Пейзажи Щербакова Андрея в стиле эпохи “Южная Сун”








Представляю Вам серию монохромных пейзажей, написанных как эхо искусства мастеров династии Южная Сун в моей душе, при помощи как элементов традиционной китайской живописи го хуа, так и любимой мной живописи у-син.

Картины написаны на свитках из шёлковой бумаги и “застарены” мной при помощи предварительного покрытия свитка хорошо настоенным пуэром, дабы придать им вид древних, пожелтевших произведений.



Истории, описывающие эти картины, разбиты на три части, три поста. Сейчас вы читаете первый пост. Эпоха “Южная Сун” (1127 – 1279) была уникальным в истории Китая периодом. Именно его часто называют “Золотым веком” в истории китайского творчества, философии и духовных школ.

Период правления династии Сун был связан с попытками интеграцией трёх крупнейших учений: Даосизма, Буддизма и Конфуцианства в рамках новой триединой идеологии “неоконфуцианства”. Философские откровения всеобщей интеграции затронули и другие стороны жизни средневекового Китая, в том числе, искусство. Именно в период Южной Сун появилось понятие “Чань цзу хуа”, которое можно перевести, как Чаньская (Дзенская) живопись или “Медитативная живопись”.
Основателями этого нового направления были Ма Юань 马远, Ся Гуй 夏圭, Лян Кай 梁楷, Ми Фу 米黻, Му Ци 牧溪.


Взглянув на эти картины, вы легко сможете понять, вокруг чего шла новая волна интеграции и чем отличалась эта живопись от живописи прежних эпох, прежде всего, своей “пустотностью”.

Дело в том, что как Даосизм, так и Чань буддизм ставили в центр композиции своих учений – изначальную “пустотность” всего сущего.
Основная сутра китайского буддизма “Праджняпарамита” или Сутра Сердца 心经 провозглашает все предметы внешнего мира, все шесть чувств и все основополагающие принципы буддистского учения – изначально пустотными. И высшим достижением практикующего называет достижение изначальной Пустоты.

Также стоит отметить, что немало пассажей основополагающего Даосского канона 道德经 Дао дэ цзин посвящены этой важной теме. Например, 11-й чжан рассказывает о полезности пустоты:
“Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.”

Цитата из этого Чжана написана на одной из моих картин, которую привожу ниже,

Полностью резонируя с философской канвой того времени, живопись эпохи “Южная Сун” ставит в центр композиции живописных произведений туманную пустоту. Часто такими картинами были полупустые монохромные пейзажи. Туман скрывал горы и растворял строгие очертания предметов, будто показывая, как бытие растворяется в небытии, как очертания всего сущего растворяются, возвращаясь к “изначальному”

Говорят, что однажды император династии Сун, Хуэй Цзун являвшийся также знаменитым художником, принимал экзамен. Задача была нарисовать горный пейзаж с храмом. Все кандидаты по разному справились с поставленной задачей. Многие художники, как того требовала ранняя живописная традиция, кропотливо вырисовывали мельчайшие объекты на рисунке. Это были крайне монументальные полотна, на создание которых уходило не меньше недели. Каждый художник сосредоточил своё внимание на определённом объекте, дабы продемонстрировать мастерство. Кто-то до мельчайших подробностей изобразил архитектуру храма, кто-то сосредоточился на деревьях, другие были великолепны в прорисовке гор. Император смотрел на работы и не знал, какой надо отдать предпочтение. Каждая была по своему хороша.

Но одна из работ поразила Хуэй Цзуна до глубин души, именно она и победила в этом конкурсе. Она действительно была необычна. Гигантское полотно было почти пусто, и лишь где то в нижнем углу была нарисована небольшая фигура монаха, идущего по тропе, которая расплывалась в клубах тумана. И лишь вдали едва намёком были изображены силуэты гор. Именно так этот художник изобразил храм в горах.

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Яндекс.Закладки

Метки:

              

Автор:

Комментариев (6) на «Пейзажи Щербакова Андрея в стиле эпохи “Южная Сун”»

  1. Елена пишет:

    Андрей, большое спасибо за прекрасные картины, интересный рассказ и созданное настроение.

  2. Анна Карева пишет:

    Андрей,прекрасные пейзажи, действительно с настроением и полетом кисти. И ,как всегда, делишься с нами интересной информацией. Спасибо!!!

  3. Ирина пишет:

    После прочтения и созерцания :

    Сокрытый пеленой туманных грез меня влечет цветок,чей аромат наполнен Пустотой…

    Спасибо.

Ваш комментарий