэлементов есть так же деление на янскйю и иньскую составляющие. Рассмотрим же характер каждого из десяти небесных стволов.

42b6008351a1f00e8b85c14b083290a3

 

Ниже я привёл описание, почерпнутое мной из записей, которые я сделал в даосском монастыре Лунхушань. Позже я выяснил, что это описание достаточно распространено и проистекает ещё из исторических записок Сыма цяня. Сегодня большинство китайских книг по календарной тематике содержат именно это описание на древнекитайском поэтичном Вэнь Ян.

1. Стихия «дерево»

甲:像草木破土而萌,阳在内而被阴包裹。
Действие знака Цзя подобно той силе с которой ростки трав и деревьев пробиваются из под земли. Янская Ци внутри и обёрнута иньской.
甲为栋梁之木,东方。
Действие Цзя подобно мощному дереву, сторона этого знака – восток.

乙:草木初生,枝叶柔软屈曲。
Травы и деревья выходят на свет, Ветви и листья ещё мягкие и изогнутые.
乙为花果之木,东方。
Действие знака И подобно дереву трав и плодов, сторона этого знака – восток.

Стволы Цзя и И знаменуют собой первую самую сложную часть родившегося процесса, связанную с борьбой за жизнь, стремлением удержаться в мире живых.
Силу стихии дерева поясняет образ ростков дерева, взломавших весной асфальт парковой дорожки. Энергия дерева экстравертна, направлена от стволов к ветвям, от корней к кроне.

2. Стихия «огонь»

丙:炳也,如赫赫太阳,炎炎火光,万物皆炳燃着,见而光明。
Бин – суть его – в Ясности, действие знака подобно Великому блестящему светилу – Солнцу в зените, жаркого и яркого, десять тысяч вещей проявляются, пламенеют и блестят, можно видеть яркий свет.
丙为太阳之火,南方
Действие знака Бин подобно огню великого светила, сторона этого знака – юг.

丁:草木成长壮实,好比人的成丁。
Дин – Травы и Деревья формируются и растут, подобно человеку в возрасте достижения совершеннолетия.
丁为灯烛之火,南方。
Действие знака Дин подобно огню свечи, сторона этого знака – юг.

Стволы Бин и Дин соответствуют янскому и иньскому состоянию стихии Огня. Это самая яркая, блестящая часть цикла, на этой стадии процессы проходят подростковый кризис и расцветают в юности.
Выше я уже писал, что основная черта Огня – это его вертикальное движение снизу вверх. Действие Стихии Огня часто ассоциируют с триграммой Ли. Её нижняя и верхняя черта янские, а средняя иньская. Янская черта отдаёт влияние, иньская принимает. Таким образом, направление стихии Огня – снизу вверх и снаружи – внутрь, именно поэтому у костра широкое основание и острое завершение.

3. Стихия «Почва»
戊:茂盛也,象征大地草木茂盛繁荣。
У, Цветущий, Обильный, символом этого знака является поле в самом цвету.
戊为城墙之土,中方。
Действие знака У подобно камню городской стены, сторона этого знака – центр.

己:起也,纪也,万物抑屈而起,有形可纪。
Цзи, значение знака поясняется иероглифом возникновение , или запись .
Десять тысяч вещей сформировавшись, подчиняются своей участи, их можно записать, формализовать.
己为田园之土,中方
Действие знака Цзи подобно почве плодов и садов, сторона этого знака – центр.

Знаки и это вершина цикла, янское и иньское качества почвы, это вершина, апогей цикла, переход между Янской «растущей» и Иньской «закрепляющей» фазами. Именно на этом отрезке находится вторая после рождения самая уязвимая точка цикла, поскольку великое обладание легко переходит в великую потерю. В даосских монастырях в Китае в день под знаком не проходят молебны и церемонии, поскольку считается, что энергетика дня слишком нестабильная. Этот день традиционно рекомендуется провести в покое, устойчивость и покой – самые большие добродетели Почвы.

4. Стихия «металл»

庚:更也,秋收而待来春。
Гэн, значение знака поясняется иероглифом прохождение, познание на личном опыте更. Собираем осеннюю жатву и готовимся к будущей весне.
庚为斧钺之金,西方
Действие знака Гэн подобно металлу секиры, сторона его – запад.

辛:金味辛,物成而后有味,辛者,新也,万物肃然更改,秀实新成。
Синь, Металлу соответствует острый вкус, десять тысяч вещей обретают вкус, Значение знака поясняется иероглифом 新 «новый», «свежий».
Десять тысяч вещей покорно следуют преобразованиями и успешно обретают законченную форму.
辛为首饰之金,西方
Действие знака Синь подобно металлу украшения, сторона его – запад.

Два Небесных ствола Гэн и Синь соответствуют самой загадочной для наших европейских умов стихии Металл. Никогда нельзя забывать, что в Китае стихия это прежде всего тип движения, тип действия. Металл связан с осенью и закатом – временем жатвы и сбора плодов всего предстоящего цикла. Поэтому основное его движение интравертно: жатва собирается с полей и должна быть упакована в сосуды, но перед этим следует отделить зерна и плевелы, отсюда и второе движение элемента Металл – отсечение, отделение.

5. Стихия Вода
壬:妊也,阳气潜伏地中,万物怀妊。
Жэн, значение знака поясняется иероглифом беременность. Янская Ци скрывается вглубь земли. Десять тысяч вещей беременеют.
壬为江河之水,北方
Действие знака Жень подобно реке, сторона его – север.

癸:揆也,万物闭藏,怀妊地下,揆然萌芽。
Гуй, значение знака пояснено иероглифом – планировать, рассчитывать, вымерять. Десять тысяч вещей скрыты, Земля беременна, время планирования, формируется зародыш, первый росток.
癸为雨露之水,北方。
Действие знака Гуй подобно дождю и росе, сторона его – север.

Жэн и Гуй – два качества стихии Вода. Стадия Воды это самая загадочная и интересная стадия любого процесса. Здесь можно увидеть как тень уходящего, так и ростки будущего. Именно на этой стадии система наиболее податлива, именно здесь зарождаются основные черты будущего цикла.
Как я уже писал выше Вода – это абсолютный инь, абсолютная горизонталь. Среди восьми триграмм «Ба гуа» Воде соответствует триграмма Кань . Внешние черты этой триграммы иньские, внутренняя – янская. Таким образом, в то время как китайский Огонь интравертен соответствует триграмме Ли , Вода – экстравертна, движется сверху вниз и из центра – наружу.

Таким образом, мы видим, как описание 10 небесных стволов рассказывает нам о цикле 5 элементов у-син как о 5 фазах жизненного цикла. И хотя рождение десяти тысяч вещей происходит в фазе Дерево , в первом знаке Цзя , особо следует отметить ту важность, которой древнекитайские мыслители наделяли фазу Воды , фазу трансформации. На фазе воды новые перемены зачаты но ещё не родились, а старые ещё себя не до конца исчерпали.
Это стремление найти момент предрождения, момент зачатия процесса, цикла очень характерно для китайской натурфилософии, поскольку считается, что это самое лучшее время дабы повлиять на данный процесс, направить его в нужное нам русло.
Позволим себе здесь процитировать фрагмент из 64 чжана трактата Дао Дэ Цзин
«То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего ещё нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда ещё нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага».

Кроме того следует отметить, что десять небесных стволов представляют из себя цикл, который делится из двух фаз: янской и иньской. Рождение цикла проходит между знаками Гуй (иньская вода) и Цзя (янское дерево), а апогей цикла, когда Ян переходит в Инь находится на границе двух знаков почвы У (янская почва) и (иньская почва).
Если бы мы мыслили терминами физики XX-го века, то сказали бы что система десяти небесных стволов позволяет понять карпускулярно-волновой дуализм элементов У-син. Каждый из элементов это и фаза развития процесса и в то же время конкретный образ, имеющий своё материальное воплощение. Так Почва это с одной стороны – апогей цикла, граница перехода Ян в инь, а с другой стороны сама по себе являет из себя образ горы, стены, почвы, песка. Логика пяти переходов у-син вполне позволяет сказать, что знак У представляет из себя вершину горы, на которую мы сначала поднимаемся с берега, границы иньской воды и янского дерева, а затем – спускаемся, возвращаясь в исходную точку путешествия. Внимания заслуживает так же образная логика, согласно которой каждый из элементов разделился на янскую и иньскую составляющую. Это логика «ствола и ветвей». Так знак Цзя 甲, который соотносится с янским Деревом, являет собой корень и ствол дерева, а знак И это ветви, листья и плоды дерева.

У Почвы тоже есть ствол и ветви. Ствол почвы это гора, камни, знак У 戊, а ветви почвы это результат многотысячелетнего рассыпания горы, превращения её в песок и плодородную землю, которые отождествляются с . Следуя этой же логике вы найдёте корень и ветви у Огня, где само Солнце, основной аспект которого – жар соотносится со знаком Бин , а ветви солнца – всполыхи огня, нужные больше для света чем для жара это уже суть знака Дин . У Металла ствол это самородок, который при обработке превращается в тело секиры Гэн , а ветви – это острие клинка и полированность и блеск ювелирного изделия воплощённое в элементе Синь . С водой может показаться нелогично, если не вспомнить что на карте первоэлементов она находится между Металлом и Деревом. То есть исходная, стволовая её сущность это воды реки, суть которых течь и соединять, впитывать в себя металлы, таково содержание знака Жэн , а знак Гуй , значение которого пояснено символом рос и туманов это вода, готовая напитать дерево, Вода функция которой состоит в увлажнении.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки
В записи нет меток.

Автор:

Один комментарий на «Взгляд на мировую историю через призму китайского циклического календаря “Цзя цзы”. Часть 2: десять небесных стволов 天干»

Ваш комментарий